Теории о происхождении государства
Теологическая теория. Основная идея – божественный первоисточник происхождения и сущности государства и права: вся власть от бога. Это придавало ей обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти. В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими государствах и обществах. Своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа получены прямо от бога – законы Моисея. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует непосредственно – через откровения, чудеса. Законы, правосудие, справедливость по-египетски – олицетворение богини Маат. Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов, официально одобренных правил поведения означал, что все они соответствуют естественному божественному порядку справедливости. Патриархальная теория. Представители: Платон, Аристотель. Платон в труде «Государство» конструирует идеальное, справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 в. в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывал получение власти от бога, затем передачи ее старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Договорная теория. Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Дж. Локк. Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном состоянии», который превращает их в единое целое, в народ. На основании первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Оно обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Руссо, Радищев). Дж. Локк обосновывал идею монархии, т.к. общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа. Теория насилия. Л. Гумплович (профессор государственного права в Австрии), К. Каутский. Причина происхождения и основа политической власти и государства – не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война. К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории» писал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом. Принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство. Государство – это «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы. Органическая теория. Г. Спенсер. Государство – результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |