Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики диагностики воображения



2018-07-06 5971 Обсуждений (0)
Методы и методики диагностики воображения 5.00 из 5.00 9 оценок




Термин "диагностика" произошел от греческих корней dia — между, врозь, около, после, через и gnosis — знание, то есть, диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознавание, предположение.

Одним из важнейших направлений в развитии науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.

Психодиагностике более 100 лет. За это время она превратилась в развитую область психологии, которая имеет крепкие связи с другими областями этой науки. Понятие «психодиагностика» принадлежит Герману Роршаху, известному психологу.

Что же изучает психодиагностика?

Психодиагностика - это научная дисциплина, область психологической науки, разрабатывающая принципы и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности. Она служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой , путем создания и проверки методик, разработки правил поведения обследования, способов интерпретации результатов выявления возможностей и ограничения методов.

А. Г. Шмелёв своей работе пишет: «Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. ...Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий»[22,с.8] . То есть результаты диагностики определенного объекта, процесса, явления фиксируются и закрепляются для прогнозирования по его статическим показателям.

Метод - это принцип и способ сбора информации, обработки и анализа данных, а так же принцип воздействия на объект (опросник, тест, наблюдения).

Методика – это форма реализации метода, процедура для достижения определенной цели.

По убеждению В.И. Загвязинского "...диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых"[22,с. 9-10]

От исследователя, выбранной им цели, темы и условий исследования зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов.

С.Л. Рубинштейн пишет, что метод- это способ, посредством которого познается предмет науки».[16] Это путь познания мира через ошибки, опыт.

По мнению Н.И. Шевандрина, метод — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.[8]

С точки зрения И.В. Андреевой и О.Б. Бетиной, «метод — это способ получения фактов; это определенный набор операций или процедур, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью многократно повторять обученные методике люди». [1,с.15].

Интерес к проблеме воображения начинает расти с начала 19 века. Именно в это время появляются первые попытки исследовать функции воображения с помощью эксперимента (В. Вундт, Т. Рибо, Ф Матвеева и др). Изучение области вопроса воображения расширяется. Начинают появляться и разрабатываться новые методы и методики теоретического и практического изучения процесса воображения.

Существует несколько видов методов исследования и диагностик детского воображения:

- метод «поперечных срезов» (работа проходит с группой детей примерно одного возраста и обучающихся по одной программе; используют конкретную методику);

- сравнительный метод ( работа проходит с разновозрастной группой детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным программам; используют конкретную методику; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);

-лонгитюдный метод («продольное» исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребенка в течение длительного времени;

-эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный) : каждое направление эксперимента предполагает свой набор конкретных методов;

-анализ продуктов деятельности;

- экспериментально - генетический метод.

Выбор методики и метода зависит от задачи, которую ставит психолог; от возраста ребенка (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента.

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты в свою очередь могут быть вербальными и невербальными ( изобразительные - фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий по 7-10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Краткая характеристика по некоторым методам и тестам.

Метод диагностик художественного воображения – «Рисунок».

В этом методе детям предлагают листы бумаги формата А4 и цветные карандаши или фломастеры (не мене шести разных цветов). Дается задание- придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по признакам:

-скорость процессов воображения;

- необычность, оригинальность стиля;

-богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

- проработанность деталей и глубина образов;

-эмоциональностьобразов.

Метод диагностики речевого воображения – «Вербальная фантазия».

В данном методе ребенку необходимо придумать рассказ о каком – нибудь живом существе- человеке, животном или о чем-либо еще и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы отводится 1 минута, затем ребенок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводится так же, как в методике «Рисунок».

Метод диагностики воображения «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течение 5-10 минут какую-нибудь фигуру, поделку. Воображение каждого ребенка анализируется и оценивается аналогично предыдущим образом.

Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на проявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному.

При выполнении данного задания нужно задавать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, пробовать угадать, что предшествовало этой ситуации и что произойдет в дальнейшем. Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребенка выйти за пределы изображенной ситуации на картине, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребенка.

Метод «Необычное использование».

Это модификация известного теста Джона Гилфорда. В задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно что-то складывать.

Метод «Необычные вопросы».

Данное задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.

Тест «Нарисуй картинку»

Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, необычный предмет. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест «Закончи рисунок»

Состоит из 10 различных картинок. Данный тест сконструирован из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание завершить их быстро, легким простым способом. Ребенок, способный увидеть и объединить несколько фигурок в одну композицию, обладает четкой целостностью восприятия, видения мира, личностной целостностью.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой.

Испытуемому предлагается дополнить рисунок своим изображением ( ему дается поочередно три листа, на которых изображены геометрические фигуры определенной формы и в определенной последовательности). Исследование проводится на время. Обработка результатов производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Психодиагностика – основа деятельности любого практического психолога. Психологи – практики должны обладать навыками конструирования методик. Поэтому без научного знания, понимания принципов и законов психологи нельзя заниматься психодиагностикой.

Для своего исследования психодиагностики воображения младшего школьника я взяла материалы практикующего психолога.



2018-07-06 5971 Обсуждений (0)
Методы и методики диагностики воображения 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики диагностики воображения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)