Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дизайн полиграфического издания



2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Дизайн полиграфического издания 0.00 из 5.00 0 оценок




Часть пятая. Техника и технология создания СМИ

1. Допечатный процесс создания бумажных СМИ

Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослушателю рукопись журналиста начинает лишь с помощью техники, по технологической цепочке. Из отраслевого отдела информации она поступает в секретариат, в котором ответственный секретарь читает и редактирует материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания. Заместитель секретаря составляет макет, контролирует вёрстку полос, их корректуру, выпускающий обеспечивает прохождение газеты через типографию. Телепередачи готовятся совместными усилиями сценариста, режиссёра, оператора, звукорежиссёра и звукооператора, ассистента режиссёра, художника, музыкального оформителя и т.д.

О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудование, призванное обслуживать журналистику, как развиты типографии и полиграфические комплексы, технические телецентры и радиостанции. Каждое крупное техническое открытие или изобретение, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер качественно меняло технику и технологию средств массовой информации.

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к её тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трёх принципов:

1) удобство (чтения – для читателей, создания и оформления – для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);

2) экономичность (экономии времени и средств читателей, журналистов и полиграфистов);

3) красота (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).

Шрифты, иллюстрации, особенности оформления - всё это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как:

а) набор текста и подготовка иллюстративного материала;

б) вёрстка – процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций;

в) печать.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать вёрстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

 

Подготовка текста

Производство издания начинается с его основы – текста. При современном компьютерном наборе многие технические проблемы исчезли. Облегчились и авторская вычитка и корректура – сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. Программа проверки орфографии, установленная в компьютере позволяет быть полностью уверенным в грамотном написании текста. В ходе подготовки текста печати используются основные и вспомогательные средства оформления газетного листа.

Основные средства оформления

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего выбирают гарнитуру– комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертанию и размерам. В то же время надо учитывать, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штрихов (прямые, наклонные, курсивные); по плотности (нормальные, узкие и широкие); по заполненности основных штрихов - (оттенённые, контурные и штрихованные); по ёмкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения – типографских пунктах (более крупная единица – квадрат, равный 48 пунктам).В пересчёте на метрические меры типографский пункт равен 0,376 мм, а квадрат – 18 мм.

У ряда шрифтов были особые названия, например:

нонпарель (бесподобный) – 6 пунктов,

миньон (крошечный) –7 пунктов

петит (маленький) – 8 пунктов

боргес (гражданский) – 9 пунктов,

корпус - 10 пунктов,

цицеро - 12 пунктов, миттель, терция и т.д.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными.

Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типографский пункт с другими единицами с помощью цицеро:1 цицеро – 4,5 мм, - 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При вёрстке газеты с помощью настольных редакционно- издательских систем вместо европейской типометрии (1 пункт = 0,378 мм) используется англо-американская (1 пункт=0,353 мм). Для новой типометрии рекомендуется кегль набора текста 9 или 10 англо–американских пунктов, гарнитура набора – газета "Таймс", формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 печатного знака, а число колонок на полосе было нечётным.

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не более двух-трёх гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45 – 50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определённый ритм, стройность и графическую завершённость.

Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует отделять: фамилии от инициалов; цифры, образующие одно число (если два числа встречаются, то тире остаётся в первой строчке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СпбГУ или С 20), сокращённые слова от имён собственных (тов. Соколов), цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении), знаки и обозначения от следующих за ними цифр (20%, п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или таких, которые затрудняют понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте: курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом, разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне чёрного, серого или иного цвета); использованием буквицы (инициала), размер которого обычно 16-24 кегля. Эти и другие графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям по газетному оформлению, высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв.(9,2 см) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Воображаемая линия оптического центра делит полосу в примерной пропорции 5/8.Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире – остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего: над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовый блок, не содержащий внутренних подзаголовков): по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать их из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и текстовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 163 до 1612. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов определяются значением публикации, местом на полосе, объёмом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка или рубрики).

Иллюстрации

Раскрыв газету, читатель прежде всего обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации, с их наглядностью, образностью, документальностью, могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура, и об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонтирование снимка непосредственно в текст.

Внедрение в журналистику электронных технологий существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации. Подключение к Интернету и скачивание изображений оттуда позволяет принимать множество разнообразной иллюстративной информации и включать её в своё издание. Важно проследить за тем, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной формы (прямоугольник всегда интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано всё лишнее).

Вспомогательные средства оформления

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и маркеры (украшения) - к вспомогательным, призванным разделять газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское внимание. Оптимальная величина пробела между колонками текста – 12 пунктов (4,5 мм), Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере можно менять его одновременным нажатием клавиш Ctrt и 1, Ctrt и 1,5 или Ctrt и 2 – при предварительном выделении текста, можно также использовать "Формат//Абзац"). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки.

В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинации сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придаёт взятому в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку – приём уже устаревший, да и рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за её пределы выходит какой-либо элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных материалов разделялись с помощью типографских наборных украшений, всевозможных концовок - усиков, звёздочек, ромбиков. С применением компьютера расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели – для акцентирования какоё-то части текста ("галочки" в начале абзацев), взгляд читателей невольно следует за маркером – например, за стрелочками, разными значками.

 

 

Макет и верстка

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет – графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планёрке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже свёрстанными. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура штриха, выключка строк. Зная количество знаков во всём тексте и в одной строке, площадь, которую займёт заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при вёрстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или "хвост" материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и использоваться по мере необходимости.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы, Вёрстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметрично. При вёрстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый вид (у колонок разныевысоты или широкий формат текста меняется на узкий). Ломаная вёрстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы.Иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) развёрстывать в виде пирамиды, треугольника, круга.

Многолетняя практика вёрстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (левыйверхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть полосы), подвал на разворот (или "нараспашку"), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трёх колонок заметки идут одна за другой), мельница или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к её целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.

В ряде изданий для особо оперативной информации применяется "раздельная вёрстка", т.е. с места событий журналист передаёт уже сверстанный материал; для этого используют модем для передачи информации настольно-издательские системы.

Вёрстка – это не только способ расположения материалов при техническом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше вёрсткой занимался типографский работник, сейчас – редакционный оператор вёрстки, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.

Редактор лондонской газеты "Observer" Дэвид Рэндалл в своей книге "Универсальный журналист" останавливается на пятнадцати примитивных принципах вёрстки. В кратком виде они сводятся к следующему:

* Перед вёрсткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них следует разместить.

* Осознать все проблемы.

* Если у рекламных объявлений неудобный объём или форма, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести в другое место.

* Определить объём и формат основного текста и фотографии.

* Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали её.

* Снимки желательно помещать посреди текста.

* Заголовок основной полосы должен быть на 40% крупнее других заголовков полосы.

* Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

* Не допускать, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.

* Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально, было напряжение, контраст.

* Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

* Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

* Желательно использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

* Выделить всё – значит не выделить ничего.

* Всё время важно изучать вёрстку других газет.

Повседневная работа над макетом и вёрсткой газетных полос позволяет создать модель – образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материала и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат газеты, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы – вверху или внизу каждой полосы), блок "адрес и служебные сведения", титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

Большое влияние на оформление газет оказывает Интернет и журналы. Конкуренция и взаимодействие с онлайновыми и оффлайновыми СМИ приводит к тому, что первые полосы традиционных газет всё более насыщаются информацией, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модулей, сделанные по образцу интернет-сайтов боковые линейки. Последний приём использован в еженедельниках "Коммерсанта"и в издании "Газета".

Чтобы выигрышнее смотреться на прилавках рядом с глянцевыми журналами, газеты стремятся перейти на "цвет", экспериментируют с фотографиями, которые в отдельных изданиях даже закрывают логотип. Успешно применяется и такой журнальный приём: текст статьи как бы "обтекает" не заключённую в рамку картинку или фотографию. Вообще фотографиям сегодня уделяется главное внимание, поскольку восприятие фокусируется в основном на зрительных образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь изображений много и каждое содержит ссылку. В моде иллюстрации делового характера – диаграммы, графики, схемы. Но, несмотря на увеличение объёма иллюстративного материала, всё меньше становится рисунков, уходит карикатура, не видно заменяющих фотографии рисунков к тематическим статьям.

Меняется и содержание газет. Текстовых материалов становится всё больше, но объём их всё меньше. Если традиционное соотношение текста и графики в общенациональных газетах было 60% на 40%, то теперь наблюдается обратная пропорция. Современный читатель не читает, а сканирует газету, не вникая в объёмные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются краткими выносами – цитатами (эту роль могут выполнять и лиды). Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмотрев такие выносы, сам решает, какой материал ему читать, а какой пропустить.

До сих пор неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля – логотип и «шапка». Но и здесь в некоторых изданиях произошли перемены. Где-то меняется шрифт логотипа, где-то - общее оформление. Иногда изменённый логотип со временем возвращает свой привычный вид (так произошло с портретами логотипа "Литературной газеты").

Рынок требует постоянного обновления. Но одно остаётся неизменным – форма должна соответствовать содержанию. Новый век пока не привнёс революционных изменений в оформление, но очевидны закономерности развития газетного дизайна – стремление к использованию минимального количества шрифтов, линеек и других графических элементов, широкое варьирование размеров заголовков и иллюстраций, возрастание их роли как информационно-образующих элементов полосы; увеличивается объём изданий за счёт привлечения рекламы, усиливается значение первой полосы как формообразующеё, редакции применяют свои оригинальные методы и приёмы.

 

2.Печатный процесс

История печати насчитывает несколько способов – печать бывает высокая, плоская, глубокая, трафаретная, офсетная.

Способ высокой печати заключается в том, что литеры клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Принцип высокой печати использовался ещё тысячу лет назад: на плоских деревянных досках гравёр по дереву – ксилограф, чтобы получить изображение, углублял непечатающие, пробельные элементы. Ксилография (от греч. дерево + пишу) в 19 веке широко применялась при печатании иллюстраций, а в 20 столетии сохранила значение как техника создания художественной графики – станковой и книжной.

Суть плоской печати, при которой печатающие и непечатающие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип несмешиваемости масла и воды, состоит в следующем: рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют, делая их таким образом невосприимчивыми к краске. Такой способ называется литографией.

Изобретённый в 1798 году способ контактной печати с плоских форм имел ряд недостатков, что привело к замене его офсетом: краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а уже с неё на бумагу. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 году в США, тогда же была создана первая офсетная печатная машина.

При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме меняется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие градации и переходы тонов. Это уникальное преимущество глубокой печати реализуется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе рисунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качественным при высокой и плоской печати.

Трафаретная печать – это воспроизведение текста и графического изображения с помощью шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки). Вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность. Раньше такой способ называли шелкографией, ныне этот термин не употребляется, т.к. шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изготовлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкалах приборов), для раскраски тканей.

От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная технология, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или негативов).

Большое значение для качества продукции имеет правильный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Размер бумаги определён стандартами. Лучше выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации "в край", но не даёт больших отходов при обрезке кромки. Широко известны применяемые с 1928 года "Международные форматы бумаги" – форматы "А" (принцип формата – постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714 – 1:1,4).

Листы бумаги нулевого формата – А 0 (840 х1189 мм) и формата А1 (594 х 840 мм), или половина формата А0) в газетной практике не используются.Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как "Известия", "Труд". Формат А3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет. В формате А4 выходят многие таблоиды и издания предприятий (многотиражки).

Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 (420 х 594 мм) равна площади двух страниц формата А4 (210 х 297 мм).По формату можно сразу определить и объём газеты: если четыре страницы формата А2 – это два печатных листа, то четыре страницы формата А3 – это один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади свёрстанных материалов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными полосами. Оптимальный размер полосы – 4\5 площади газетной страницы.

Экспедиционное оборудование – завершающая часть технологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их, маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) используются накопители в форме сменных барабанов.

Совершенствование допечатных процессов идёт на фоне развития СМК м современных систем связи от внутрифирменных до трансконтинентальных для передачи газетных материалов и полос. Материалы из регионов поступают, как правило, по каналам связи (частично через спутник связи) в редакции газет, располагаемые обычно в деловой части города. А полностью сформированные изображения полос передаются по факсимильной связи (по стекловолоконному кабелю) в пригород, где обычно создаются современные чисто типографские производства. Здесь производится экспонирование печатных форм и их обработка на автоматизированных и полуавтоматических линиях. Объём и структура газет определяется возможностями печатного оборудования, установленного в типографии. Наиболее оптимальным решением печатной технологии является цифровая печать. Процесс полиграфического воспроизведения оригинал-макета управляется компьютером и идёт без применения печатных форм. Газетная полоса записывается в формате POST Script, преобразовывается с помощью процессора растрового изображения RIP в биткарту, которая через контроллер управляет устройством для переноса краски на запечатываемый материал. Эта технология по сравнению с традиционным офсетом обладает немалыми преимуществами:

* печать с компьютера делает ненужными изготовление формовых пластин и процесс вывода фотоформ;

* высокая скорость (тысяча полнокрасочных или 4000 однокрасочных оттисков формата А3 в час;

* безупречное качество цветного изображения;

* можно сразу же получать сухие оттиски;

* перед самой печатью можно изменять текст, вносить в него поправки.

Первая в России цифровая офсетная машина Indigo E – Print 1000 была установлена в июне 1996 г. в редакционно-издательском комплексе "Фёдоров" МНТК "Микрохирургия глаза".

Ещё одно направление – использование Интернета, способного соединять компьютеры по всему миру. Используя Web, или ("Паутину"), читатель видит на экране всю нужную информацию. Ведётся работа по созданию "личностных" газет, постоянно совершенствуются способы, с помощью которых читатель может сообщить о заявленной тематике, по которой отбирается нужный материал. Но как бы ни развивалась компьютерная технология, традиционная бумажная газета будет востребована массовой аудиторией.

 

 

Дизайн полиграфического издания.

Понятия "оформление газеты "и "дизайн газеты" используются в качестве синонимов, но всё же следует обратить внимание на некоторые различия. Под оформлением понимается прежде всего процесс, а под результатом – дизайн. Дизайн - разновидность художественно – проектной деятельности, и вторая, проектная, составляющая является обязательной, едва ли не главнейшей. К тому же, если оформление может быть в какой-то степени непродуманным, нелогичным, неэстетичным, то дизайн – никогда, поскольку для него "характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений". Всё, что не способствует выявлению содержания и эффективности смыслового восприятия визуальной информации не может называться дизайном. Главное в дизайне – порядок, система, но всё, что логично, как правило – красиво, и наоборот. Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его чёткости, разумности, простоте проявляется и его особая красота.

Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По её оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придаёт конкретному сообщению. Если читатель знает, как обычно газета подаёт аналогичные материалы, то определит и значение события, отражённого в данной публикации, - иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности. Нет сколько то неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство.

Рассмотрим проблему единства формы и содержания газеты, акцентируя внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования издания.

В газете внешняя форма – это графическое оформление, которое, обладая по отношению к содержанию относительной самостоятельностью, является внешним проявлением определённой сущности, имеющей свойства цельности и неделимости.

Единство содержания и формы выражено в структуре. Газета как бы развёрнута во времени и пространстве – мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров (годовые подшивки), из которых становится более ясной позиция издания, последовательность или непоследовательность освещения отдельных тем и проблем, системность или бессистемность дизайна. Конечно, редкий читатель занимается этим специально, но интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоёвывается годами и десятилетиями кропотливого труда, а растерять его можно в течение нескольких номеров).

Содержание газеты – это не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов – все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходят друг в друга, проявляют различные свои свойства – причём, взаимообусловленность сообщений здесь порой больше, чем в любом журнале или непериодическом издании (альманах, сборник и т.д.)

Полосы формата А2 намного сложнее оформлять и верстать именно потому, что внутренние связи между отдельными материалами, подборками здесь намного сложнее, а ведь именно дизайнер держит в памяти всю идею полосы, которую он стремится выразить формально. Поэтому неслучайно большинство еженедельников используют формат А3, позволяющий завёрстывать гораздо меньше материалов, чем на полосах большеформатных газет (нередко это вообще одна-две публикации, одна рубрика, один раздел). Они занимают как бы промежуточное положение между газетами и еженедельными журналами – в последних граница полос является своеобразным сигналом того, что один раздел завершён, и читатель может переходить к следующему.

За каждой из страниц газеты, имеющей композиционно-графическую модель, закреплены определённые рубрики, разделы, жанры. К примеру, тематика и жанровая палитра разных молодёжных газет могут в чём-то не совпадать - сказываются традиции в композиционных построениях конкретной газеты, но в основном они схожи. Существуют и определённые правила размещения материалов на полосе в зависимости от их важности, оперативности, актуальности ("на открытие", "на закрытие", "чердаком", "подвалом"). То есть мы вправе говорить о газете как о системе. Подобно всякой системе, газета обладает устойчивыми элементами и устойчивыми, повторяющимися связями между ними. Познание этих связей, закономерностей, которые ими движут, и факторов, влияющих на их устойчивость, позволяет эффективно управлять газетой, в том числе моделировать её композицию и оформление. Именно в этом – смысл и цель научного подхода к исследованию структурных особенностей содержания газеты.

Внешняя форма газеты также представляет собой систему. Различные виды соединений элементов оформления – ряды, комплексы, системы образуют в оттисках единое целое – форму. Самая простая система публикаций – подборка, следующие уровни – полоса, номер, газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем низшего и высшего уровней.

Единство содержания и формы относительно. Форма развивается, и её "движение" зависит от изменений в содержании. Хотя очевидно, что при этом форма более устойчива, консервативна. Форма реагирует на существенные изменения. А поскольку форма газеты, как и любая форма, относительно устойчивая система и реагирует лишь на качественные изменения содержания, видимо, возможно закрепить на определённый период данную форму, точнее, её систематизированную, структурированную суть. Важно верно определить момент, когда действительно настанет необходимость обновить устаревшую, тормозящую развитие содержания форму. Причём для содержания и формы характерно при этом следующее: приобретая новые элементы, они сохраняют некоторые старые, но в изменённом виде - в этом проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты.

Внутренняя форма выступает в качестве связующего звена внешней формы и содержания, образующих в совокупности некую систему. Внутренняя форма конкретизирует содержание с его особой тематической и жанровой структурой. На практике это проявляется следующим образом. Дизайнер – работник секретариата – определяет эстетику газетной полосы, организует творческий процесс, направленный на более полное выражение в соответствующей форме содержания газеты. Желательно, чтобы при этом он знал тексты во всём многообразии их характеристик (тема, проблема, позиция автора, жанр, язык), тогда дизайнер будет в состоянии формально выявить сложные связи между рядом текстов. Разрабатывая композицию полосы как элемент внутренней формы, на каком-то этапе дизайнер переходит к внешней форме, композиции графики. Абстрагируясь от конкретного содержания, он начинает воспринимать материалы в виде "брусков", "ломаных фигур", мыслить такими категориями, как "орнамент полосы", "воздух"(белое пространство),"пятно" (серые, тёмные участки),"линия", "штрих", "тон", "полутон" и т.д. Верстальщик ещё более отдалён от конкретного содержания текстов – его задача по опредмечиванию содержания является скорее технической, технологической.

Внешняя форма газеты более универсальна, чем форма журнала, книги, где влияние внутренней формы проявляется более явно, где связи между ней и содержанием более отчётливы. Это усложняет, но одновременно и облегчает задачи дизайнера и художника. Выше уже отмечалось, что газету формата А2 оформлять сложнее, чем таблоид, поскольку на большеформатной полосе труднее формально выразить внутренние связи между разнородными публикациями, найти внутреннее значение внешней формы – некую скрытую идею полосы, её особую тональность.

Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определённый период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению "лица" той или иной газеты, КГМ в то же время оставляет немало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельных материалов, развёрстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоко



2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Дизайн полиграфического издания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дизайн полиграфического издания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)