Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



2016-09-16 391 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




В теории государства и права исследуется возникновение государства, его сущность, социальная роль, форма, понятие, и право, как юридическое выражение государства, специфическое социально-правовое явление общества, его природа, закономерности возникновения и развития.

Таким образом, предметом изучения теорией государства и права являются закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой организации общества.

Государство возникло на определённом историческом этапе развития общества и с тех пор развивается как самостоятельное явление, имеющее собственные этапы и закономерности существования.

Есть два подхода в вопросе о происхождении и сущности государства, каждый из которых, по-своему определяет причины становления государственной организации общества.

К первому относятся теории, исходящие из того, что государство является произведением искусственным, созданным чьей-то волей вне зависимости от материальных отношений и факторов.

1. Это теологическая теория, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне трактующая государство как "божественное учреждение". Такой взгляд на государство как на нечто объективное и в своём основании независимое от признания воли отдельных лиц даёт возможность выявить объективный характер государственной воли. Государственная воля не сводится к индивидуальной воле членов общества, она находит воплощение в законе.

2. В теории общественного договора, происхождение государства объясняется как процесс перехода от естественного (первобытного) состояния к организованному обществу, соединяющему людей в государство. Люди договариваются учредить государство для снятия противоречий, достижения компромиссов, выражения общих скоординированных интересов различных групп общества. В теории общественного договора заложена идея обеспечения прав личности и достояния каждого члена общества с помощью государства, которому в силу договора принадлежит верховная власть, неотчуждаемая от народа - её источника.

3. Теория насилия выводит государство из культа силы, рассматривает его как продукт войн и завоеваний. Происхождение публичной власти, государства и права исторически связано с завоеванием, насилием, порабощением одних племён другими. В результате такого насилия в обществе складывается определённый порядок, включающий властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов. Насилие также является причиной возникновения права. "Сила идёт впереди права". Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от имени государства.

Ко второму подходу относятся теории объясняющие причины возникновения государства естественно-историческими процессами развития общества.

1. Марксизм видит происхождение государства как следствие появления условий, вызвавших разложение родового строя и оказавшихся причиной организации общества с помощью государства. Происхождение государства объясняется новыми формами существования людей.

Возникновение таких форм связано с материальным развитием общества, и заменой общественной собственности

как основы первобытнообщинного строя на частную собственность. Это повлекло за собой имущественное и социальное неравенство, т.е. разделение общества на классы. Появление классов марксизм связывает с возникновением таких противоречий, которые не могут быть примирены без особой организации общества –государства. Таким образом, государство не навязано извне обществу, а возникло в результате развития самого

общества, постепенно, в ходе обострения борьбы между нарождающимися классами.

Государство – это признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая над обществом, сила, которая умеряла бы столкновение, держала его в границах порядка.

Государство становится объективной необходимостью, но оно ставит себя над обществом и всё более отдаляет себя от него. Само общество получает возможность содержать особую группу людей, занимающихся политическим управлением и охраной сложившихся отношений собственности. Одновременно аппарат политического управления составляет орудие принуждения, систематического применения насилия и подчинения господствующему классу всех других классов.

2. С другой стороны история человечества это история не только борьбы классов, но развитие человечества происходит через развитие составляющих его народов; история общества - это прежде всего поступательное движение общностей людей: от родо-племенного объединения к народности, от народности к нации, от нации к мировому содружеству наций. Государство возникает при переходе от родо-племенного объединения к народности в результате развития и усложнения человеческого общества, для облегчения условий жизни. Эта теория возникает при анализе происхождения государств Древнего Востока, где использовался, так называемый, азиатский способ производства, который, однако, был характерен не только для Древнего Востока, но также для Африки и Америки до их столкновения с европейской цивилизацией. Этот способ производства имеет следующие особенности:

1) особая роль государства в хозяйственной жизни, организующего производство и осуществляющего распределение основных жизненных средств среди населения;

2) государственная трудовая и воинская повинность;

3) почти полное отсутствие частной собственности на средства производства;

4) неразвитость внутреннего рынка и второстепенная роль товарообмена, охватившего в основном предметы

роскоши и дополнительные продукты питания.

В XX веке черты "азиатского" способа производства оказались присущи социалистическим и многим развивающимся странам, что свидетельствует об их укоренённости в историческом процессе. Иными были и критерии выделения правящего слоя древних деспотий. Не собственность на средства производства определяла место господствующей элиты в иерархии, а наоборот, место в иерархии определяло экономическое положение "функционеров".

Правящая верхушка эксплуатировала крестьян-общинников не на основе имущественных отношений, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой. Для управления нужны знания. Поэтому управленческий слой, как правило, непрерывно пополнялся через систему экзаменов и конкурсов. Таким образом он представлял собой скорее профессиональную группу, слой, чем общественный класс.

Несмотря на наличие рабства, за небольшим исключением труд рабов не играл в экономике появляющихся государственных образований существенной роли, они были преимущественно домашней челядью. Первые государственные хозяйственные системы не случайно называют патриархальным социализмом. Из происхождения государства становится ясной его социальная роль. Она состоит в том, что с помощью государства закрепляется и охраняется экономическая и политическая власть господствующего класса. Государство, а вместе с ним и право, способствуют упрочению и развитию производственных и иных отношений угодных и выгодных экономически господствующим классам или большинству народа.

Переходя к сущности государства, следует отметить, что государство, как самый мощный в обществе социальный фактор, как самодовлеющая сила – организованная политическая власть, имеет как позитивную, так и негативную сторону.

Позитивная сторона состоит в том, что политическая государственная власть необходима для обеспечения целостности общества в условиях цивилизации, его организованного функционирования, рационального управления, "защиты" общества, выражения общих интересов населения.

В то же время государственная власть реализуется через особый аппарат, систему властных органов, которые в наибольшей мере испытывают воздействие как классовой структуры общества, господствующих классовых и национальных отношений, так и "собственных законов" - закономерностей самой политической власти. Поэтому государственная политическая власть представляет собой жесткий фактор, способный (притом монопольно) действовать с применением насилия, принуждения и в связи с этим потенциально имеющий деструктивные, в том числе и негативные, социально-психологические проявления. Государственной власти свойственны тенденции к абсолютизации, к неконтролируемому самовозрастанию, отторжению всего иного, что может иметь властно-управленческое значение, и т.д. Политическая, государственная власть при определённых условиях может превратиться в самостоятельную мощную бюрократическую силу, осуществлять узкоклассовые интересы, интересы властеуправляющего слоя, быть воплощением авторитарного режима, становясь при этом машиной господствующего класса и инструментом подавления и угнетения большинства населения страны.

Вместе с тем подавление и угнетение не единственная задача государства. Будучи официальным представителем общества, оно также осуществляет "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества". Конечно, эти общие дела всегда выполняются государством с позиций и в интересах господствующих классов. Однако этим не умаляется значение того факта, что только с учётом противоречивых задач государства можно раскрыть его сущность.

К общим делам относятся не только ликвидация последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п. Общие дела это всё то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества безотносительно к его социально-экономическому строю.

Было бы неверным признавать лишь за государством решение общих дел. В той или иной степени форме это делают существующие в классовом обществе негосударственные организации: религиозные, профессиональные, партийные. Но всеобъемлющий и универсальный характер деятельности присущ исключительно государству. Позитивная и негативная стороны проявляются по разному в зависимости от формы государства.

Под формой государства понимается структура государства, которая складывается из политического режима, формы правления и государственного устройства.

Политический режим - это совокупность приёмов и методов, при помощи которых экономически господствующий класс осуществляет своё политическое господство. Он предопределяет не только особенности организации и деятельности государственного механизма, но также его соотношение со всеми негосударственными общественно-политическими организациями. Иногда выделяют две разновидности политического режима: демократический и недемократический.

В условиях капиталистического государства возможно существование либерального, буржуазно-демократического или конституционного режимов. При социализме возникают общенародные и народно-демократические режимы.

Среди недемократических режимов известны деспотические, теократически монархические, олигархические, абсолютистские, клерикальные, бонапартистские, диктаторски монополистические, военно-полицейские, расистско-националистические, фашистские, авторитарные и тоталитарные.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархии делят на неограниченные и ограниченные. В неограниченной вся власть сосредоточена у единоличного главы государства, в ограниченных наряду с монархом верховная власть осуществляется каким либо представительным органом.

В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и выборные. Все республики подразделяются на аристократические, демократические и социалистические. Демократические в свою очередь подразделяются на парламентарные и президентские. В парламентарных решающая роль в политической жизни принадлежит сформированному парламентом правительству (например, Италия, Германия, Австрия). В президентских республиках соответственно президенту.

Под государственным устройством понимается территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом. По своему устройству государства делятся на простые и сложные.

Простое, или унитарное, – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определённой самостоятельностью.

К сложным относятся империи, конфедерации и федерации.

Империи представляют собой насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей которых от верховной власти весьма различна и не имеющих единого государственно-правового статуса.

Федерации - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения задач встающих перед господствующими классами и слоями в определённых исторических условиях. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному.

Конфедерации создаются на добровольной основе. Их члены, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении каких-либо конкретных целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в неё государств. Они сносятся только с правительствами этих государств, через которые и реализуют принятые решения. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создаётся за счёт взносов её членов. Учитывая всё это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Для прояснения сущности государства следует также указать на его основные отличительные признаки. Этих признаков две группы:

В первой, как основной признак

- публичная (общественная) власть, стоящая над обществом, возникшая под влиянием частной собственности и в результате деления общества на классы. При ограничительном толковании под государством понимают именно публичную власть. И другой признак

- разделение жителей не по родовому, а по территориальному принципу. В условиях родовой организации все

отношения осуществляются внутри рода, независимо от места проживания жителей: и брачно-семейные, и

имущественные.

В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей. Территориальная организация населения в развитом обществе дополняется производственной. Это значит, что граждане осуществляют свои права и обязанности также и по месту работы.

Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть. Государство отличается от любых других организаций общества рядом признаков:

1. Государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества. Все другие общественные структуры ей подчинены.

2. Государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь "легализованное принуждение".

3. Государственный аппарат, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

4. Государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения. Это тюрьмы, карательные органы, полиция, армия и т.д., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения.

5. Государство обладает монополией правотворческой деятельности. Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства.

6. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом. Под суверенностью государства понимается его верховенство внутри страны и независимость вне её.

Таким образом, государство - это организация населения на определённой территории. Понятие государства включает в себя территорию, население и сформированную политическую систему, осуществляющую власть на этой территории.

Политическая система большинства современных государств включает в себя: публичную власть; право; политические партии; общественные организации.

Публичная власть осуществляет суверенные функции государства и делится на четыре независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную, и надзорную. Главенствующее место занимает законодательная власть, избираемая гражданами государства. Чертами законодательной власти являются её представительность и коллегиальность.

Представительный орган состоит из выборных лиц (депутатов), совместная деятельность которых и призвана создавать закон. Законодательная власть должна осуществлять две основные функции:

а) принимает законы, выражающие волю большинства;

б) осуществляет контроль за их исполнением.

Исполнительная власть в зависимости от формы правления избирается народом или формируется законодательной властью. Исполнительная власть осуществляет одну основную функцию: обеспечение на всей территории государства точное и неукоснительное соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами. Для обеспечения соблюдения законов исполнительная власть обладает правом принуждения. Характеризуется повседневностью в осуществлении оперативного руководства.

Судебная власть формируется в установленном законом порядке и выполняет одну основную функцию: в судебном заседании установить - есть ли виновные в нарушении закона и определить меру ответственности.

Иногда упоминают надзорную власть. Она включает в себя конституционный суд и прокуратуру и осуществляет функцию надзора за соблюдением конституции и нормативных актов государственными органами, должностными лицами и гражданами.

1. Происхождение государства.

2.Существующие различия в объяснении происхождения государства.

3. Сущность и социальная роль государства.

4. Форма государства.

5. Признаки, отличающие государство от других организаций общества.

6. Политическая система государства.

Как на происхождение государства, так и на происхождение права существуют разные взгляды. Теория естественного права объясняет право с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, которой должны следовать нормы права, созданные государством; исторический подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощавшихся затем в законе; марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющей социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества, возникшее под влиянием тех же причин, что и государство. Людьми право всегда понималось как определённый порядок в обществе, изложенный в законах и других актах, которые охраняются принудительной силой государства как обязательные нормы для всего общества.

Право состоит из юридических норм, которые общество в лице государства само устанавливает, поддерживает, обеспечивает их выполнение. Именно через общие правовые нормы общество применяет равный масштаб к неравным людям, благодаря чему происходит индивидуализация абстрактных правил в конкретных жизненных ситуациях. Это позволяет обеспечить право отдельного индивида на возможность выбора поведения в определённых рамках, наличие которых удерживает общество от распада.

Право выполняет три основные функции: охранительную, регулятивную, воспитательную. Право необходимо рассматривать в двух разных измерениях:

1) с точки зрения философско-мировоззренческих категорий право это "мера свободы, защищаемая государством", "математика свободы и несвободы", "выражение справедливости", "минимум морали", "возведённая в закон воля господствующего класса" и т.д.;

2) С точки зрения юридической науки право имеет следующие черты:

1. право - это система общеобязательных норм;

2. нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источников. Через это признание происходит придание нормам общеобязательности, что и предполагает использование в необходимых случаях государственного принуждения;

3. система норм, образующих право, выступает в качестве критерия правомерности поведения участников общественных отношений. Право здесь является определителем (мерой) юридически дозволенного, правомерного поведения людей, их коллективов, социальных образований и критерием юридической правомерности этого поведения;

4. право направляет поведение участников общественных отношений, причём так, чтобы основой такого поведения была юридическая дозволенность. Суммировав основные черты права, его общее определения можно сформулировать так: право – это система норм,

выраженная в законах и являющаяся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещённого и предписанного) поведения.

Право понимание не исчерпывается содержанием права. Право существует и функционирует в трёх формах: правовые идеи, правовые нормы и правовые отношения (т.е. общественные отношения, регулируемые правом).

Правосознание - часть общественной идеологии, связанная с правом. Правовые нормы - часть социальных регуляторов. Правоотношения - одновременно и источник правовых норм и результат их действия. Эта триединая сущность права присутствует во всех научных представлениях. Роль и значение каждого из трёх правовых начал различны в разных правовых школах, на базе которых строятся правовые системы различных государств.

Наиболее крупных школ три: аксиологическая, нормативная, социологическая.

Аксиологическая школа признаёт важнейшим элементом правовой материи нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы и правоотношения лишь отражают и воплощают эти идеи. Наиболее типична для этой школы естественно-правовая теория. Исходным пунктом теории естественного права является природа человека. Люди признаются равными по своей природе, они наделены от природы естественными страстями, стремлениями, разумом. В первозданном, естественном состоянии общества не было ни государства, ни права, ни частной собственности.

Развитие человечества, стремление людей к общению, усложнение общественных отношений побудили людей заключить между собой договор о создании государства. Содержание природных прав человека не определяется государством, оно призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами такой закон не признаётся обоснованным и отвечающим правам человека. Однако, для оценки того или иного закона как правового или неправового, необходим ответ на вопрос: что есть право?

Еестественно-правовая теория утверждает, что право это некая высокая идея, призванная охватить все проявления реальности, всегда связанная с природой человека. Это может быть идея общественного договора, общественной солидарности, социального компромисса и т.д. Она может претворяться в правовые нормы, в законы, в общественные отношения.

Нормативная школа отдает приоритет иному правовому элементу - норме. Нормы являются важнейшим элементом права. Не идеи представляют собой предпосылку норм, а отношения урегулированные правом, - результат действия норм. Всё право сводится к определённой совокупности юридических норм, выражающих волю властвующей социальной группы, класса и предназначенных для регулирования общественных отношений. Выражение господствующей воли в законе позволяет языком права определить меру и вид возможного и должного поведения людей, установить степень социальной справедливости, предписать, что правильно, а что неправильно.

Нормативное правопонимание составляет основу совершенствования законодательства, ибо в реальности существует не "право вообще", а определённые формулировки законов и других актов государства, составляющие систему норм. Тем самым утверждается значимость законодательной власти в системе разделения властей. Нормативное понимание права позволяет выявить какие отношения и чья воля нашли свое выражение в законе. В праве всегда воплощается коллективная воля (классовая или общенародная).

Однако её формирование организуется государством, а не самой социальной группой, классом или народом. Краеугольный камень нормативизма - соблюдение права и закона. Закон создаётся государством; всё, что создаёт государство, верно и правомерно. Эта теория является апологией сильного государства, порядка в обществе, основанного на строгом следовании закону. Но исходя из легитимности государственной власти как таковой, эта теория не учитывает содержание деятельности этой власти.

Социологическая школа отдаёт первенство правовым отношениям. Исходная точка права лежит не в законах, а в самом обществе. Поэтому источник познания права - это изучение жизни и документов конкретного осуществления права (сделки, договоры, судебные решения). Право нужно понимать не как систему абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Право никогда не содержится целиком в текстах законов.

Более того, право зафиксированное в законе и право, фактически складывающееся на практике, существенно отличаются друг от друга.

Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право. Эта теория согласуется с ослаблением управляющей роли государства, с ограничением вмешательства государства в экономику, децентрализацией управления. Модель общества, соответствующая социологической теории, требует наличия высокого уровня политической и правовой культуры для ослабления риска дезорганизации общества.

Если право - определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на государство как на механизм, который формирует и поддерживает этот порядок.

В аксиологической теории право имеет приоритет перед обществом и государством, выражающийся в обязанности государства обеспечивать права индивидуума (идея приоритета индивидуума перед всем обществом и государством) и последовательном проведении разделения властей, (идея демократической организации государственной власти).

В нормативной теории право, как система норм, подчинено государству, как творцу этих норм.

В социологической теории право формируется как через государство (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей (суды).

Для развития системы права характерны две тенденции:

1) непрерывное изменение системы по мере развития общественных отношений и

2) стремление к внутренней согласованности и внутреннему единству правовых норм. Систему права можно определить как обладающее относительно устойчивым внутренним единством и автономностью функционирования множество взаимосвязанных друг с другом юридических норм, дифференцированных по институтам и отраслям права. Система права подразделяется на крупные составные части - отрасли права. В основе деления на эти отрасли лежит разнообразие существующих общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования.

Определённый вид общественных отношений (имущественные, трудовые и т.д.) регулируются соответствующими правовыми нормами, которые группируются в зависимости от предмета регулирования в отрасли права. Итак, отрасль права это – совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества.

Каждый вид общественных отношений имеет свою специфику, что, в свою очередь, определяет особенности регулирования данных отношений. Поэтому дополнительным основанием для разграничения права на отрасли считается метод правового регулирования. Метод правового регулирования - это совокупность способов, средств, приёмов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Если предмет правового регулирования позволяет обнаружить ту сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод выступает средством этого воздействия.

Помимо отраслей, в составе системы права выделяются институты и подотрасли. Для институтов характерна внутренняя обособленность юридических норм и автономность их функционирования.

Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих отдельные виды общественных отношений.

Обычно институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли (например, институт договора купли-продажи в состав гражданского права). Отличие института от отрасли в том, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь различные стороны, особенности одного конкретного отношения.

Подотрасль права объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Таково авторское право в системе гражданского права.

Ведущее место в системе права занимает государственное право, так как в нормах государственного права формулируются те отправные начала, которые составляют основу для других отраслей права. Нормы государственного права закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, прочие вопросы государственного устройства.

С государственным правом тесно связано административное право, нормы которого регулируют управленческую деятельность правительства, министерств и ведомств, местных органов самоуправления. Особенность административного права в том, что одним из участников правовых отношений всегда является государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями. Отсюда следует властный метод регулирования общественных отношений.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественные деяния являются преступными, и какие наказания за их совершения могут быть назначены.

Подотраслью уголовного права является исправительно-трудовое право, которое регламентирует деятельность исправительно-трудовых учреждений.

Гражданское право регулирует имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют отношения собственности, регулируют наследственные отношения, отношения связанные с созданием и использованием произведений литературы и искусства, изобретательством и рационализаторством. Гражданское право строится на равноправии сторон. К гражданскому праву примыкает семейное право. Нормы семейного права устанавливают порядок заключения брака, определяют взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, регулируют порядок регистрации актов гражданского состояния и т.д.

Трудовое право определяет условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и т.д. Особенность трудовых отношений в том, что они включают элементы как управленческих, так и имущественных отношений.

Все перечисленные выше отрасли права относятся к материальному праву. Оно определяет основы регулирования общественных отношений. Для реализации этих основ необходимы определённые формы их осуществления. Так возникают особые правовые нормы, называемые процессуальными (от слова процесс). Они служат формой реализации и проявления в жизни норм материального права.

Процессуальное право составляют гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное.

Основу отраслей, подотраслей и институтов составляют нормы права (юридические нормы).

В каждой стране существуют разнообразные по содержанию и формам выражения юридические нормы, которые служат общим целям и задачам. Всякая новая норма присоединяется к уже существующим. Иначе говоря, множество юридических норм представляет собой систему права. Правовые нормы являются первичными элементами системы права. Соответственно из их сочетаний складывается как система права в целом, так и отдельные её компоненты. Однако, для наличия системы необходимо, чтобы нормы, составляющие её, были внутренне едины и взаимодействовали друг с другом.

Согласованность правовых норм выражается:

а) в их непротиворечивости друг другу;

б) в существовании определённой иерархии между нормами, издаваемыми вышестоящими и нижестоящими

органами;

в) в конкретизации более общих норм в менее общих. Именно в силу того, что нормы права едины и согласованы

друг с другом, могут формироваться их различные комплексы (институты, отрасли, подотрасли) внутри самой системы права, так же взаимосвязанные и согласованные.

"Норма" в переводе с латинского языка означает правило, точное предписание, образец. Иначе говоря, норма представляет собой сведения о должном поведении в тех или иных условиях. Норму можно определить как волевое регулирующее предписание, содержащее информацию о наиболее оптимальном порядке деятельности. Нормы, функционирующие в обществе, подразделяются на технические и социальные. Различие между ними в том, что:

1) технические нормы основаны на познании законов природы, а социальные на познании жизни и законов общества;

2) технические нормы регулируют поведение в системах человек-машина, тогда как социальные - взаимное поведение людей;

3) различия в последствиях нарушения указанных норм.

Несоблюдение технических норм влечёт за собой реакцию со стороны механизма, с которым она связана (например, поломку этого механизма или прибора, что наносит определённый материальный ущерб владельцу без всякого вмешательства со стороны общества). Нарушение социальных норм влечёт воздействие со стороны общества и его структур. Социальные нормы включ



2016-09-16 391 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)