Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков



2016-09-16 902 Обсуждений (0)
Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальная бактериология

 

Бактериальные инфекции продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Инфекционные заболевания, вызванные патогенными бактериями, широко распространены во всем мире.

Разнообразие патогенных бактерий обусловлено их биологическими особенностями, факторами патогенности и антигенной структурой. От вида возбудителя зависит специфичность инфекционного процесса и иммунный ответ макроорганизма.

Знание факторов патогенности бактерий и патогенеза заболевания приводит к пониманию клинических проявлений в виде специфических симптомов или синдромов.

Неснижающаяся заболеваемость бактериальными инфекциями диктует необходимость их дальнейшего изучения, тщательного лабораторного исследования, применения этиотропной и специфической терапии в их лечении, использование мер неспецифической и специфической профилактики бактериальных заболеваний.

 

Студент должен знать:

1. Особенности морфологии изучаемых возбудителей, их культуральные, антигенные и биохимические свойства.

2. Факторы патогенности изучаемых возбудителей и особенности патогенеза заболеваний, вызванных ими.

3. Основные и специфические клинические симптомы заболевания.

4. Методы лабораторной диагностики, направленные на выделение из исследуемого материала возбудителя или его антигенов, экспресс-методы.

5. Серологический метод лабораторной диагностики для выявления антител к данному возбудителю заболевания.

6. Аллергологический метод диагностики.

7. Генетический метод.

8.Направленность лечения при бактериальных заболеваниях (этиотроп-ное/антибактериальное, антитоксическое, иммунотерапия).

9. Методы неспецифической и специфической профилактики.

 

Студент должен уметь:

1. Выделить основные симптомы заболевания, обусловленные факторами патогенности возбудителя и периодами развития заболевания.

2. Правильно выбрать биологический материал для проведения лабораторного исследования, исходя из локализации предполагаемого возбудителя на определённом этапе болезни.

3. Идентифицировать выделенные культуры микроорганизмов по морфологическим, тинкториальным, культуральным, биохимическим и антигенным свойствам, чувствительности к фагам;

4. Оценить результаты определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.

5. Интерпретировать результаты серологических реакций (РА, РП, РСК, РИФ, ИФА, ИБ);

6. Оценить результаты постановки ПЦР, МГ.

 

Дата__________________

Занятие 1

 

Тема: Патогенные грамотрицательные кокки: менингококки и гонококки. Лабораторная диагностика гонореи, бленнореи и менингококковой инфекции.

СРС: Гемофильные бактерии, их свойства. Патогенез заболеваний, вызванных ими. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых Н. influenzae.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Морфологические и тинкториальные свойства гонококков и менингококков.

2. Факторы патогенности гонококков и патогенез гонореи и бленнореи.

3. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи.

4. Антигенная структура менингококков.

5. Факторы патогенности менингококков и патогенез менингококковой инфекции, ее клинические формы.

6. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции.

7. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.

 

Практические задания:

1. Бактериоскопическое исследование:

Окрасить по Граму, Леффлеру и промикроскопировать мазки, приготовленные из отделяемого уретры больного гонореей, препарат зарисовать.

 

 
 

 

 

    Рис. 1. Гонококки в гнойном отделяемом уретры (незавершенный фагоцитоз). Окраска по Леффлеру

2. Бактериологическое исследование:

1) изучить рост менингококка на сывороточной среде с ристомицином;

2) определить цитохромоксидазную активность менингококка с помощью свежеприготовленного реактива: 1% раствор солянокислого парадиэтилфенилендиамина;

3) учесть ферментативные свойства нейссерий в средах Гисса, сравнить их с данными таблицы и зарисовать.

 

Таблица

Основные дифференциально-диагностические признаки некоторых видов нейссерий

 

Вид Рост на МПА Потребность в СО2 Желтый пигмент Ферментация до кислоты
глюкозы мальтозы сахарозы
N. gonorrhoeae - + - + - -
N. meningitidis - + - + + -
N. flava + - + - - -
N. mucosa + - +/- + + +

 

3. Серологическое исследование: произвести учет РСК с парными сыворотками крови больного с подозрением на хроническую гонорею, зарисовать.

 

1-я сыворотка крови
2-я сыворотка крови
  1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 Ксыв Каг

 

Вывод:___________________________

 

 

4. Перечислить факторы патогенности:

менингококка гонококка

_______________________________|___|___|___|___|___|____

 

 

5. Дорисовать схему лабораторной диагностики менингококковой инфекции

Исследуемый материал:      
1 этап     Окраска по ________________  
2 этап      
3 этап     Учет биохимических свойств м/о и идентификация микробного вида     Тест на оксидазу Тест на каталазу  
Определение серогруппы и серовара менингококка: ИЭФ, РА, ИФА

6. Дорисовать схему лабораторной диагностики гонококковой инфекции.

Исследуемый материал:   1 этап  
 
 

 


Прямая РИФ

 

  Серологический метод РСК 1:10 1:320 Кс Каг    
2 этап  
3 этап     Учет биохимических свойств м/о и идентификация микробного вида   Тест на оксидазу , тест на каталазу    

7. Изучить лечебные, профилактические и диагностические препараты (антибиотики, продигиозан, вакцины, диагностические менингококковые сыворотки, диагностические тест-системы для ИФА).

 

8. Дать характеристику менингококковой вакцине ________________________

____

____

 

СРС. Гемофильные бактерии, свойства. Патогенез заболеваний, вызванных ими. Лабораторная диагностика.
1. Морфология и физиология Haemophilus influenzae. 2. Факторы патогенности Haemophilus influenzae. 3. Патогенез и клинические проявления вызываемых им заболеваний. 4. Роль Haemophilus influenzae серотипа «b» в этиологии менингита, пневмонии, эпиглотита, септицемии и других заболеваний у детей в возрасте от 2-х мес. до 6-ти лет. 5. Лабораторная диагностика гемофильной инфекции 6. Специфическая профилактика гемофильной инфекции.    

Тема реферата:

Haemophilus influenzae как этиологический фактор пневмонии, менингитов, эпиглотита, септицемий у детей.

Подпись преподавателя _________________

 


Дата__________________

Занятие 2

 

Тема: Патогенные стафилококки и стрептококки. Лабораторная диагностика стафилококковой и стрептококковой инфекций.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфологические особенности стафилококков и стрептококков в чистой культуре и в мазках из гноя.

2. Факторы патогенности стафилококков и патогенез заболеваний стафилококковой этиологии.

3. Лабораторная диагностика стафилококковой инфекции.

4. Роль стрептококков в этиологии нагноительных и ненагноительных (ревматизм, скарлатина и др.) заболеваний. Антигенная структура стрептококков.

5. Факторы патогенности стрептококков

6. Иммунитет при стрептококковых заболеваниях.

6. Лабораторная диагностика стрептококковой инфекций.

7. Дифференциальные признаки, позволяющие определить видовую принадлежность стафилококка и стрептококка.

Практические задания:

I . Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя.

1. Промикроскопировать окрашенные по Граму мазки, приготовленные из гноя, и сравнить с препаратом из чистой культуры Staphylococcus aureus.

 

 
 

 

    Рис. 1. Грамположительные кокки в препарате из гноя. Окраска по Граму
      Рис. 2. Staphylococcus aureus в препарате из чистой культуры. Окраска по Граму

2. Изучить колонии стафилококка на кровяном агаре.

 
 

 

 

    Рис. 3. Колониии Staphylococcus aureus на кровяном агаре

 

3. Произвести идентификацию выделенной на скошенном мясо-пептонном агаре чистой культуры стафилококка:

а) изучить ферментативные свойства, сравнить полученные результаты с данными таблицы 1.

 

Таблица 1

Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков

Признак Вид
S. aureus S. epidermidis S. saprophyticus S. haemolyticus
Плазмокоагулаза + - - -
Протеин А (хлопьеобра-зующий фактор) + - - -
Термостабильная ДНК-аза + - - -
Щелочная фосфатаза + + - -
Лецитиназа + - + -
Фибринолизин + слабо - -
Гемолизин + +/- - слабо
Анаэробная ферментация до кислоты: маннита трегалозы маннозы мальтозы сахарозы     + + + + +     - - + + +     +/- + - + +     +/- + - + +/-

 

б) определить свертывание цитратной плазмы крови;

 

в) определить продукцию лецитиназы на желточно-солевом агаре.

 
 

 

    Рис. 4. Продукция лецитиназы S. aureus на желточно-солевом агаре

Вывод: ____________________________

 

4. Учесть результаты фаготипирования:

 
 

 

 

Вывод: _______________________________

______

 

5. Определить чувствительность стафилококков к антибактериальным препаратам методом стандартных дисков.

 

       
   
 

 

 


Вывод: _______________________________

 

6. Перечислить факторы патогенности S. aureus:

_________________________­­­­­­­­__________

 

7. Дорисовать схему лабораторной диагностики стафилококковой инфекции.

 

Исследуемый материал:    
1 этап  
2 этап  
 
 

 

 

 
3 этап    

 

II. Бактериологическое исследование крови больного с подозрением на септицемию, вызванную стрептококками.

 

1. Изучить результаты посева крови больного в колбу с сахарным бульоном, отметить характер роста бактерий.

 

      Рис. 5. Рост бактерий в колбе с сахарным бульоном

2. Зарисовать мазок из гемокультуры, окрашенный по Граму.

 

 
 

 

 

    Рис. 6. Стрептококки в препарате из гемокультуры. Окраска по Граму    

 

3. Изучить ключевые признаки некоторых клинически значимых видов стрептококков по таблице 2.

Таблица 2



2016-09-16 902 Обсуждений (0)
Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференциально-диагностические признаки некоторых видов стафилококков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)