Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие IV. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами



2016-09-17 833 Обсуждений (0)
Практическое занятие IV. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольные вопросы:

1) Влияние естественно-правовой концепции Дж. Локка на педагогику эпохи Просвещения.

2) Натуралистический подход к проблеме образования и воспитания в педагогике Дж. Локка.

3) Понятия «природа» и «общество» в педагогике Ж.-Ж. Руссо.

4) Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.

5) Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо.

6) Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта.

7) Деятельность В.Н. Татищева в области развития профессионального образования в России.

8) Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

9) И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма.

 

 

Задания:

1) В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс на написание работы на тему «Способствовали ли науки и искусства совершенствованию нравов?». В результате, лучшим сочинением были признаны «Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. Вам предлагается в небольшом эссе ответить на тот же вопрос с позиций человека XXI века. В случае как положительного, так и отрицательного ответа на вопрос Дижонской академии, следует привести аргументы, которые не обнаруживаются в «Рассуждениях…». Аргументацию Руссо также следует привести и прокомментировать на предмет ее актуальности для нашего времени.

2) В своем окончательном виде Просвещенческая идеология прогресса предполагает присутствие следующих принципиальных тезисов: «1) наличие в истории закона, обеспечивающего поступательное движение к «совершенству и счастью человеческой расы»; 2) что такой процесс совершенствования отождествляется с ростом научного знания; 3) что наука и технология является принципиальным источником для прогресса морали и политики» (Сапрыкин Д.Л. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). М., 2001. С.68–69). Насколько эти положения актуальны для ценностно-целевых оснований современного образования? В случае несогласия с данными тезисами предложите иные ценностно-целевые основания для современного образования. Аргументируйте Вашу позицию.

 

Практическое занятие V. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв. Западноевропейский образовательный дискурс XIX в.

Контрольные вопросы:

1) Складывание в XVIII-XIX вв. профессионально-специализированной подготовки кадров как нового типа воспроизводства субъекта научно-образовательной деятельности.

2) Основные социальные функции новоевропейской науки и образования.

3) Формирование основных подсистем научно-образовательного знания.

4) Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци в отношении к дилемме сенсуализма и нативизма в новоевропейской философии

5) Психологизация принципа природосообразности в педагогике И.Г. Песталоцци.

6) Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта.

7) Идея дошкольного образования Ф. Фребеля.

8) Принципы природосообразности и наглядности в интерпретации А. Дистервега.

9) Принцип культуросообразности в педагогике А. Дистервега.

Задания:

1) В современном образовании функцию разъяснения и трансляции научного знания играют преимущественно учебники. Учебники современного типа стали появляться, согласно Т. Куну, в начале XIX века. Ранее «аналогичную функцию выполняли знаменитые классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химия» Лавуазье, «Геология» Лайеля и многие другие» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.28). С какими социокультурными и иными факторами становления современной науки связан в образовании переход от упомянутых и подобных трудов к учебнику? Аргументируйте Вашу позицию.

2) «Я полагаю, – писал И.Г. Песталоцци, – что нельзя и помыслить о том, чтобы народное образование продвинулось хотя бы на шаг вперед, пока не найдены методы обучения, которые, по меньшей мере до окончания учащимися начальной школы, сделают учителя простым механическим выполнителем метода, результаты которого должны проявить себя благодаря природе самого метода, а не искусству человека, применяющего его» (Он же. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1981. С.93). Разделяете ли Вы данную позицию? Насколько актуально сегодня это суждение? Насколько возможно (и необходимо ли) создание такого метода? Пожалуйста, аргументируйте Ваше мнение.

3) В письме учителю Петерсону от 18 января 1783 г. И.Г. Песталоцци предлагает «Вопросы, на которые дети каждый вечер должны отвечать и ответы на которые должны заноситься в таблицу». Ориентируясь на образец, составьте аналогичные вопросы и таблицу для воспитанника, живущего в XXI века. Какие вопросы Вы считаете излишними для нашего времени? Какие остаются актуальными? Какова, вообще, педагогическая и психагогическая функции подобной таблицы? См.: Песталоцци И.Г. Письма учителю Петерсону (1782-1784) // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1981. – 6–48 с.

 



2016-09-17 833 Обсуждений (0)
Практическое занятие IV. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие IV. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)