Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков
Специальная бактериология
Бактериальные инфекции продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Инфекционные заболевания, вызванные патогенными бактериями, широко распространены во всем мире. Разнообразие патогенных бактерий обусловлено их биологическими особенностями, факторами патогенности и антигенной структурой. От вида возбудителя зависит специфичность инфекционного процесса и иммунный ответ макроорганизма. Знание факторов патогенности бактерий и патогенеза заболевания приводит к пониманию клинических проявлений в виде специфических симптомов или синдромов. Неснижающаяся заболеваемость бактериальными инфекциями диктует необходимость их дальнейшего изучения, тщательного лабораторного исследования, применения этиотропной и специфической терапии в их лечении, использование мер неспецифической и специфической профилактики бактериальных заболеваний.
Студент должен знать: 1. Особенности морфологии изучаемых возбудителей, их культуральные, антигенные и биохимические свойства. 2. Факторы патогенности изучаемых возбудителей и особенности патогенеза заболеваний, вызванных ими. 3. Основные и специфические клинические симптомы заболевания. 4. Методы лабораторной диагностики, направленные на выделение из исследуемого материала возбудителя или его антигенов, экспресс-методы. 5. Серологический метод лабораторной диагностики для выявления антител к данному возбудителю заболевания. 6. Аллергологический метод диагностики. 7. Генетический метод. 8.Направленность лечения при бактериальных заболеваниях (этиотроп-ное/антибактериальное, антитоксическое, иммунотерапия). 9. Методы неспецифической и специфической профилактики.
Студент должен уметь: 1. Выделить основные симптомы заболевания, обусловленные факторами патогенности возбудителя и периодами развития заболевания. 2. Правильно выбрать биологический материал для проведения лабораторного исследования, исходя из локализации предполагаемого возбудителя на определённом этапе болезни. 3. Идентифицировать выделенные культуры микроорганизмов по морфологическим, тинкториальным, культуральным, биохимическим и антигенным свойствам, чувствительности к фагам; 4. Оценить результаты определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. 5. Интерпретировать результаты серологических реакций (РА, РП, РСК, РИФ, ИФА, ИБ); 6. Оценить результаты постановки ПЦР, МГ.
Дата__________________ Занятие 1
Тема: Патогенные грамотрицательные кокки: менингококки и гонококки. Лабораторная диагностика гонореи, бленнореи и менингококковой инфекции. СРС: Гемофильные бактерии, их свойства. Патогенез заболеваний, вызванных ими. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых Н. influenzae.
Вопросы для обсуждения: 1. Морфологические и тинкториальные свойства гонококков и менингококков. 2. Факторы патогенности гонококков и патогенез гонореи и бленнореи. 3. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. 4. Антигенная структура менингококков. 5. Факторы патогенности менингококков и патогенез менингококковой инфекции, ее клинические формы. 6. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции. 7. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.
Практические задания: 1. Бактериоскопическое исследование: Окрасить по Граму, Леффлеру и промикроскопировать мазки, приготовленные из отделяемого уретры больного гонореей, препарат зарисовать.
2. Бактериологическое исследование: 1) изучить рост менингококка на сывороточной среде с ристомицином; 2) определить цитохромоксидазную активность менингококка с помощью свежеприготовленного реактива: 1% раствор солянокислого парадиэтилфенилендиамина; 3) учесть ферментативные свойства нейссерий в средах Гисса, сравнить их с данными таблицы и зарисовать.
Таблица Основные дифференциально-диагностические признаки некоторых видов нейссерий
3. Серологическое исследование: произвести учет РСК с парными сыворотками крови больного с подозрением на хроническую гонорею, зарисовать.
Вывод:___________________________
4. Перечислить факторы патогенности: менингококка гонококка _______________________________|___|___|___|___|___|____
5. Дорисовать схему лабораторной диагностики менингококковой инфекции
6. Дорисовать схему лабораторной диагностики гонококковой инфекции.
7. Изучить лечебные, профилактические и диагностические препараты (антибиотики, продигиозан, вакцины, диагностические менингококковые сыворотки, диагностические тест-системы для ИФА).
8. Дать характеристику менингококковой вакцине ________________________ ____ ____
Тема реферата: Haemophilus influenzae как этиологический фактор пневмонии, менингитов, эпиглотита, септицемий у детей. Подпись преподавателя _________________
Дата__________________ Занятие 2
Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций. Вопросы для обсуждения: 1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков в чистой культуре и в мазках из гноя. 2. Факторы патогенности стафилококков и патогенез заболеваний стафилококковой этиологии. 3. Лабораторная диагностика стафилококковой инфекции. 4. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных (ревматизм, скарлатина и др.) заболеваний. Антигенная структура стрептококков. 5. Факторы патогенности стрептококков 6. Иммунитет при стрептококковых заболеваниях. 6. Лабораторная диагностика стрептококковой инфекций. 7. Дифференциальные признаки, позволяющие определить видовую принадлежность стафилококка и стрептококка. Практические задания: I . Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя. 1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.
2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.
3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка: а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы 1.
Таблица 1 Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков
б) определить свертывание цитратной плазмы крови;
в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.
Вывод: ____________________________
4. Учесть результаты фаготипирования:
Вывод: _______________________________ ______
5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.
Вывод: _______________________________
6. Перечислить факторы патогенности S. aureus: ___________________________________
7. Дорисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.
II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.
1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.
2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.
3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2. Таблица 2
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |