Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные требования к знаниям и умениям



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Основные требования к знаниям и умениям 0.00 из 5.00 0 оценок




учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

 

V. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:

· наличие лингвистических словарей;

· наличие карточек с играми и заданиями;

· наличие текстов для работы на занятиях;

· подборка видеофрагментов;

· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по русскому языку.

Занятия по Программе ведёт учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

VI. Литература

Литература для учителя:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. 528 с
  2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
  3. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д., Бабаева Е.Э. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. — М.: Школа "Языки славянской культуры", 2003. — 1306 с.
  4. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - Издательство: Экслибрис-Пресс, 1997
  5. Бабенко Л. Словарь синонимов русского языка. - М.: Астрель, АСТ, 2011. – 688 с
  6. Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005. - 624 с.
  7. Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A Living Russian Grammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
  8. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  9. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка. - Минск: Харвест, 2007. - 448 с.

10. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.

11. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

12. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

  1. Евсеев М. Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – АСТ, 2009

14. Иванова В.А. Тайны слова (занимательная грамматика). - Нижне-Волжское книжное издательство, 1966

  1. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.
  2. Кисловский Ю.Р. Почему так названы? – Канск, 1995.
  3. Корбут Марина Александровна. Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика 4 класс». http://nsportal.ru
  4. Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.
  5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984
  6. Никонов В.А. Ищем имя. – М., 1988.
  7. Никонов В.А. О происхождении русских фамилий // Русская речь. – 1988.- №3
  8. Нормы русского литературного языка. Учебник для вузов. - М.: Флинта, 2010. - 168с.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.
  10. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Русск. яз., 1998
  11. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1984.
  12. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М., 1975.

27. Селищев А.Н. Происхождение русских фамилий, личный имен и прозвищ // Селищев А.Н. Избранные труды. – М., 1968.

28. Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Грамматика. Изд.3, стереот. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. -312с.

  1. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
  2. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. - М.: Астрель, 2004
  3. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. - М.: ОНИКС, «Мир образования», 2008. - 128с.
  4. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М., 1973.
  5. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М., 1981
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И. Ушакова. – М., 1996.
  7. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М.: Прогресс, 1989.
  8. Федорова Т. Л., Щеглова О. А. Этимологический словарь русского языка. – ЛадКом, 2010
  9. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

Литература для учащихся:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Карантиров С. Этимологический словарь русского языка для школьников. - Славянский Дом Книги, 2009
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  12. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  13. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  14. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984.

15. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

16. Успенский Л. В. Слово о словах. – Лениздат, 1962 г.

  1. Федосюк Ю.А. Что означает ваша фамилия. – М., 1969.
  2. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.

19. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

20. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию 1-13 даны от 3 до 6 вариантов ответов, из которых только один верный. В заданиях 14-16 правильными являются несколько вариантов ответов. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.

Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

8-11 – «3», 12-15 – «4», 16 – «5»

Желаем успеха!

 

Диагностический тест

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

А. Баловаться; Б. Добела; В. Понял; Г. Создала.

 

2. В каком слове произносится звук [в']?

А. Воевать; Б. Бровь; В. Впадать; Г. Обвинять.

 

3. В каком слове есть гласный [0]?

А. Обычай; Б. Яблоко; В. Включенный; Г. Современное.

 

4. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:

А. Места; Б. Номера; В. Билеты; Г. Машины.

 

5. Определите лексическое значение слова озимь:

А. всходы, посевы озимых культур; Б. первые дни зимы;

В. вьюга, во время которой дует низовой ветер.

 

6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами

Г. омонимами; Д. антонимами.

 

7. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо:

А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами; Г. омонимами;

Д. антонимами

 

8. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются...

А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами; Г. омонимами; Д. антонимами

 

9. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий

А. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

Б. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

В. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

Г. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

Д. бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

 

10. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?

А. Как предполагают ученые, в центре Урана есть твердое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.

Б. Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТОМ характере.

В. Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.

Г. Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.

 

11. В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образованная форма слова)?

А. Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди.

Б. В две тысячи восьмом году будет проходить очередная Олимпиада.

В. Таксопарку требуются шофёры, хорошо знающие город.

Г. На нашем факультете учатся будущие бухгалтеры.

 

12. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

А. до ста, до семиста, к семистам

Б. к ста, к семиста, семьюстами

В. в семистах, до семисот, в ста

Г. в семистах, до семисот, в стах

 

13. В каком ряду все формы наречий образованы правильно?

А. Горчее, слаще, более быстро

Б. Менее громче, нежнее, шустрей

В. Чище всех, лучше, более мудро

Г. Неистовей, гордее всех, прямей

 

14. Укажите слова, которые являются многозначными:

А. жюри; Б. квартал; В. гнездо; Г. серебряный; Д. сизый; Е. кроссворд.

 

15. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

А. твердая воля Б. бегут ручьи В. горят костры

Г. зерно пшеницы Д. золотое кольцо Е. ледяной взгляд

 

16. Укажите пары антонимов:

А. угрюмый — веселиться; Б. гигант — карлик; В. робкий — смелый;

Г. холодный — вспыльчивый; Д. благородный — подлость; Е. скромный — хитрый

 

 

ОТВЕТЫ:

1. В

2. Г

3. В

4. Г

5. А

6. Д

7. Г

8. В

9. А

10. Б

11. А

12. В

13. В

14. Б В Г Д

15. В Г Д

16. Б В

 

Приложение 2

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с 1 по 3 даны 9 вариантов ответов, из них верных несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К каждому заданию с 4 по 11 даны 2 варианта ответа, из которых надо выбрать один. К заданиям с 12 по 20 даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.

Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

10-14 – «3»,15-18 - «4», 19-20 - «5»

Желаем успеха!

 

Фонетика и орфоэпия

1. Твёрдый согласный перед Е произносится в словах:

1. дефис; 2. термин; 3. бутерброд; 4. Одесса; 5. антитеза;

6. шинель; 7. реквием; 8. тезис; 9. дельтаплан.

 

2. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в словах:

1. разъём; 2. нюанс; 3. приют; 4. яблоко; 5. Пётр;

6. щётка; 7. вьющий; 8. менуэт; 9. клиент.

 

3. Ударение падает на первый слог в словах:

1. сливовый; 2. баловать; 3. гербовый; 4. коклюш;

5. зубчатый; 6. оптовый; 7. статуя; 8. туфля; 9. завидно.

 

4. Какое слово затранскрибировано?

[п а л а с к а т'] (малыша).

1. Поласкать. 2. Полоскать.

 

5. Одинакова ли транскрипция у глаголов в словосочетаниях?

Разрядить ружьё, разредить лук на грядке.

1. Да: [р а з р' и д ' и т] 2. Нет: [р а з р' а д' и т'] и [р а з р' и д' и т']

 

6. Определите ряд слов с неправильным ударением.

1. БАловать, зАнята, щАвель, стАтуя.

2. КаталОг, нАчал, ждалА, договОр.

 

7. Какой звук — [и] или [ы] — слышится в словах?

Циркуль, цинга, жир.

1. [и]. 2. [ы].

 

8. Решите пропорцию, учитывая соотношение звуков.

Попади: попадьи = суди: ?

1. Судить. 2. Судьи.

 

9. Решите пропорцию, учитывая характер звуков в парах.

[г] : [к] = [?] : [т] = [з] : [с]

1. [д']. 2. [д].

 

10. Что происходит со звуком [с] в словах?

1. Листик. 2. Растянуть.

1. Обязательное смягчение.

2. Смягчение возможно, но не обязательно.

 

11. Укажите нормативное произношение слова «партер»:

1. Пар [тэ] р; 2. пар [т'] ер;

 

12. Правильно или неправильно затранскрибировано слово пишет?

[п и ш и т].

1. Да, правильно. 2. Нет: [п' и ш ы т]. 3. Нет: [п' и ш э т].

 

13. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

1. [п' и ч' й о т] 2. [п' и ч' э т] 3. [п' и ч' о т]

 

14. В каком слове ударение может быть разным в зависимости от значения:

1. Созыв; 2. Отзыв; 3. Призыв.

 

13. Найдите слово с вариантным ударением:

1. Осведомить; 2. Мышление; 3. Принудить; 4. Звонит.

 

16. Подберите существительное к прилагательному харАктерный:

1. Жест; 2. Поступок; 3. Актер; 4. Вид.

 

17. В каком словосочетании произносится звук [и]?

1. к Игорю; 2. с Ирой; 3. до игры; 4. без идей.

 

18. В каком слове на месте выделенной буквы произносится твердый согласный?

1. ВосеМь; 2. пяТьсот; 3. сеМьдесят; 4. сеМьюдесятью

 

19. В каком из слов постановка ударения определяется контекстом?

1. Свекла; 2. Щавель; 3. Камбала; 4. Рожки

 

20. Выберите правильный вариант произношения слова:

1. Конечно [чн]; 2. Скучно [чн]; 3. Девичник [чн]; 4.Ничто [шт].

 

ОТВЕТЫ:

1) 5 , 7, 8, 9

2) 1, 3, 4, 7, 9

3) 1, 3, 5, 7, 8, 9

4) 1

5) 1

6) 1

7) 2

8) 3

9) 3

10) 2

11) 2

12) 2

13) 2

14) 2

15) 1

16) 3

17) 3

18) 3

19) 4

20) 4

 

Приложение 3

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 21 задание с выбором ответа. К заданиям 1-6 даны 3-6 вариантов ответа, из которых правильными будут несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К заданиям 7-21 даны 2-5 вариантов ответа, из которых правильными будет только один. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.

Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

10-14 – «3»,15-19 - «4», 20-21 - «5»

Желаем успеха!

 

Лексика

1. Укажите, какие из слов являются однозначными:

а) ряска; б) айсберг; в) брошюра

г) квартал; д) земля; е) арена

 

2. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

а) строить дом; б) убить время; в) тяжелый характер;

г) часы бегут; д) мягкое кресло; е) острый нож.

 

3. Выберите пары антонимов:

а) смелый — грубый; б) мудрость — глупый; в) щедрый — скупой;

г) рассеянность — сосредоточенность; д) благородный — подлый;

е) отзывчивый — вспыльчивый.

 

4. Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи.

а) Блестеть, сиять, светить б) печаль, кручина в) давно, когда-то, некогда.

 

5. Укажите устаревшие слова:

а) урядник; б) фельдъегерь; в) логистика; г) помпезный; д) оранжад; е) двуколка.

 

6. Укажите неологизмы:

а) дайвинг; б) клавиатура; в) бренд; г) харизма; д) манускрипт

 

7. Определите лексическое значение слова изморось:

а) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах.

б) морозные узоры на стекле; в) очень мелкий дождь.

 

8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значений называются:

а) однозначными; б) многозначными; в) синонимами;

г) омонимами; д) антонимами

 

9. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются:

а) однозначными; б) многозначными в) синонимами;

г) омонимами; д) антонимами

 

10. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

а) синонимами б) антонимами в) омонимами г) однозначными д) многозначными

 

11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

 

 

12. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются.

Преступить закон — приступить к делу.

а) Антонимы б) Синонимы в) Омонимы.

 

13. Какие слова использованы в предложении?

Это была не просто тишина, а безмолвиеокружающей природы.

а) Синонимы б) Антонимы в) Омонимы

 

14. Определите слово, имеющее омоним.

а) Стекло б) Стена в) тетрадь

 

15. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

а) Он прошёл непростой житейский путь.

б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

 

16.Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

а) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

 

17. Укажите, значение какого слова определено неверно.

а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.

б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.

в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.

г) сангвинический – спокойный

 

18. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

б) Хорошо ли ты знаешь свой родной край?

в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.

г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.

 

19. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) жаловаться б) жалеть в) сетовать г) роптать

 

20. Какое слово имеет значение «ненастоящий, измышленный»?

а) фиктивный; б) лояльный; в) сакральный; г) портативный.

 

21. Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога (А. Чехов).

а) Да. б) Нет.

 

ОТВЕТЫ:

1. А Б В 2. Г Б В 3. В Д 4. А В 5. А Б Г Е 6. А Б Г 7.В 8. Г 9. В 10. Б 11. В 12. В 13. А 14. А 15. А 16. А 17. Г 18. Г 19. Б 20. А 21. Б

 

Приложение 4

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий с выбором ответа. К заданиям 1-6 даны 6 вариантов ответа, из которых правильными будут несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К заданиям 7-20 даны 3-6 вариантов ответа, из которых правильными будет только один. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.

Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

10-14 – «3»,15-18 - «4», 19-20 - «5»

Желаем успеха!

 

Итоговая работа

1. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

А) умница Б) города В) отличница Г) папаша Д) листва Е) осина

 

2. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.

А) защита диссертации Б) класс работает В) чувство локтя

Г) переход через горы Д) играли Шекспира Е) простые люди

 

3. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

А) коренной житель – коренной вопрос Г) человек худой – характер худой

Б) больной заснул – больной ребёнок Д) спутник Марса – спутник в дороге

В) пачка папирос – пачка балерины Е) звезда эстрады – звезда на небе

 

4. Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.

А) подножие горы В) золотая середина Д) отношения восстановлены

Б) учиться вязать Г) бороться и искать Е) подниматься по лестнице

 

5. Какие сочетания слов являются словосочетаниями?

А) за обеденным столом Б) большой и теплый В) спуститься с гор

Г) грачи прилетели Д) вкусный пирог Е) решение принято

 

6. Найдите словосочетания, в которых правильно выделены главные слова.

х х

А) мычанье коровы Б) говорить невпопад

х х

В) гнездо вороны Г) пришел вовремя

Х х

Д) увядший цветок Е) утопая в цветах

 

7. Найдите словосочетания, которые соответствуют схеме.

х

наречие + существительное

А) рубашка навыпуск Б) полезно для здоровья В) пальто реглан

Г) неплохо для начала Д) невероятно глупо Е) падение навзничь

 

8. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно БЕЗОБИДНЫЙ человек.

Б) Шутки брата далеко не всегда были БЕЗОБИДНЫ.

В) Я люблю общительных, БЕЗОБИДНЫХ людей, которые понимают шутки.

Г) Мыши – совершенно БЕЗОБИДНЫЕ существа, хотя многие их боятся.

 

9. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

А) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

Б) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

В) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, чем у музыкантов.

Г) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.

 

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А) На стене, освещенная вялым электричеством, висела большая картина, на мольберте стояла еще одна.

Б) Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей?

В) Возьмем два чистых листа бумаги и согнем их пополам.

Г) Выпишите из текста не менее двух сложных бессоюзных предложения.

 

11. Укажите предложение без грамматических ошибок.

А) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.

Б) Рисунки, которые я воображал, глядя на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли возраста.

В) Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.

Г) Вначале приглушенные отдалением, но все более становясь слышимыми, в тишину постепенно прокрадывались звуки.

 

12. Что означает выражение «повесил нос»?

А) опустил голову Б) повесил нос на гвозди в стене

В) опечалиться, прийти в уныние

 

13. Что означает выражение «намылить голову»?

А) покрыть голову мыльной пеной Б) задуматься

В) поругать, сделать строгий выговор

 

14. Укажите неверное утверждение.

А) Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.

Б) Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.

В) Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.

Г) Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.

 

 

15. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).

А) омоформы Б) омофоны В) омографы

 

16. Укажите правильное определение понятия орфоэпия

А) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного

произношения.

Б) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

В) Это словарный состав языка

Г) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

 

17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А) свеклА Б) бАрмен В) случАй Г) зАвидно

 

18. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. (А. С. Пушкин)

А) эпитет Б) олицетворение В) метафора

 

19. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Ворон ворону в ответ:

"Знаю, будет нам обед…" (А. С. Пушкин)

А) эпитет Б) олицетворение В) метафора

 

20. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.

Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!

Я в полном ОТПАДЕ!

А) архаизмы Б) диалектизмы В) жаргонизмы Г) профессионализмы

 

 

ОТВЕТЫ:

1. А В Е

2. Г Е

3. А В Г Д Е

4. Б Г Д

5. А В Д

6. А Б Г

7. В

8. В

9. Г

10. А

11. А

12. В

13. В

14 Д

15. А

16. А

17. Б

18. В

19. В

20. В

 



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Основные требования к знаниям и умениям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные требования к знаниям и умениям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)