Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов)
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
Анализ результатов анкетирования родителей дает возможность говорить, о том, что родители иногда склоны преувеличивать способности своих детей. Учителю и родителям необходимо целенаправленно развивать творческий потенциал у детей младшего школьного возраста. Анализируя вышесказанное, мы делаем вывод, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников. 2. Разработка и апробирование заданий. На втором этапе использовалась методикадля творческого развития детей младшего школьного возраста. Цели: 1. Исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности; 2. Выявление уровня развития творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Задание 1. Композиционное творчество. Импровизация «Грезы» (музыка П.И. Чайковского «Сладкая греза» «Детский альбом»). Инструкция: Необыкновенная музыка, очень красивая. Детям предлагают закрыть глаза и немного помечтать. После просушивания музыки дети делятся впечатлениями. Затем им предлагают оживит свои фантазии, создать выразительный, пластичный, красивый танец. Дети импровизируют свои мечты под музыку, изображают что увидели и почувствовали. Критерии оценки: Творческие проявления. 2 балла – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; 1 балл - затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку; 0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно. Результаты исследования композиционного творчества испытуемых ЭГ:
Результаты исследования композиционного творчества испытуемых КГ:
Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении. Задание 2. Вопросно-ответные интонации. Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?» Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации. Критерии оценки: 2 балла – использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках; 1 балл – использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках; 0 баллов – использование 1 звука или проговаривание. Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст: Загорелся в небе круг, Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает. Критерии оценки: 2 балла – использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии; 1 балл – использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии; 0 баллов – ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание. Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в пении (ЭГ):
Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в пении (КГ):
Задание 3. Сочинение ритмических рисунков. Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот. Критерии оценки: 2 балла – оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога; 1 балл – использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога; 0 баллов – копирует ритмические рисунки педагога. Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах ЭГ:
Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах КГ:
Задание 4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами») Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Ходит месяц над лугами» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке. Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал. Критерии оценки: 2 балла – передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании; 1 балл – передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании; 0 баллов – не справляется с заданием. Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании. Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами») испытуемых ЭГ:
Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами») испытуемых КГ:
Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл. Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности: 1. высокий 9-12 баллов; 2. средний 5-8 баллов; 3. низкий 0-4 балл. Результаты исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых ЭГ:
Результаты исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых КГ:
В результате нами было отмечено, что значительная часть детей младшего школьного возраста показала средний уровень творческого развития (см. таблицу 2.1.). Исследование творческих способностей в музыкальной деятельности Таблица 2.1
Исходя из данных констатирующего эксперимента мы построили гистограмму (см. рис.2.1) Проведение констатирующего эксперимента позволило: 1.Оценить творческое развитие детей старшего младшего школьного возраста в музыкальной деятельности; 2.Предложить программу комплексных музыкальных занятий для школьников экспериментальной группы; 3.Разработать методические рекомендации.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3974)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |