Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение методики «Где чье место?»





Автор методики Кравцова Е. Для того, чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности, смоделировать в уме всю ситуацию целиком и перенести функции с одного объекта на другой. Другими словами, ребенок должен проявить воображение.

На этом принципе и основана игра - методика «Где чье место?». Психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется рисунок (см.приложение). Отдельно вырезаются вставки- кружки.

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные места». Объясни, почему они там оказались.

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут решать эту задачу по–разному.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные места», а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна там быть. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие места», то малыш будет смеяться, но объяснить, почему они там оказались – не сможет. Если от ребенка удается добиться какого-нибудь ответа, то они будут шаблонными: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду- что она спряталась» и т.д.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки в «необычные места», но объяснение, почему они там оказались, у них будет вызывать трудности.

Некоторые даже начнут ставить фигурки на места. Рассказы школьников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере дети стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие места» и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную им задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение и т.п. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя роль , исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживил картинку», а затем следует фантазия –рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер и все предметы разбежались». Далее следует сказочный рассказ. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, картинки в единый сюжет.



С помощью данной методики мы провели диагностику воображения младших школьников в МОУ Николо-Кропоткинской ООШ с 1-го по 4-ый класс. Возраст детей - от 7 до 10 лет. Всего в начальной школе 21 ученик. Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в течение недели. При выполнении этой методики были использованы : стимульный материал (см.приложение) - листы формата А4 с изображением на них картинки, на которых были выделены пустые места. Отдельно давались картинки- кружочки, которые дети должны были поставить на «необычные места». Прежде, чем раздать листы с заданием, детям было дано объяснение, что именно они будут делать (такой шаг дает возможность вызвать у них заинтересованность и создать мотивацию к выполнению задания). Перед началом выполнения задания, ребенку была зачитана инструкция. Для этого был использован следующий текст: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные места». Когда расставишь кружочки, расскажешь мне, почему они там оказались». Используй свое воображение и у тебя все получится». Целью данного метода было определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. Сначала нужно отметить, стоит ли засчитывать результат. Те варианты, , которые не соответствуют заданиям, не учитываются.

Начало формы2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация

После проведения диагностики в начальной школе мы получили такие результаты.

1 класс - три ученика.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица I

№п/п Имя испытуемого Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Михаил   0% 50% 0%
Мохамед   0% 50% 0%
Милана   0% 50% 0%

Если учитывать то, что дети с первым уровнем развития воображения ставят фигурки на свои законные места, то ученики первого класса ставили фигурки на «необычные места». Объяснения, «как они там оказались» вызывали у них затруднения. Это говорит о том, что у детей первого класса второй уровень развития воображения.

В процентном соотношении будет :

-100% детей в классе имеют второй уровень воображения.

 

2 класс – 7 учеников.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица II

 

№п/п Имя испытуемого Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Дмитрий   0% 50% 0%
Глеб   0% 50% 0%
Виталий   0% 0% 100%
Илья   0% 0% 100%
Кирилл   10% 0% 0%
Надежда   10% 0% 0%
Мукадас   10% 0% 0%

 

По результатам диагностики учащихся второго класса можно проследить, что два мальчика имеют третий уровень воображения. В своем объяснении они использовали полноценный рассказ. Трое учащихся не смогли расставить кружочки по инструкции. Это говорит о том, что дети имеют слаборазвитый уровень воображения -первый . Двое учащихся имеют второй уровень воображения.

Так же можно привести процентное соотношение:

- 29% детей в классе имеют второй уровень воображения,

- 29% детей в классе имеют третий уровень воображения,

- 42 % детей в классе имеют первый уровень воображения.

3 класс - 5 учащихся.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица III

№п/п Имя испытуемого Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Иван   0% 50% 0%
Евгений   0% 0% 100%
Дарья   0% 50% 0%
Наталья 0%   50% 0%
Варвара 0%   0% 100%

По результатам проведения диагностики в 3-ем классе мы видим, что двое учащихся имеют третий уровень воображения и трое учащихся – второй уровень. Дети с третьим уровнем развития воображения придумывали фантазийные истории.

Приведем результаты в процентном соотношении:

- 40 % детей имеют третий уровень развития воображения,

- 60 % детей имеют второй уровень воображения.

4 класс – 6 учащихся.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица IV

№п/п Имя испытуемого Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Арсений   0% 50% 0%
Наталья   0% 0% 100%
Дмитрий   0% 50% 0%
Кирилл 10%   0% 0%
Екатерина 10%   0% 0%
Денис   0% 50% 0%

По результатам проведенной диагностики мы видим, что один учащийся имеет третий уровень развития воображения, два ученика – первый уровень воображения и три ученика – второй уровень воображения.

Приведем процентное соотношение:

- 17% детей имеют третий уровень воображения,

- 50% детей имеют второй уровень воображения,

- 33% детей имеют первый уровень воображения.

По результатам диагностики младших школьников в данной школе можно сделать вывод, что большинство детей обладают вторым уровнем развития воображения. Третьим уровнем воображения обладают дети в основном с хорошей успеваемостью, живущие в полной семье, которые ведут активный образ жизни, участвуют в жизни класса, посещают дома культуры

(с участием в разных праздничных мероприятиях). Соответственно у них хорошо развит кругозор. Первый уровень развития воображения имеют те учащиеся, которые постоянно играют в планшет, постоянно сидят у телевизора, мало общаются со сверстниками, нигде не принимают участие. Можно сказать, ведут малоактивный образ жизни. Таких детей сложно чем- то заинтересовать.

Представим результат в диаграмме:

 

Таким образом, методика - игра «Где чье место?» позволила нам определить уровень развития воображения у детей и установить одну особенность этой функции - творчески применять знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. Эту особенность обеспечивает одно из важнейших свойств воображения – умение мысленно выделять некоторую функцию в одном предмете и переносить ее на другой предмет.

По итогам диагностики мы увидели , что в основном дети младшего школьного возраста в данной школе в данное время имеют второй уровень развития воображения. Может это связано с индивидуальностью и личностью ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении личности, формировании жизненного опыта. Для этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, на ощущение. Если мы ярко представляем себе какое- нибудь значимое событие, то мы будем ждать это событие с нетерпением и радостью. Л.С. Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения». Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения.

Решая мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации не хватает. Мышление в этом случае бессильно без работы воображения и фантазии. Воображение обеспечивает познание. Это общее значение функции воображения и у детей и у взрослых.

Особенно в младших классах велика роль учителя в развитии детей. В этот период для ребенка не так важен статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителей. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Только он умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Воображение расширяет и углубляет процесс познания. Прежде чем изменить что-то, нужно изменить это мысленно.

В моем исследовании результаты не показали высокого уровня развития воображения младших школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само по себе, оно требует определенных условий и прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

Изучая печатные и электронные источники по вопросу воображения, я пришла к выводу, что каждый ребенок обладает своим талантом, способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы.

 

 

Список литературы




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2985)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)