Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ



2016-09-17 840 Обсуждений (0)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Метафора – это скрытое сравнение. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: В садугорит костер рябины красной.(Красная рябина сравнивается с горящим костром). Сохрани мою речьнавсегда за привкус несчастья и дыма(У речи есть привкус, как у еды или напитка).

Примеры метафор, выраженные сущ.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви, струны души, стекло небес, чаша бытия.

Примеры метафор, выраженные гл.: любовь угасла; меня вырвет всем тем ужасом; очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

Примеры развёрнутых метафор: Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(В берёзовой роще осыпались листья, и теперь в ней не раздаётся ни звука)

Грустя, и плача, и смеясь,

Звенят ручьи моих стихов

У ног твоих,

И каждый стих

Бежит, плетет живую вязь,

Своих не зная берегов.

(Звуки стихов сравниваются со звоном ручьёв).

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например:Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет).
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК). Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением. Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например:Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например:Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это единоначатие (одинаковое начало строк или соседних предложений).
Например:Имя твоё – птица в руке,Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор соседних грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например:Не сияет на небе солнцекрасное,Не любуются им тучкисиние
9.Градация –нарастание одного и того же признака. Например:Сейте разумное, доброе, вечное
10.Антитеза – противопоставление. Например:Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламень.
11.Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого; б) прилагательное после существительного; в) наречие после глагола. Например:Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов:Вот царь нахмурил чёрные брови.)
12.Риторическое восклицание служит для выражения особо сильных чувств (восхищение, удивление, ужас и т.п.).

Например: Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. Например:На кого не действует новизна? (= Новизна на всех действует).
13.Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:О Русь моя! Жена моя!
14.Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например:ленивый, ленится, лентяй.
15.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение. Например: кот наплакал (=мало), ни рыба ни мясо ( = непонятно что), ставить палки в колёса (= мешать).
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например:реветь, дрыхнуть, дочурка, раззява, продажный, прикольный.
17.Перифраз - замена слова описательным оборотом. Например:ночное светило = луна; «Люблю тебя, Петра творенье!»= «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18.Метони́мия - замена слова смежным понятием:

1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню. (= пожар истребил деревню).

2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо! (= как бойко написано!).

3. Автор - произведение: читаю Пушкина. (= читаю произведение Пушкина).

4. Владелец - собственность: сосед горит! (= дом соседа горит!).

5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром (= серебряной посудой); «не то на серебре, на золоте едал» (= не то что из серебряных, а из золотых тарелок ел).

6. Содержащее - содержимое: обед из трех блюд (= из трёх кушаний); я две тарелки съел (= съел не тарелки, а их содержимое)..
19.Лексический повтор- намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например:Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
20.Оксю́морон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свобод.


МОРФОЛОГИЯ –это раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи.

ЧАСТИ РЕЧИ

  Самостоятельные Служебные Междометие  
  1. Имя существительное 4. Местоимение 1. Предлог    
  2. Имя прилагательное 5. Глагол 2. Союз    
  3. Имя числительное 6. Наречие 3. Частица    
Самостоятельные части речи
Именные части речи Глагол Наречие
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение
Обозначает предмет, явление, процесс. Отвечает на вопросы: кто? что? Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? каков? чей? Обозначает число, количество, порядок предметов при счете. Отвечает на вопросы: сколько? какой?который? Указывает на предмет, признак, количество. Отвечает на вопросы: кто? что? какой? сколько? Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?   Инфинитив = неопределённая форма глагола(что делать? что сделать? Решать, решиться, беречь□, беречь□ся, нести). Обозначает: признак действия (прыгнуть как? высоко), признак предмета (кофе какой? по-турецки), признак другого признака (очень насколько? вкусный). Отвечают: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?
Морфологические признаки частей речи
Склонение (изменение по падежам). 1 скл.: м.р. и ж.р. на -А, -Я земля дедушка акация 2 скл.:м.р. с нулевым □ столпень□ гербарий□ ср. р. на -О, -Е окно солнцеповедение 3 скл.:ж. р. с нулевым □ рожь□ ночь□ брошь□ Разносклоняемые:путь + 10 слов на –мя (время, бремя, имя, пламя, стремя, племя, вымя, знамя, темя, семя). Несклоняемые:кафе, такси, пальто и др. Род: муж. (день), жен. (зима), сред. (утро, такси), общий(неряха, растяпа, рохля, жадина).   ИМЯ СУЩ. Собственные («Атлантика», Мурманск, Наталья, «Ауди», Жучка), нарицательные (книга, каникулы, дети, ученики, река)   Одушевлённые Во мн.ч. Род. п. = Вин. п. Куклы - кукол = кукол Неодушевлённые Во мн.ч. Имен. п. = Вин. П. Книги – книги = книги   Число: един., множ. –котёнок, котята. Только форма един. числа:соль, сахар, мука, листва, молодёжь и др. Только форма множ. числа:ножницы, сани, брюки, бусы и др.   Падеж Им. п. – (есть) кто? что? Род. п. – (нет) кого? чего? Дат. п. – (дать) кому? чему? Вин. п. – (винить) кого? что? Тв. п. – (творить) кем? чем? Пр. п. – (думать) о ком? о чем? Разряды (3) 1.Притяжательные прилаг.- чей? Образуются с помощью спец. суф.: Мамин, отцов, лисий, лисья. 2.Относительные прилаг.- какой? (обозначают материал, время, место) -зимний, глиняный, морской. !!! Все прил. с суф. -ск- - относительные: детский, отцовский, английский. 3.Качественные прилаг. – какой? - имеют степени сравнения:большой - больше; - имеют краткую и полную форму: красива – красивая, красив – красивый, красивы – красивы; ИМЯ ПРИЛАГ. - могут повторяться: белый-белый; - могут сочетаться с наречием очень: очень умный Различай: медвежья берлога – притяж. медвежья шуба– относит. медвежья услуга – кач.   Род (в един. ч.) Число Падеж (в полной ф.)   Степени сравнения 1.Сравнительная степень а) простая форма: смелый –смелее, смелей широкий – шире малый – меньше б) составная форма: умный – более/менееумный   2.Превосходная степень а) простая форма: высокий – высочайший новый – новейший б) составная форма: самый/наиболее/наименееумный, умнеевсех Разряды (2) 1.Количественные числ. – сколько? бывают: а) целые: два, двадцать, двести сорок пять,   б) собирательные: оба(муж., сред. род: обоими мальчиками, обоих мальчиков, обоим озёрам), обе(жен. род: обеим девочкам, обеими руками). Собир. числ.: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (-ой-, -ер-) – сочетаются с сущест., ИМЯ ЧИСЛИТ. которые обозначают: - детёнышей животных (трое котят), - лиц мужского пола (двое мужчин), - с сущ. только множ. ч. (трое саней).   в) дробные числ. (две пятых). При изменении по падежам меняются обе части (двух пятых, двум пятым). Особо: Им., вин. п. –полтора полторы ж.род) полтораста Р., Д., Т., П. п. –полутора полутораста   2.Порядковые числ. – какой? который? (пятый, одна тысяча сорок пятый). При склонении составных порядковых числ. изменяется только последнее слово (в одна тысяча сорок пятом году об одна тысяча сорок пятом годе). По составу числительные бывают: а) простые (пять, пятый), б) сложные (одиннадцать, тридцатый), в) составные (сорок два).   Падеж, род, число - если они есть.   Разряды (8) 1.Личные: я, мы – 1 лицо ты, вы – 2 лицо он, она, оно, они – 3 лицо   2.Возвратное: себя   3. Вопросительно – относительные: кто, что, кого, чего, сколько, какой, который, чей, насколько и т.д. 4.Отрицательные: НИ -никто́, никого́, ничто́, ничего́, никако́й, ни о ко́м, ни с ке́м и т.д. + НЕ-не́кого, не́чего (нет имен. падежа) МЕСТОИМ. 5.Неопределённые: НЕ-не́кто, не́что, не́сколько, не́который; КОЕ –кто,кто– ТО,кто – ЛИБО,кто – НИБУДЬ. 6.Определительные: сам, самый, весь (вся, всё) всякий, каждый, иной, любой, другой.   7.Притяжательные: (чей?) мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.   8.Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, это, настолько и т.д.   Род, число, падеж – если они есть у местоимения.   Лицо –у личных мест. Вид: совершенный (что сделать?) несовершенный (что делать?) Переходность: переходный (можно подставить сущ. в В.п. БЕЗ предлога): смотрю фильм, делаю уроки непереходный (все остальные + -ся) Возвратность: возвратный (есть – ся ) невозвратный (нет – ся)   Спряжение: 1 спр. – глаголы не на –ить + исключения: брить, стелить; 2 спр. – глаголы на – ить + исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. ГЛАГОЛ Разноспрягаемые: хотеть, бежать + однокоренные слова. Наклонение: а) изъявительное (читаю, буду читать, прочитал) б) условное = сослагательное: есть частица бы/б (прочитал бы) в) повелительное: (читай, умножьте, пиши, дабудет, давай(те) сходим, пустьиграет, пускайиграет). Число: ед., множ.ч. Время : настоящее, будущее, прошедшее Лицо: (в наст., будущем времени) 1 (я, мы), 2 (ты, вы). 3 (он, она, оно, они) Род (в прош. времени, в ед.ч.): пришёл, пришла, пришло   ОСОБЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА 1.Причастие(какой? каков?) Разряды: Действительные причастия наст. времени: летящий, читающий (ащ/ящ, ущ/ющ); прош. вр.: летевший, несший. Страдательные причасти: наст. времени: читаемый, несомый, гонимый; прош. вр.: прочитанный, умытый, построенный, построена, прочитана. Время, вид Род, число, падеж – если есть   2. Деепричастие(что делая? что сделав? Размахивая,прочитав,помывшись, принесши) Вид, возвратность. Разряды 1. Наречия образа действия (как? каким образом?)   2. Наречия меры и степени (сколько? в какой степени?)   3. Наречия времени (когда? до каких пор? как долго?)     4. Наречия места (где? куда?откуда?)   5. Наречия причины (почему?)   6. Наречия цели (зачем? с какой целью?)     НАРЕЧИЕ Степени сравнения 1.Сравнительная степень а) простая форма: смело –смелее, смелей широко – шире глубоко – глубже далеко - дальше б) составная форма: умно– более/менееумно   2.Превосходная степень а) простая форма : глупо - глупейше высоко – высочайше(устаревшая форма) б) составная форма: умнее всех/ всего    
Служебные части речи (не являются членами предложения) Междометия и звукоподражательные слова
Предлог Союз Частица
Служит для связи слов в словосочетании и предложении. идти из школы (откуда? из чего?) говорить насчет поездки (о чем? насчет чего?) !! ! предлог входит в состав вопроса Разряды а) непроизводные (о, об, про, за, в, из и т.д.) б) производные , т.е. образовались из самост. частей речи (рядом, вследствие, в течение несмотря на и т.д.) Служит для связи однородных членов и для связи частей сложного предложения. Дети играли и весело смеялись. [ O и O ] Детииграли, а взрослыеразговаривали. [ ] , а [ ]   Раряды по составу а) простые - состоят из 1 слова (а, что, чтобы и т.д.) б) составные - состоят из нескольких слов (потому что, несмотря на то что и.т.д.)   Разряды по значению 1) сочинительные: а) соединительные (и, да = и, тоже, также, ни…ни, не только, но и…); б) противительные (а, но, да = но, зато, однако); в) разделительные (или, либо, или…или, ли…ли, то…то, не то…не то, то ли...то ли).   2) подчинительные: а) изъяснительные (что, чтобы, как и т.д.), б) условные (если, если бы, коли, раз и.т.д.), в) временные (когда, едва, лишь, как только, с тех пор как и т.д.), г) причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что и т.д.), д) целевые (чтобы, для того чтобы и т.д.), е) уступиельные (несмотря на, вопреки, хотя и т.д.), ж) следствия (так что), з) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно). Выражает оттенки значения слов или предложений, а также служит для образования форм слов.   Разряды 1) словообразовательные (их называют морфемами): - то, - либо, - нибудь, кое - (кто – то) не -, ни - (невысокий) 2) формообразовательные: - условное наклонение глагола (бы/б) – хотел бы, - повелительое наклонене глагола (пусть, пускай, да, давай, давайте) – давай улетим, - степени сравнения прилаг., наречий (более, менее) – более широкий. 3)модальные: а) вопросительные (неужели, ли/ль, разве), б) усилительные (и, да и, даже, же, уже/уж, ведь, всё-таки и др.) в) указательные (вот и, а вот, вон, а вон, вот), г) восклцательные (что за, как), д) выделительно-ограничительные (лишь, только, лишь только, почти, хоть и др.), е) определително-уточняющие (именно, как раз и др.), ж) сомнение (едва ли, вряд ли), з) отрицательные (не, ни).   !!!Частица–ка,морфемы (частицы) кое-, -то, -либо, -нибуьпишутся через дефис(читай –ка). Частица такипишется через дефиспосле глаголов(прочитал –таки), наречий(опять-таки), в составе других частиц (всё-таки). Служат для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их: ах, эх, ух, ага, Боже, увы, ого, Господи, браво, здравствуйте, пожалуйста, спасибо, вот тебе раз, батюшки, ура, мяу-мяу, кря-кря и др.  
                           

 

кр. прил.
нареч.
скс
ВНЕШНЕ СХОДНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

з.с.
кр. прич.
1. Слово категории состояния (скс) // наречие // краткое прилагательное на –о,-е.На улице (каково?)холодно .Посмотрел (как?) холодно.Утро (каково?) холодно́ (=холодное).

прил.
прич.
прил.→сущ.
прич.→сущ.
кр. прил.
2.Краткиепричастия //краткие отглагольные прилагательные.Семена рассеяны(1. = рассеяли; 2. Есть/можно подставить зависимые слова - сущ. (мест.) в Т.п. - рассеяны (кем?чем?) агрономом). Дети рассеянныи невнимательны (1. глаголом заменить нельзя; 2. не управляет твор. Падежом, 3. Рядом может находиться прилагательное).

прич. з.с.
прич.
отгл. прил.
мест.
мест.→сущ.
3. Причастия , прилагательные, местоимения ,перешедшие в существительные, // существительные. Учащиесяушли на каникулы. - Учащийся ребёнок. Больнойвыздоровел. - Больной вопрос. Другиечитали. - Другие вещи.

отгл. прил.
4. Причастия // отглагольные прилагательные. Блестящие на солнце предметы (=блестят). У него блестящие способности (=отличные). /Крашенная кисточкой/ дверь (имеет зависимые слова). Крашенаяткань (нет з.с.).

пр. + мест.
пр. + прил.
нареч.
нареч.
5. Существительное // наречие.Прилетел ранним утром(есть зависимое прилаг.). Прилетел утром.Высокие дома́ вокруг стоят.Хорошо до́ма!Поздней осеньюхолодно. Осеньюхолодно.

нареч.
пр. + прил.
6. Наречие // прилагательное, местоимение, числительное.Жить (как?) по – старому.Идти по старому(какому?) маршруту. Сделать (как?) по-своему.Сделать по своему(чьему?) плану.

Во-вторых, не буду сегодня работать. Во вторых (каких?) рядах стояли мальчики.

Некоторые случаи

Предлог Частица Союз Другие части речи
  На уборку класс пришли толькодевочки. Как толькопрозвенел будильник, сразу проснулся.(= когда) Автобус только чтоподошел. (= недавно- наречие)
  Я ведьне спорю. (= даже ине спорю) Веди нас, ведьты знаешь дорогу. (=так как)  
  Мы ине хотели опаздывать. Снег и ветер не пугали нас.  
  Об этом литы мечтала? Я не знаю, буду лисегодня дома вечером.  
    Маленький, зато сильный (= но) Спрячься за тодерево. (предлог + мест.)
    Я пою, сестра такжезанимается музыкой. Я пою так жехорошо, как и сестра.(наречие + частица)
    Я тожеиграл в прятки. Брат повторил то жесамое движение.(мест. + част.)
    Проходи, разпришел. (= если) Раз морозною зимой… (наречие, однажды)
    Выши раньше, чтобыне опоздать. Не знаю, что бытебе подарить. (мест. + част.)
Выйти навстречудругу.     Выйти навстречу.(наречие) Прийти на встречус ветераном. (предлог + сущ.)
Уйти, несмотря науговоры   Стройка продолжалась, несмотря на то чтобыли морозы. Шла по улице, не смотря напрохожих. (дееприч.)
Гулять вблизидома.     Сесть вблизи.(наречие)
Идти вдольулицы.     Разрезатьвдоль.(наречие)
Говорить в течениечаса.     В течении реки много порогов. (предлог + сущ.)
Говорить насчетпоездки.     Положить на счетв банке.(предлог + сущ.)
Говорить в продолжениедня вследствие     В продолжении романа сё объяснено.
Шапка наподобиебашни     Посмотри на подобие своё.
Опоздал ввидунепогоды     Иметь в виду.
Опоздал вследствиеаварии     Участвовать в следствии.

ОРФОГРАФИЯ

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Безударные гласные в корне

 

Проверяемые ударением Не проверяемые ударением Чередующиеся (корни с чередованием)
Подобрать проверочное слово: в(?)да́ – во́ды → вОда́ Запомни! Слова с суф. -ива-, -ыва- не могут быть проверочными! Запомни! Сидеть – НО седло, седок; дети – НО дитя. Словарные слова: трафарет, кафтан, соната и др. Запомнить, в случае необходимости проверять по словарю. I. Написание зависит от согласной, на которую оканчивается корень. 1. -ЛОЖ-, -ЛАГ-:положить, полагать. Искл.:по́лог (занавеска, загораживающая кровать). 2. - РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-: вырос, вырасти, выращивать. Искл.: росток, подростковый, на вы́рост, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой, отраслевик). 3. -СКАК-, -СКОЧ-: скакать, выскочить. Искл.: скачок, скачкообразный.   II. Написание зависит от наличия суффикса -А- за корнем: 1. -КАС-А-, -КОС-: касаться, коснуться. 2. Бер – бир-а, пер – пир-а, дер – дир-а, тер – тир-а, жег – жиг-а, мер – мир-а, чет – чит-а (искл.: сочетать, сочетание), блест – блист-а – блес-ну, стел – стил-а, счет – счит-а: выберу - выбирать и т.д.   III. Написание зависит от ударения (под ударением пишется то, что слышится, без ударения – подчёркнутая буква): 1. -ГОР-, -ГА́Р-: загора́ть, зага́р. 2. -ЗО́Р-, -ЗАР-: зо́рька, заря. 3. -ТВОР-, -ТВА́Р-: твори́ть, тварь. Искл.: утварь. 4. -КЛОН-, -КЛА́Н-: поклони́ться, кла́няться. !!! В словах типа наклон, поклон, склон, преклонный не ошибёшься.   IV. Написание зависит от значения: 1. -РАВН- («одинаковый, похожий») // -РОВН- («прямой, гладкий, плоский»): сравнить с героем, подровнять волосы. Искл.: равнина, равняться (о строе), ровесник, уровень, поровну. 2. -МАК- («погружать в жидкость») // -МОК- («впитывать, пропускать жидкость»): макать в молоко, сапоги промокают.

Согласные в корне слова

парные непроизносимые удвоенные
1) измени слово: плод – плоды, плот – плоты; 2) подбери однокоренное слово, где после сомни-тельной согласной стоит гласная: молотьба – молотить, узкий – узок; 3) подбери однокоренное слово, где после сомни-тельной согласной стоит одна из букв Л, М, Н, Р: мороз – морозный, дерзкий – дерзнуть. подбери проверочное слово, в котором эти согласные слышатся отчётливо: сердце – сердечный, солнце – солнышко. !!! Если слово непроверяемое, то его следует проверить по словарю и запомнить: сверстник, лестница, чувство. проверь по словарю и запомни: масса троллейбус стеллаж


2016-09-17 840 Обсуждений (0)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)