Урок 30. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» ЕДИНСТВЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА Цели деятельности учителя: в сотрудничестве с учениками проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму, пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Чтение II главы. Анализ текста по вопросам: 1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной? 2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «... прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»? 3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка? 4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». 5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом. 6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому- то нужным и заботиться о ком-то.)
III. Краткий пересказ текста по плану: 1. Герасим в Москве. 2. Любовь к Татьяне. 3. Отъезд Татьяны и Капитона. 4. Спасение щенка из прибрежной тины. 5. Самый счастливый год в жизни Герасима. Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность — глухоту и немоту — преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью. Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.
Урок 31. ПРЕВОСХОДСТВО ГЕРАСИМА НАД ЧЕЛЯДЬЮ. ПРОТЕСТ ПРОТИВ КРЕПОСТНИЧЕСТВА Цели деятельности учителя: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, авторскую позицию и способы ее проявления; показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян; учить монологической и диалогической речи. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока I. Краткий пересказ текста по плану (продолжение — см. предыдущий урок): ПЛАН ПЕРЕСКАЗА 6. Муму в покоях хозяйки. 7. Ненависть и враждебность (барыни) «причудливой старухи». 8. Исчезновение Муму. 9. Попытка Герасима спрятать Муму. 10. Усердие дворни в уничтожении Муму. 11. Атака каморки Герасима. 12. Решение Герасима умертвить Муму. 13. Часы прощания с Муму. Гибель собаки. 14. Дорога домой. 15. Вновь в родных местах.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |