Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формообразование газеты



2016-09-16 360 Обсуждений (0)
Формообразование газеты 0.00 из 5.00 0 оценок




Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую, полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты – здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле вёрстки, на третьей –полиграфической ступени – происходит тиражирование номера (печать).

Усилия журналистов, дизайнеров и полиграфистов при создании газеты распределяются равномерно: сначала ведущую роль играют журналисты, затем – дизайнеры и, наконец, полиграфисты. Такое "распределение обязанностей" довольно условно: журналист может в какой-то степени повлиять на изменение композиции полосы, а ответственный секретарь или его заместитель, выступающие и в роли дизайнеров, могут при редактировании текста сделать немало поправок для улучшения стиля материала, его композиции; полиграфисты предъявляют свои требования к оригинал-макетам (файлам вёрстки) в соответствии с техническими условиями, уровнем типографской базы, и, наоборот, оформители могут иметь свои претензии к полиграфистам в случае плохой печати. Дизайнеры должны представлять себе возможности типографского материала, полиграфисты – размерные характеристики издания и т.д.

Дизайнер газеты должен постоянно совершенствовать своё мастерство – чем совершеннее техника, тем более интересным становится процесс оформления. Почти все современные газеты имеют свои электронные версии,Web-сайты в сети Интернет, где требования к модели становятся всё более жёсткими. Это совершенно новое поле деятельности для дизайнеров, требующее особого визуального мышления. Новый материал требует новых форм, новых методов и приёмов работы.

Итак, газета – это динамичная система, которая благодаря сочетанию текста и способов его организации, его материализации в пространстве газетной полосы, способам зрительной ориентировки становится определённой материальной субстанцией. Формообразование в газете – это использование специфического материала для достижения нужного эффекта.

 

Основные принципы дизайна

В свете всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что существуют определённые, чётко сформулированные принципы, которые соблюдаются при эффективном оформлении газеты. Рассмотрим их более детально.

Подчинённость содержанию. Все элементы формы, приёмы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр). Если содержание направлено на определённого читателя, то есть учитывает его социо-психологический портрет, то и дизайн обязан быть адекватным, актуальным, разумным и естественным (учитывающим природные и социокультурные принципы) для данной социальной группы.

Единство стиля. Графические (типографические) средства сами по себе не плохи и не хороши – они могут быть современными или несовременными, могут либо способствовать созданию целостного, стилистически выдержанного графического ансамбля газеты, либо разрушать его. Можно создать сугубо современный дизайн, ориентируясь на контрастные решения, на сочетания прямых горизонтальных и вертикальных линий, "активных" диагоналей (динамичный, "молодёжный", "деловой" стиль) или предпочитая нюансы, уравновешенность композиции и графических элементов ("академический" стиль), а можно остановиться на стиле "ретро", предполагающем выбор традиционных классических шрифтов, линеек, украшений. (Заметим, что последний вариант неприемлем для оформления всех полос ежедневной общественно-политической газеты – он возможен лишь при создании дизайна специальных тематических страниц, спецвыпусков, да и то такой графический дизайн должен быть в целом современным, а "стилевая мелодия" восприниматься лишь как приём).

Единообразное оформление, основанное на ограниченном подборе элементов и приёмов дизайна, служит стилистической целостности. Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.

Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, чёрного и белого, чёрного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального) помогает не только привлечению, но и удержанию внимания.

Пропорциональность. Размер элементов дизайна ("бруски" текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и т.д.) определяется из значимостью и взаиморасположением. "Хорошие" (приятные глазу пропорции приближаются к "природным", имеющим соотношения 2:3,3:5,4:6,

8:10,21:34.

Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна (эффективное оформление "ведёт" читателя по газетным полосам, страницам).

Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным, понятным. Замечается агрессивный дизайн, он довлеет над содержанием, а, значит, неадекватно выражает его (так нарушается ещё один принцип – подчинённости формы содержанию). Поиск новых форм ведётся дизайнерами, которые исходят из определённой автономности газетной формы, но умелый, расчётливый дизайнер всегда определяет степень этой автономности.

Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового (импровизационные решения дизайнера в рамках утверждённой научно разработанной композиционно-графической модели; её совершенствование; отработка в спецвыпусках оригинальных приёмов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определённого, достаточно продолжительного времени).

Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать её красивой.

Итак, индивидуальность "лица" конкретной газеты определённого типа, целостность газеты достигаются за счёт взаимодействия композиции и графики. Мы различаем материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию. Тематическая структура газеты, а значит, её композиция как элемент внутренней формы, влияет на графику как внешнюю форму газеты. Связь "содержание – композиция" более несвободна, чем связь "содержание – графика". Дизайнер, предлагающий читателю визуальную информацию, одновременно и её получатель; он – первый читатель, многократно проверяющий, уточняющий на себе задуманное и исполненное. Потому оформительская политика должна быть ясно осознана прежде всего самим дизайнером, а постоянное следование ей непременно родит понимание "линии газеты" у читателей. Аккуратное, изящное, логичное оформление усиливает личностный момент восприятия содержания, что особенно важно для внимательного читателя.

Улучшать дизайн газеты нельзя в отрыве от заботы об улучшении её содержания. Именно содержание газеты прежде всего определяет её "лицо". Если же пренебречь этим незыблемым правилом, можно потерять доверие читателя, который, "встречая по одёжке" и раз за разом обманываясь, попросту перестанет выписывать или покупать газету.

 

4.Фотография в композиционно-графической модели газеты

Фотоиллюстрации – один из существенных элементов графической модели газеты. Размещение снимков – важный этап при создании типовых макетов, макетов-стандартов. Любая газетная полоса имеет идею, оформительскую в том числе, главный материал, который одновременно является и графической доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр). Конечно, значение текста и снимка в периодическом издании (если оно не специализированное фотографическое) неравноценно, и всё же журналистская фотография играет важнейшую роль при формировании внешнего облика газеты.

1.Фото может быть самостоятельным пропагандистским материалом, даже если оно просто иллюстрирует текст.

2.Фотографии наглядно иллюстрируют события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевая своё время не только в общих чертах, но и в мелочах, деталях.

3. Контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию газеты, тем самым привлекая внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией.

Природа газеты, изначально текстовая, со временем приобрела словесно-визуальный характер. И, если признать визуальные формы передачи информации более ранними, чем письменные, то можно сделать вывод: диалектическая спираль развития СМИ завершает очередной виток. Роль визуальной коммуникации сегодня необыкновенно велика. Газеты, журналы уделяют особое внимание аппарату ориентирования читателя, процессам фотоиллюстрирования.

 

Средства привлечения внимания читателя

и процесс бильдредактирования

Отличительной чертой некоторых газет (молодёжных, рекламных) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания читателя. Такой "плакатный стиль" предполагает активное использование фотоиллюстраций – плакатов, крупных снимков в сочетании с "шапкой", набранной прописным или заголовочным шрифтом, с броскими линейками, "воздухом", цветовыми акцентами. Оформители находят новые формы подачи иллюстраций и закрепляют их в качестве композиционно-графических доминант.

Переход газет на офсетную печать сделал их не только красивыми, но и удобными для чтения. Изображение на фотографиях смотрятся мягко, оно не теряется даже при самых малых размерах. Компьютерная технология позволила применить специальные приёмы: наложение фотографий на текст, подпись на снимке и т.д.

Любая газета только выигрывает, помещая на своих страницах разные виды иллюстраций, в том числе фотографические - репортажи, портреты, очерки, этюды, пейзажи, репродукции, монтажи, коллажи и др., активно подключая их к заголовочному комплексу того или иного ключевого материала полосы.

Треугольник "редактор – ответственный секретарь – фотокорреспондент" называют равносторонним, в этом много правды, ведь наличие перечисленных трёх звеньев – реальность, связанная с особенностями журналистского труда, индивидуально-коллективного и производственно-творческого по своему характеру. Справедливо включить в эту цепочку и бильдредактора - сотрудника редакции, ответственного за иллюстративное сопровождение материала.

Класс бильдредактирования прямо влияет на уровень содержания и формы периодического издания, на оптимизацию процесса читательского восприятия. В принципе бильдредактора можно считать самостоятельной творческой единицей, функции которого сейчас в центральных газетах и журналах выполняют заведующие отделом иллюстраций, а в областных, городских и районных – заместители ответственных секретарей, которые отбирают лучшие варианты снимков, формируют их в подборки для последующего макетирования. Есть редакции, где аналогичные обязанности возлагаются на художников, выступающих и в роли ретушёров.

Функции битльдредактора не ограничиваются областью светописи. Конечно, прежде всего – это специалист в области фотографии, призванный отбирать лучшее и браковать несовершенное. Но гораздо важнее уметь подсказать тему будущего репортажа, проверить "фотофакт" на достоверность, оценить значимость тех или иных фотоизображений, грамотно и нестандартно скомпоновать их, при необходимости скадрировать, выявить жанровую специфику. В круг обязанностей редактора фотографий логично включается определение оптимального соотношения в номере "своих" снимков и тех, которые поступили из агентств, планирование объёма, конфигурации и формата иллюстраций. То есть подлинный бильдредактор не только и не столько специалист в области фотосъёмки, сколько эстетически образованный человек и обязательно журналист, понимающий природу прессы, полиграфического дизайна. Он в состоянии существенно повлиять на формирование всего видеоряда издания, который складывается из фотографий, а также рисунков, рисованных рубрик, заставок, символов, заголовков (не случайно в роли бильдредактора выступали и выступают заведующие отделом оформления).

Трудно давать эстетические рекомендации по фоторедактированию, но ряд требований, предъявляемых к этому процессу, назвать необходимо. Прежде всего бильдредактор - знаток поэтики фотографии, обладающий чутьём композиции и ритма. Собственно журналистский взгляд на характер деятельности газетчика заключается в следующем: бильдредактор призван выявлять информативные, иллюстративные и символико-пиктографические функции, а также художественно-публицистическую образность пресс-фотографии. Он должен учитывать и комментирующую способность фотоиллюстрирования как одного из важнейших этапов графического дизайна.

Компоновкой самых заурядных снимков, расположенных в определённом порядке (монтажный метод), можно добиться эмоционального сюжетного эффекта, как и при умелой вёрстке различных, но близких по теме фотографий и текста. Если их соседство органично, возникает своеобразный симбиоз от журналистики, когда снимки и текст, взаимообогащая, дополняют друг друга, воспринимаются как единое целое.

Вообще исторические снимки, подобранные по принципу монтажа, могут обладать мощным эмоциональным и комментирующим воздействием, как, впрочем, и умело поданные подборки современной хроники, а также профессионально выполненные фотомонтажи, коллажи (монтажный образ).

Один из номеров "Общей газеты" открывался большим цветным портретом только что назначенного премьер-министром России Е.М.Примакова. Снимок, сделанный в ту пору, когда Примаков был ещё министром иностранных дел, запечатлел его на одном из международных форумов с микрофоном в ушах, напоминающим фонендоскоп. Броская "шапка" сообщала о том, что известного политика призвали для "лечения больной экономики", а подзаголовок предупреждал: "Доктор может многое, но не всё…"

Некоторые смоделированные приёмы (включение фотопортрета в заголовочный комплекс публикации, традиционное оформление, эксплуатация одного и того же негатива) способствуют усилению символико-пиктографической функции фотоизображения, хотя собственно информационное и иллюстративное назначение снимка, естественно, сохраняется.

Таким образом имеют свою сферу приложения как стереотипные формы (фотозарисовки, фоторубрики, фотопортреты),так и оригинальные пресс-фотографии. Бильдредактор обязан бороться с фотоштампами, обеспечивая разрешение проблемной ситуации (преодоление несоответствия между целью фотокорреспондента и информационными потребностями читателей) на всех этапах подготовки фотоматериала: от выбора темы будущей фотографии до её постановки на газетной полосе.

 



2016-09-16 360 Обсуждений (0)
Формообразование газеты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формообразование газеты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)