Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Беседа о главной героине рассказа — Дине



2016-09-17 879 Обсуждений (0)
IV. Беседа о главной героине рассказа — Дине 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:

1. Что заставляет Дину помогать Жилину?

2. Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?

3. В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

4. Почему вначале о девочке сказано «...прыгнет прочь, как коза дикая... », а позже: «...как козочка прыгает»?

5. Можно ли назвать Дину смелой, решительной?

6. Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?

7. Устно нарисуйте портрет бесстрашной татарской девочки.

8. Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Домашнее задание: прочитать VI главу. Ответить на вопрос «Почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ “Кавказский пленникˮ»?

 

Урок 36. Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».

ПОД СТРАХОМ СМЕРТИ

Цели деятельности учителя: подвести учащихся к решению вопроса: кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое; сообщить, почему это произведение является любимым для автора; развивать речь учащихся, дав им задание — написать сочинение-рассуждение по произведению.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические Высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Ход урока

 

Не ставь недруга овцою,

а ставь его волком.

 

Иноходец и в пути не товарищ.

Пословицы

I. Проверка домашнего задания(см. предыдущий урок).

II. Анализ VI части рассказа.

Из текста рассказа читатели знают, что после неудачного побега Жилин и Костылин находятся в глубокой земляной яме, под строгим контролем хозяина и постоянной угрозой погибнуть. Герои рассказа приуныли. И тут — лучик надежды: «Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина».

Вопросы:

— Что заставило дину прийти к яме проведать Жилина?

— Почему на другой день Дина задерживается? (Девочка прийти не могла, так как у мечети проходило собрание татар. Жилин понял из разговора, что русские близко подошла, и боятся татары, как бы в аул не зашла, и не знают, что с пленными делать».)

— Какую новость принесла Дина? («Иван, тебя убить хотят. ...А мне тебя жалко...») Итак, стало понятным, что татары приняли решение избавиться от Жилина.

— Почему татары так по-разному относятся к героям? (Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное — он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин — активный враг, опасный. Костылин — пассивный, опасений не вызывает.)

— Можно ли утверждать, что татары-захватчики с уважением относятся к Жилину? Вспомните, они называли его джигитом! (Плен, тяжелые условия содержания не сломили Жилина. Он не потерял своего человеческого достоинства, самоотверженности души, он Боец, он Человек.[20])

— Кого же из героев можно назвать «кавказским пленником»?

 

III. Составление плана рассказа о том, как Дина помогла бежать Жилину. (Записать на доске.)

План

1. Тайная помощь Дины.

2. Под страхом смерти в яме.

3. И вновь помощь дины.

4. Татарский аул позади.

5. Колодки сбить не удалось.

6. Прощай, Дина!

 

IV. «Кавказский пленник» — любимый рассказ Л. Н. Толстого.

Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Что вы можете сказать о языке рассказа: прост или сложен, понятен или недоступен?

 

V. Работа над пословицами, отвечающими содержанию рассказа.

Задние: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?

Ответ:

1. Нет друга — ищи, а нашел — береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

4. Иноходец в пути не товарищ.

5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица)

6. Береги честь смолоду, а кафтан снову.

7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть.

8. Распутья бояться, так и в путь не ходить.



2016-09-17 879 Обсуждений (0)
IV. Беседа о главной героине рассказа — Дине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Беседа о главной героине рассказа — Дине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)