Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС) 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра уголовно-процессуального права

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция

Профиль (специализация) уголовно-правовой

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Юридическая психология»

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

 

Курс 1, 2

Семестр 2, 3, 4

Форма обучения очная, очная сокращенная, заочная, заочная сокращенная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года, 3 года

Квалификация выпускника «бакалавр»

 

 

Ростов-на-Дону, 2015

 

Составитель:

Полтавцева Л. И., доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

 

_______________ «__» ________ 201__г.

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины «Юридическая психология» разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01. Юриспруденция.

Обсуждены на заседании кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «РГУП» протокол № ___ «__» ________ 201__г.

 

 

Зав. кафедрой Гаврицкий А.В., к.ю.н., доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_______________ «__» ________ 201__г.

 

© РФ ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, 2015

© Полтавцева Л.И.2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения..……...............….…….....................….…….......................4

2. Лекционные занятия (теоретический курс)…………………………………..6

3. Семинарские (практические) занятия…………………....…...………...……9


Общие положения

Целями изучения дисциплины «Юридическая психология» являются формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее базовых понятий и методов, а также приобретение навыков эффективного решения психологических задач, возникающих в практической правоприменительной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать систему основных положений юридической психологии, включающую теоретико-методологические основы юридической психологии (интегративная природа и сущность юридической психологии; объект, предмет, задачи и методы познания юридико-психологической реальности; место юридической психологии в системе научного знания, в системе юридических наук и ее собственная система); значение личностного фактора в юридической деятельности (основные закономерности познавательной деятельности, личностной направленности и эмоционально-волевой регуляции; основы психологии индивидуальных различий; психология личности преступников; личностны особенности субъектов юридической деятельности); социально-психологические особенности юридической деятельности (понятие, классификация и характеристика социально-психологических явлений и процессов в юридической практике; закономерности и механизмы межличностного и межгруппового взаимодействия, общения);

б) уметь применять полученные теоретические знания и психологические рекомендации в своей практической деятельности;

в) владеть психологическими технологиями и использовать их в профессиональной деятельности.

Основные методики и приемы изложения и усвоения курса юридической психологии включают в себя:

- проблемное изложение лекционного материала;

- обсуждение вопросов в дискуссионной форме в рамках практических занятий;

- индивидуальное и групповое консультирование;

- написание докладов, подготовку презентаций и их обсуждение в рамках практических занятий;

- текущий контроль в форме тестирования;

- итоговый контроль в форме зачета.

Освоение студентами знаний по дисциплине «Юридическая психология» складывается из нескольких элементов:

1. Самостоятельная работа студента по анализу лекционного материала, подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, иным формам контроля, решению практических заданий, изучению нормативных источников, рекомендованной литературы, современных публикаций в ведущих изданиях.

2. Посещение и прослушивание лекций преподавателя согласно учебному плану.

3. Посещение семинарских занятий согласно плану и установленному графику.

4. Научная работа в рамках подготовки докладов, рефератов, иных письменных работ.

Начать изучение курса рекомендуется с ознакомления с рабочей программой и учебно-методическим комплексом дисциплины, в которых изложены структура курса, последовательность и тематика изучаемого материала, дан перечень рекомендованной литературы, изложены методические рекомендации к его изучению, требования к аттестации магистрантов, указаны формы контроля знаний и критерии их оценки.

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)

В ходе лекционных занятий студенты получают базовый уровень приобретаемых знаний. В целях более успешного освоения материала предлагается предварительно ознакомиться с основной литературой, рекомендованной преподавателем, нормативным материалом по исследуемой теме.

При прослушивании лекции не рекомендуется механическое стенографирование получаемой информации, здесь более уместны вдумчивость и осмысленность при получении нового знания. Необходимо отражать в тетради, возникающие по ходу лекции вопросы, с тем, чтобы можно было уделить им особое внимание.

Целью лекции является подготовка студентов к самостоятельной работе с рекомендованной литературой. Не всегда во временных рамках изложения материала одной лекции преподавателем могут быть отражены все аспекты исследуемой темы, в связи с этим, при закреплении полученного материала необходимо обращаться к основной и дополнительной литературе.

Лекции читаются по фундаментальным темам курса. При изложении теоретико-методологических основюридической психологии рассматриваются предмет и система юридической психологии, методы юридической психологии, анализируется история развития юридической психологии, ее структура.

При чтении лекции «Психологические основы юридической деятельности», исходя из прикладной функции юридической психологии, преподаватель ориентирует студентов в содержании дисциплины, в тех разделах, в которых психологические основы юридической деятельности будут рассмотрены подробно: Раздел 2. Психология личности в сфере правоприменения; Раздел 3. Социально-психологические основы юридической деятельности.

Содержание лекций ориентировано на изложение в дискуссионном ключе значимых для юридической практики психологических проблем с максимальным побуждением обучающихся активно участвовать в их обсуждении. В этой связи при преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-визуализация; проблемная лекция.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Беседа – это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого слушателя вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, постановка вопросов перед студентами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из слушателей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемными. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями.

Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, сделать краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательным является то, что студентов могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его. Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных задач учебной дисциплины, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

усвоение студентами теоретических знаний;

развитие теоретического мышления;

формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии.

Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

В диалогическом общении преподавателя со студентами вопросы должны содержать следующие функции:

в вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;

указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока студентам способ анализа условий, решения задачи и т.п.);

ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)