Роль и задачи маркетинга в реализации концепции устойчивого развития на уровне предприятия
Вне зависимости от типа и характера производства предприятие выступает в качестве опосредованного элемента, определяющего структурную связь между ним и окружающей его природной средой. При этом происходит обмен энергетический, вещественный и информационный с окружающей средой на всех этапах хозяйственной деятельности. Предприятие выступает первым и наиважнейшим элементом, влияющим на загрязнение и деградацию окружающей природной среды в хозяйственной деятельности человека. Для того, чтобы свести к минимуму это отрицательное воздействие, необходимо экологизировать экономику. Экологизация экономики - это совокупность управленческих (организационных), технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение давления нагрузки на окружающую природную среду предприятиями при сохранении целей производства - получении прибыли при достаточных темпах развития экономики, обеспечивающих поступательное развитие человеческого общества. Экологический маркетинг на предприятии - искусство принимать эффективные решения в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций в конкретной ситуации хозяйствования; это система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности всех предприятий и многих людей в области допустимых темпов экономического развития конкретного региона в рамках допустимого давления на ОС, не испытывающей при этом деградации и способной восстанавливать свои качества. Выделяют различные ступени экологического маркетинга. 1.Выбор. На стадии выбора решения о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизации старого необходимо: Главный девиз на стадии выбора должен отвечать принципу экологизации экономики производства с разработкой схемы безопасности продукции всего жизненного цикла. Жизненный цикл продукции - цикл ее экологически безопасных свойств от производства, хранения, транспортировки, до потребления, безопасной утилизации ее самой и упаковочных материалов частей и целого. На стадии выбора важное значение имеет моментальный анализ соответствия предприятия экологическим требованиям, который имеет место пока только за рубежом. Моментальный анализ включает процесс моментального тестирования выбираемой модели производства из многочисленных вариантов уже имеющихся проектов или вновь созданных. В процессе такого тестирования могут быть отброшены сразу те проекты, которые не соответствуют принципам указанным выше. Моментальный анализ может представлять собой таблицу или матрицу (схема 7) с набором соответствующих параметров, анализ которых в баллах позволит сделать предварительный выбор направления дальнейшей деятельности по созданию, реконструкции или модернизации производства. Указав по каждому критерию баллы, можно после их суммирования сделать выбор технологии, отвечающей самым жестким требованиям. Схема 7. Моментальный анализ предприятия по его соответствию экологическим требованиям Можно расширить ассортимент уточнений по любому из критериев, например, акцентировать внимание на способ получения кредитов в зависимости от выбора направления работы предприятия, спроса на "зеленую" продукцию и т.д. 2. Предпроектная стадия. На этой стадии важно трансформировать полученные данные моментального анализа в программу действий, которая позволит в дальнейшем избежать грубых ошибок производственной деятельности. На это направлена деятельность группы специалистов по формированию экологического бизнес-плана. Его задачи заключаются в нейтрализации потенциальных опасностей, которые могут возникнуть на предприятии при несоблюдении технологических, экологических стандартов. Этот бизнес-план исследует сильные, слабые стороны предприятия, а также открывающиеся возможности и опасности. Важнейшая задача экологического менеджмента в стратегии предпринимательства состоит в превращении угрозы для окружающей среды в возможности роста предприятия. Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через: 1.Экономические выгоды. 2.Стратегические выгоды. Методология НИОКР по созданию экологически безопасного продукта. 1.Задачи и цели научных исследований и разработок: 2.Анализ существующей системы: 3.Подготовка технических условий (список требований): 4.Создание альтернативных продуктов и процессов (идеальные отношения и реальные отношения): 5.Оценка альтернативных решений: 6.Реализация принятого решения: 7.Измерение и контроль эксплуатационных характеристик. Послепродажное обслуживание: Экологически ориентированное управление производством представляет собой систему планирования и контроля на разных этапах. Этап составления производственной программы. Для нового предприятия экологически ориентированное управление предусматривает последовательность соблюдений стадий проектирования, экспертизы, получения разрешительной документации и т.д. Для старого предприятия рассматривается снятие с производства экологически вредной продукции, производится замена устаревшего морально и физически оборудования, старой технологии на новую. Календарное планирование подготовки и проверки состояния работы оборудования ориентировано на недопущение сбоев в работе оборудования, которое может воздействовать на ОС. Производственный контроль - контроль за состоянием, потреблением и регенерацией ресурсов на входе предприятия, контроль за уровнем выбросов, стоков, за движением опасных компонентов, продуктов и отходов. Планирование и контроль качества - обеспечение качественных характеристик продукции и производственного процесса, установление экологических последствий в результате возможных сбоев в технологическом процессе или использовании продукции. Оценка качества работы вспомогательных служб. Ремонт и обслуживание технологических процессов. Выявление и устранение выбросов и утечек, шумов, запыленности, загазованности, контроль над уровнем энергосбережения и т.д. Основные цели маркетолога-консультанта по экологическим вопросам определяются следующим образом: Задачи маркетолога: В организационной структуре менеджер должен непосредственно подчиняться директору, а не быть включенным в штат службы главного инженера в качестве исполняющего обязанности еще и его заместителя по соблюдению ТБ. Это самостоятельный специалист, полностью отвечающий за экологическую безопасность на предприятии во взаимосвязи с окружающей природной средой, с ответственностью за весь жизненный цикл продукции, с ответственным отношением к кругу обязанностей вне- и внутри предприятия. Зарплату менеджер-консультант получает из фонда сэкономленных средств предприятия за счет:
ЛИТЕРАТУРА 1.Бабина Ю.В.,Варфаламеева Э.А. Экологический менеджмент.-: М., 2002 2.Гринин А.С. Экологический менеджмент.-М.: Юнити-Дана, 2001 3.Котлер Ф.Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. - Спб.: Питер, 1999.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |