МАЧТЕТ, Григорий Александрович
(1852—1901), писатель
И один в поле воин.
Загл. романа (1887); в журнальной публ. (1886) – «Из невозвратного прошлого» В 1867—1868 гг. под загл. «Один в поле не воин» в России был опубликован роман немецкого писателя Ф. Шпильгагена «В строю» («In Reich und Glied», 1866). «И один в поле воин» – роман украинского писателя Ю. П. Дольд-Михайлика (1956; рус. пер.: 1957).
Замученный тяжкой неволей, / Ты славною смертью почил… В борьбе за народное дело / Ты буйные кости сложил… Служил ты немного, но честно / Для блага родимой земли…
«Последнее прости…» (1876) Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 257 Песенный вариант: «…Ты голову честно сложил. / Служил ты недолго, но честно…». Ё Песни рус. поэтов, 2:467.
…Что скоро из наших костей Подымется мститель суровый И будет он нас посильней!..
«Последнее прости…» Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 258
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович
(1893—1930), поэт Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13 т. – М., 1955—1961. СТИХОТВОРЕНИЯ
И бог заплачет над моею книжкой! / <…> и побежит по небу с моими стихами подмышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
«А все-таки» (1914) Маяковский, 1:62
Я сразу смазал карту будня.
«А вы могли бы?» (1913) Маяковский, 1:40
А вы / ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» Маяковский, 1:40
Американцы удивляются.
Загл. стихотворения (1929)
Вашу / быстроногую / знаменитую Америку мы / и догоним / и перегоним.
«Американцы удивляются» Маяковский, 10:90
Белый / ест / ананас спелый, / черный – / гнилью моченый. Белую работу / делает белый, / черную работу – / черный.
«Блек энд уайт» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:21—22
Налево посмотришь – / мамочка мать! Направо – / мать моя мамочка!
«Бродвей» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:57
У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока.
«Бродвей» Маяковский, 7:57
Вам ли, любящим баб да блюда, / жизнь отдавать в угоду?!Я лучше в баре блядям буду / подавать ананасную воду!
«Вам!» (1915) Маяковский, 1:75
Поэты, / покайтесь, / пока не поздно, во всех / отглагольных рифмах.
«Верлен и Сезан» (1925) Маяковский, 6:208
Бывало – / сезон, / наш бог – Ван Гог, / другой сезон – / Сезан.
«Верлен и Сезан» Маяковский, 6:209
Поэтом не быть мне бы, / если б / не это пел — в звездах пятиконечных небо / безмерного свода РКП.
«Владимир Ильич!» (1920) Маяковский, 2:34
Капитал – / его препохабие.
«Вызов» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:75
И по камням острым, как глаза ораторов, красавцы-отцы здоровых томов, потащим мордами умных психиатров и бросим за решетки сумасшедших домов!
«Гимн здоровью» (1915) Маяковский, 1:81
Но кому я, к черту, попутчик! / Ни души / не шагает / рядом.
«Город» (1925) Маяковский, 6:200 п «Литературные попутчики революции» (Т-186).
И песня, / и стих / – это бомба и знамя. / <…> И тот, / кто сегодня / поет не с нами, / тот – / против нас.
«Господин “народный артист”» (1927) (о Федоре Шаляпине) Маяковский, 8:122
«Даешь изячную жизнь!»
Загл. стихотворения (1927)
Тот, кто постоянно ясен, – / тот, / по-моему, / просто глуп.
«Домой!» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:92
…Я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм, потому что / нет мне / без него любви.
«Домой!» Маяковский, 7:93
Я себя / советским чувствую / заводом, / вырабатывающим счастье.
«Домой!» Маяковский, 7:94
Я хочу, / чтоб к штыку / приравняли перо.
«Домой!» Маяковский, 7:94
Я хочу / быть понят моей страной, А не буду понят, – / что ж. По родной стране / пройду стороной, Как проходит / косой дождь.
«Домой!», заключительные строки, позже исключенные автором Маяковский, 7:429
Ешь ананасы, рябчиков жуй. День твой последний приходит, буржуй!
«Ешь ананасы, рябчиков жуй…» (опубл. 24 дек. 1917) Маяковский, 1:148 Двустишие вошло в поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924)
Лысый фонарь / сладострастно снимает / с улицы / черный чулок.
«Из улицы в улицу» (1913) Маяковский, 1:39
Кем быть?
Загл. стихотворения (1928; опубл. 1929)
У меня растут года, / будет и семнадцать. Где работать мне тогда, / чем заниматься?
«Кем быть?» Маяковский, 10:267
Нужные работники – / столяры и плотники!
«Кем быть?» Маяковский, 10:267
Как живете, / как животик?
«Кем быть?» Маяковский, 10:269
Я бы в летчики пошел, / пусть меня научат.
«Кем быть?» Маяковский, 10:273
Все работы хороши, / выбирай / на вкус!
«Кем быть?» Маяковский, 10:274
Смерть – / не сметь!
«Комсомольская» (1924), эпиграф к стихотворению Маяковский, 6:34
Ленин – / жил, / Ленин – / жив, / Ленин – / будет жить.
«Комсомольская» Маяковский, 6:34
Я сошью себе черные штаны / из бархата голоса моего.
«Кофта фата» (1914) Маяковский, 1:59
Разворачивайтесь в марше! / Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! / Ваше / слово, / товарищ маузер. Довольно жить законом, / данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним. / Левой! / Левой! / Левой!
«Левый марш» (дек. 1918; опубл. 12 янв. 1919) Маяковский, 2:23 Строка «Клячу историю загоним» чаще цитируется в форме: «Клячу истории загоним».
Кто там шагает правой? / Левой! / Левой! / Левой!
«Левый марш» Маяковский, 2:23
На мне ж / с ума сошла анатомия. Сплошное сердце – / гудит повсеместно.
«Люблю». «Взрослое» (1922) Маяковский, 4:89
Стрекозел.
«Любовь» (1926) Маяковский, 7:147 «Долой мещанство / и предрассудок! / С цветка на цветок / молодым стрекозлом / порхает, летает / и мечется. / Одно ему / в мире кажется злом – / это / алиментщица».
Ах, закройте, / закройте глаза газет!
«Мама и убитый немцами вечер» (1914) Маяковский, 1:66
От ударных бригад / к ударным цехам, / от цехов / к ударным заводам.
«Марш ударных бригад» (1930) Маяковский, 10:162
Мелкая философия на глубоких местах.
Загл. стихотворения (1925) Маяковский, 7:17
Кто над морем не философствовал? / Вода.
«Мелкая философия на глубоких местах» Маяковский, 7:17
Вот и жизнь пройдет, / как прошли Азорские / острова.
«Мелкая философия на глубоких местах» Маяковский, 7:19
Вечно будет ленинское сердце / клокотать / у революции в груди.
«Мы не верим!» (1923) Маяковский, 5:18
…Я – бесценных слов мот и транжир.
«Нате!» (1913; опубл. 1914) Маяковский, 1:56
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
«Нате!» Маяковский, 1:56
Дней бык пег. / Медленна лет арба. Наш бог бег. / Сердце наш барабан.
«Наш марш» (1917; опубл. 1918) Маяковский, 2:7
Наше оружие – наши песни. / Наше золото – звенящие голоса.
«Наш марш» Маяковский, 2:7
Да будь я / и негром преклонных годов, / и то, / без унынья и лени, я русский бы выучил / только за то, / что им / разговаривал Ленин.
«Нашему юношеству» (1927) Маяковский, 8:17
Если тебе – / комсомолец имя, / имя крепи / делами своими.
«Не увлекайтесь нами» (1929; опубл. 1933) Маяковский, 10:156
Я стремился / за 7000 верст вперед, / а приехал / на 7 лет назад.
«Небоскреб в разрезе» (1925; опубл. 1926) Маяковский, 7:69 О Соединенных Штатах Америки.
В сто сорок солнц закат пылал.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920; опубл. 1921) Маяковский, 2:35
Светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца, светить – / и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой – / и солнца!
«Необычайное приключение…» Маяковский, 2:38
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
«Ночь» (1912) Маяковский, 1:33
И вылезло / из-за спины РСФСР / мурло мещанина.
«О дряни» (1921) Маяковский, 2:73
Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее / головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм / канарейками не был побит!
«О дряни» Маяковский, 2:75
Своего «апогея» никому не отдадим, а чужих «апогеев» / нам не надо.
«О “фиасках”, “апогеях” и других неведомых вещах» (1923) Маяковский, 4:66
Тебе обывательское – о, будь ты проклята трижды! – /и мое, / поэтово – о, четырежды славься, благословенная!
«Ода революции» (1918) Маяковский, 2:13
Работаешь – / сидя, отдыхая – / стой. / <…> Работаешь – / стоя, / отдыхай – / сидя.
«Отдыхай» (1928) Маяковский, Это – правило физиолога И. М. Сеченова (1829—1905).
В Париже это давно и лучше.
«Париж (Записки Людогуся)» (1922) Маяковский, 4:210
Очень / трудно / в Париже / женщине, если / женщина / не продается, / а служит.
«Парижанка» (1929) Маяковский, 10:65
Шел я верхом, / шел я низом, / строил / мост в социализм, не достроил / и устал / и уселся / у моста.
«Письмо к любимой Молчанова, брошенной им…» (1927) Маяковский, 8:197
Любить – / это с простынь, / бессонницей рваных, срываться, / ревнуя к Копернику, его, / а не мужа Марьи Иванны, считая / своим / соперником.
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928; опубл. 1929) Маяковский, 9:383
Чтоб больше поэтов / хороших / и разных.
«Послание пролетарским поэтам» (1926) Маяковский, 7:152
Все, что я сделал, / все это ваше – / рифмы, / темы, / дикция, / бас!
«Послание пролетарским поэтам» Маяковский, 7:155
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит – это кому-нибудь нужно?
«Послушайте!» (1914) Маяковский, 1:60
Я тоже фабрика. А если без труб, / то, может, / мне / без труб труднее.
«Поэт рабочий» (1918) Маяковский, 2:18
Товарищи, / дайте новое искусство, — такое, чтобы выволочь республику из грязи.
«Приказ № 2 армии искусств» (1921; опубл. 1922) Маяковский, 2:88
Есть еще хорошие буквы: / Эр, / Ша, / Ща.
«Приказ по армии искусства» (1918) Маяковский, 2:14
Улицы – наши кисти. / Площади – наши палитры.
«Приказ по армии искусства» Маяковский, 2:15
Прозаседавшиеся.
Загл. стихотворения (1922)
О, хотя бы / еще / одно заседание относительно искоренения всех заседаний!
«Прозаседавшиеся» Маяковский, 4:9
Простое как мычание.
Загл. книги стихов (1916) Также в трагедии «Владимир Маяковский» (1913): «Я вам открою / словами / простыми, как мычанье, / наши новые души». Ё Маяковский, 1:154.
Начинается земля, / как известно, от Кремля.
«Прочти и катай в Париж и в Китай», 1 (1927; опубл. 1928) Маяковский, 10:257
Я хотел бы / жить / и умереть в Париже, если б не было / такой земли – / Москва.
«Прощанье» (1925) Маяковский, 6:209 Фраза: «Хотели бы вы жить и умереть в Париже?» – содержалась в «Новейшем самоучителе французского языка» для русских эмигрантов (1920). Ё Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. – М., 1994, с. 415.
Время / пулям / по стенке музеев тенькать.
«Радоваться рано» (1918) Маяковский, 2:16
А почему / не атакован Пушкин?
«Радоваться рано» Маяковский, 2:16
Грудой дел, / суматохой явлений / день отошел, / постепенно стемнев. Двое в комнате. / Я / и Ленин – / фотографией / на белой стене.
«Разговор с товарищем Лениным» (1929) Маяковский, 10:17
Товарищ Ленин, / работа адовая / будет / сделана / и делается уже.
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:18
Очень / много / разных мерзавцев / ходят / по нашей земле / и вокруг.
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:18
Вашим, / товарищ, / сердцем / и именем думаем, / дышим, / боремся / и живем!..
«Разговор с товарищем Лениным» Маяковский, 10:19
О месте / поэта / в рабочем строю.
«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Маяковский, 7:119
Говоря по-вашему, / рифма – / вексель. Учесть через строчку! – / вот распоряжение. И ищешь / мелочишку склонений и флексий в пустующей кассе / склонений / и спряжений.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120
Поэту / в копеечку влетают слова.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120
Говоря по-нашему, / рифма – / бочка. Бочка с динамитом. / Строка – фитиль. Строка додымит, / взрывается строчка, — и город / на воздух / строфой летит.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:120—121
Может, / пяток / небывалых рифм только и остался / что в Венецуэле.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:121
Поэзия / – вся! – / езда в незнаемое. Поэзия – / та же добыча радия. В грамм добыча, / в год труды. Изводишь / единого слова ради тысячи тонн / словесной руды.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:121
Тянет, / как фокусник, / строчку изо рта / и у себя / и у других.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:122
Приходит / страшнейшая из амортизаций — амортизация / сердца и души.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:124
Через столетья / в бумажной раме / возьми строку / и время верни!
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:125
…Рифма поэта – / ласка / и лозунг, / и штык, / и кнут.
«Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский, 7:126
Через четыре / года / здесь / будет / город-сад!
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929) Маяковский, 10:128 Термин «город-сад» появился в книге английского архитектора Э. Хауарда «Завтра» (1898).
Я знаю – / город / будет, / я знаю – / саду / цвесть, когда / такие люди / в стране / в советской / есть!
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…» Маяковский, 10:130—131
Днесь / небывалой сбывается былью / социалистов великая ересь!
«Революция. Поэтохроника» (апр. 1917; опубл. в мае 1917) Маяковский, 1:140
Нигде кроме / как в Моссельпроме.
Реклама Моссельпрома (1923) Маяковский, 5:285
Лучших сосок / не было и нет – / готов сосать до старости лет.
Реклама Резинотреста (1923) Маяковский, 5:278
Себе, любимому.
Загл. стихотворения: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916; опубл. 1918) Маяковский, 1:126
Вы ушли, / как говорится, / в мир иной. Пустота… / Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, / Ни пивной. / Трезвость.
«Сергею Есенину» (1926) Маяковский, 7:100
Вы ж / такое / загибать умели, / что другой / на свете не умел.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:101
Ну, а класс-то / жажду заливает квасом? Класс – он тоже / выпить не дурак.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:101
У народа, / у языкотворца, / умер / звонкий / забулдыга подмастерье.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:102—103
Посвящений / и воспоминаний дрянь.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:103
Где, / когда, / какой великий выбирал путь, / чтобы протоптанней / и легше?
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:104
Для веселия / планета наша / мало оборудована. Надо / вырвать / радость / у грядущих дней. В этой жизни / помереть / не трудно. Сделать жизнь / значительно трудней.
«Сергею Есенину» Маяковский, 7:105 п «В этой жизни умирать не ново…» (Е-43).
Ясно даже и ежу – / Этот Петя был буржуй.
«Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», 1 (1925) Маяковский, 9:218 Вероятно, отсюда: «Это и ежу ясно».
Скрипка и немножко нервно.
Загл. стихотворения (1914)
Быть коммунистом – / значит дерзать, / думать, / хотеть, / сметь.
«Служака» (1928) Маяковский, 9:125
Время / зажечь / над республикой мира / Труд, / Мир, / Май!
«Солнечный флаг» (1928) Маяковский, 9:79 С 1953 г. «Труд, Мир, Май!» – плакатный первомайский лозунг; с 1961 г. – в форме «Мир, труд, май!»
Товарищи, / и в быту / необходимо взяться за перековку / человеческого материала.
«Стих как бы шофера» (1929) «Даешь», 1929, № 14 (дек.); Маяковский, 10:146 Выражение «перековка человеческого материала», вероятно, появилось несколько раньше. «Социалистическое соревнование и переделка человеческого материала» – назв. III ч. доклада С. И. Сырцова на нижегородской краевой партконференции 5 авг. 1929 г. Ё «Правда», 13 авг. 1929, с. 3. Также: «Пропаганда ковки нового человека по существу является единственным содержанием произведений футуристов» (С. Третьяков, «Откуда и куда?»). Ё «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 195.
Я волком бы / выгрыз / бюрократизм.
«Стихи о советском паспорте» (1929; опубл. 1930) Маяковский, 10:68
…Глядят, / как в афишу коза.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
…Что это за / географические новости?
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
И не повернув / головы кочан <…>.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69 Часто цитируется: «Не поворотив головы кочан…»
И разных / прочих / шведов.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:69
Краснокожая паспортина.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Молоткастый, / серпастый / советский паспорт.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Я / достаю / из широких штанин / дубликатом / бесценного груза. Читайте, / завидуйте, / я – / гражданин / Советского Союза.
«Стихи о советском паспорте» Маяковский, 10:70
Мы всех зовем, / чтобы в лоб, / а не пятясь, / критика / дрянь / косила. И это / лучшее из доказательств / нашей / чистоты и силы.
«Столп» (1928) Маяковский, 9:345
Товарищу Нетте пароходу и человеку.
Загл. стихотворения (1926)
…Чтобы в мире / без Россий, / без Латвий, жить единым / человечьим общежитьем.
«Товарищу Нетте пароходу и человеку» Маяковский, 7:164
Мы идем / сквозь револьверный лай, чтобы, / умирая, / воплотиться в пароходы, / в строчки / и в другие долгие дела.
«Товарищу Нетте пароходу и человеку» Маяковский, 7:164
Хорошее отношение к лошадям.
Загл. стихотворения (1918)
Били копыта. / Пели будто: / – Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:10
Все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:11
И стоило жить, / и работать стоило.
«Хорошее отношение к лошадям» Маяковский, 2:11
Я б Америку закрыл, / слегка почистил, а потом / опять открыл – / вторично.
«Христофор Коломб», 6 (1925) Маяковский, 7:38
Крошка сын / к отцу пришел, / и спросила кроха: Что такое / хорошо / и что такое / плохо ?
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925) Маяковский, 10:232
Вырастет / из сына / свин, / если сын – / свиненок.
«Что такое хорошо…» Маяковский, 10:235
У меня, / да и у вас, / в запасе вечность.
«Юбилейное» (1924) Маяковский, 6:47 Стихотворение обращено к Пушкину.
Но поэзия – / пресволочнейшая штуковина: существует – / и ни в зуб ногой.
«Юбилейное» Маяковский, 6:49
После смерти / нам / стоять почти что рядом: / вы на Пе, / а я / на эМ.
«Юбилейное» Маяковский, 6:51
Ну Есенин, / мужиковствующих свора.
«Юбилейное» Маяковский, 6:52 п «Мужиковствующие» (Т-187)
Я люблю вас, / но живого, / а не мумию. Навели / хрестоматийный глянец.
«Юбилейное» Маяковский, 6:54
Битвы революций / посерьезнее «Полтавы», и любовь / пограндиознее / онегинской любви.
«Юбилейное» Маяковский, 6:54
Мы б его спросили: /– А ваши кто родители? Чем вы занимались / до 17-го года? Только этого Дантеса бы и видели.
«Юбилейное» Маяковский, 6:55
Мне бы / памятник при жизни / полагается по чину. Заложил бы / динамиту / – ну-ка, / дрызнь! Ненавижу / всяческую мертвечину! Обожаю / всяческую жизнь!
«Юбилейное» Маяковский, 6:56
Я люблю смотреть, как умирают дети.
«Я», 4 («Несколько слов обо мне самом») (1913) Маяковский, 1:48
Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!..
«Я», 4 Маяковский, 1:49
Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек.
«Я знаю силу слов…» (из неоконченного) (1929—1930; опубл. 1934) Маяковский, 10:287 В рукописи – без знаков препинания.
…И подползают поезда / лизать поэзии мозолистые руки.
«Я знаю силу слов…» Маяковский, 10:287 ПОЭМЫ
Ленин / и теперь / живее всех живых, наше знанье – / сила и / оружие.
«Владимир Ильич Ленин» (1924; опубл. 1924—1925) Маяковский, 6:233
Я / себя / под Лениным чищу, / чтобы плыть / в революцию дальше.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:234
Голосует сердце – / я писать обязан / по мандату долга.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:235
Землю / всю / охватывая разом, / видел / то, / что временем закрыто.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:239 Эта и три следующие цитаты – о Ленине.
Он, как вы / и я, / совсем такой же.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:239
Шахматы ему – / они вождям / полезней.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:240
Самый человечный человек.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:241
Я / всю свою / звонкую силу поэта / тебе отдаю, / атакующий класс.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:249
Слова / у нас / до важного самого в привычку входят, / ветшают, как платье. Хочу / сиять заставить заново величественнейшее слово / «ПАРТИЯ».
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:265
А если / в партию / сгрудились малые — сдайся, враг, / замри / и ляг! / Партия – / рука миллионнопалая, сжатая / в один / громящий кулак.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266
Единица – вздор, / единица – ноль.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266
Партия – / это / миллионов плечи, друг к другу / прижатые туго. / <…> Мозг класса, / дело класса, / сила класса, / слава класса — вот что такое партия. Партия и Ленин – / близнецы-братья — кто более / матери-истории ценен? Мы говорим Ленин, / подразумеваем – партия. Мы говорим / партия, / подразумеваем – / Ленин.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:266—267
Когда я / итожу / то, что прожил.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:281
Если бы / выставить в музее / плачущего большевика, весь день бы / в музее / торчали ротозеи. Еще бы – / такое / не увидишь и в века!
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:295
Здесь / каждый камень / Ленина знает.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:299
Я счастлив, / что я / этой силы частица, что общие / даже слезы из глаз. Сильнее / и чище / нельзя причаститься великому чувству / по имени – / класс!
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:304
Это – / единственная / великая война / из всех, / какие знала история.
«Владимир Ильич Ленин» Маяковский, 6:308 Перефразировка цитаты из Ленина: «Революция есть война. Это – единственная <…> действительно великая война из всех войн, какие знает история» («План петербургского сражения», янв. 1905). Ё Ленин, 9:212.
Кроя эрудицией / вопросов рой.
«Во весь голос» (1929—1930; опубл. 1930) Маяковский, 10:279
Певец кипяченой / и ярый враг воды сырой.
«Во весь голос» Маяковский, 10:279
Профессор, / снимите очки-велосипед! Я сам расскажу / о времени / и о себе. Я, ассенизатор / и водовоз, революцией / мобилизованный и призванный.
«Во весь голос» Маяковский, 10:279—280
Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки — кто их к черту разберет!
«Во весь голос» Маяковский, 10:280
Неважная честь, / чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, / где харкает туберкулез, где блядь с хулиганом / да сифилис.
«Во весь голос» Маяковский, 10:280
Но я / себя / смирял, / становясь / на горло / собственной песне. Слушайте, / товарищи потомки, / агитатора, / горлана-главаря.
«Во весь голос» Маяковский, 10:280—281
Как живой / с живыми говоря.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Я к вам приду / в коммунистическое далеко.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Мой стих дойдет, / но он дойдет не так, – / <…> не как доходит / к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих / трудом / громаду лет прорвет и явится / весомо, / грубо, / зримо, как в наши дни / вошел водопровод, сработанный / еще рабами Рима.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Железки строк случайно обнаруживая, вы / с уважением / ощупывайте их, как старое, / но грозное оружие.
«Во весь голос» Маяковский, 10:281
Оружия / любимейшего / род.
«Во весь голос» Маяковский, 10:282 О «кавалерии острот».
Мы открывали / Маркса / каждый том, как в доме / собственном мы открываем ставни.
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Мы / диалектику / учили не по Гегелю.
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Умри, мой стих, / умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!
«Во весь голос» Маяковский, 10:283
Мне наплевать / на бронзы многопудье, мне наплевать / на мраморную слизь. Сочтемся славою – / ведь мы свои же люди, — пускай нам / общим памятником будетпостроенный / в боях / социализм.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Поэт / вылизывал / чахоткины плевки / шершавым языком плаката.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Мне / и рубля / не накопили строчки.
«Во весь голос» Маяковский, 10:284
Я подыму, / как большевистский партбилет, все сто томов / моих / партийных книжек.
«Во весь голос» Маяковский, 10:285
Из меня / слепым Вием / время орет: «Подымите, / подымите мне / веки веков!»
«Война и мир», IV (1915—1916; опубл. 1917—1918) Маяковский, 1:230 У Н. Гоголя: «Подымите мне веки: не вижу!» (п Г-314). Загл. поэмы по старой орфографии: «Война и мiръ». п Т-127.
Облако в штанах.
Загл. поэмы (1914—1915; опубл. 1915, 1917) Из вступления к поэме: «Хотите – / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а – облако в штанах!» Ё Маяковский, 1:175.
«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
«Облако в штанах». «Второму изданию» (предисл. к полному изд. 1918 г.) Маяковский, 12:7 Четыре лозунга «катехизиса сегодняшнего искусства».
У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, / двадцатидвухлетний.
«Облако в штанах», вступление Маяковский, 1:175
Мама! / Ваш сын прекрасно болен!
«Облако в штанах», 1 Маяковский, 1:179—180
Прежде чем начнет петься, / долго ходят, размозолев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:181
Улица корчится безъязыкая – / ей нечем кричать и разговаривать.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:181
Гвоздь у меня в сапоге / кошмарней, чем фантазия у Гете!
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:183
Наших душ золотые россыпи.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:184
Где глаз людей обрывается куцый, / <…> в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:185 Строка: «Грядет шестнадцатый год» – появилась при публикации отрывков из поэмы в марте 1917 г. («Новый сатирикон», № 11). В первоначальной редакции: «Грядет который-то год».
Вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя.
«Облако в штанах», 2 Маяковский, 1:185
Хорошо, когда в желтую кофту / душа от осмотров укутана!
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:186 Также в более раннем стихотворении «Кофта фата» (1914): «Я сошью себе <…> / желтую кофту из трех аршин заката». Ё Маяковский, 1:59. Еще раньше, в 1913 г., «Свободный театр» А. Я. Таирова поставил пьесу-сказку Г. Бернимо и Дж. К. Хазлтона «Желтая кофта».
Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:187
Любовница, / которую вылюбил Ротшильд.
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:189
Тринадцатый апостол.
«Облако в штанах», 3 Маяковский, 1:190 «Я, воспевающий машину и Англию, / может быть, просто, / в самом обыкновенном евангелии / тринадцатый апостол». «Тринадцатый апостол» – первоначальное загл. поэмы «Облако в штанах», запрещенное цензурой. Выражение встречалось уже у Иоанна Златоуста в 403 г.: «Вчера вечером она [византийская императрица Евдоксия] называла меня тринадцатым апостолом, а сегодня назвала меня Иудою» («Беседа при отправлении в ссылку», II, 437). Ё Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений. – М., 1994, т. 3, кн. 2, с. 454.
Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду! / Глухо. Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо.
«Облако в штанах», 4 (заключительные строки поэмы) Маяковский, 1:196
Про это.
Загл. поэмы (1923) Ср. также у Ф. Достоевского: «Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин. <…> Видя, что “Алешка Карамазов”, когда заговорят “про это”, быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и <…> кричали ему в оба уха скверности <…>» («Братья Карамазовы», I, 1, 4). Ё Достоевский, 14:19, 20.
* Имя этой теме: / любовь!
«Про это», пролог («Про что – про это?») Маяковский, 4:139 В авторском тексте вместо слова «любовь» – шеститочие.
Немолод очень лад баллад, / но если слова болят и слова говорят про то, что болят, / молодеет и лад баллад.
«Про это», I («Баллада Редингской тюрьмы») Маяковский, 4:140
Мастерская человечьих воскрешений.
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:181
Из себя / и то готов достать печенку. / Мне не жалко, дорогая, / ешь!
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:183
Воскреси – / свое дожить хочу!
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:184
Чтоб не было любви – служанки замужеств, / похоти, / хлебов. Постели прокляв, / встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.
«Про это». «Прошение на имя……» Маяковский, 4:184
Стар – убивать. / На пепельницы черепа!
«150 000 000» (1919—1920) Маяковский, 2:125
Не поставить ли лучше / точку пули в своем конце.
«Флейта-позвоночник». Пролог (1915) Маяковский, 1:199
Воспаленной губой / припади / и попей / из реки / по имени – «Факт».
«Хорошо!», 1 (1927; опубл. 1927—1928) Маяковский, 8:235
Это было / с бойцами, / или страной, / или / в сердце / было / в моем.
«Хорошо!», 1 Маяковский, 8:235
Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время.
«Хорошо!», 6 Маяковский, 8:261
Мы не уйдем, / хотя / уйти / имеем / все права. В наши вагоны, / на нашем пути, / наши / грузим / дрова.
«Хорошо!», 8 Маяковский, 8:271
Социализм: / свободный труд / свободно / собравшихся людей.
«Хорошо!», 8 Маяковский, 8:272
Мы – / голодные, / мы – нищие, с Лениным в башке / и с наганом в руке.
«Хорошо!», 10 Маяковский, 8:282
Нельзя / на людей жалеть / ни одеяло, / ни ласку.
«Хорошо!», 13 Маяковский, 8:292
Но землю, / с которой / вдвоем голодал, — нельзя / никогда / забыть!
«Хорошо!», 14 Маяковский, 8:298
Мы только мошки, / мы ждем кормежки.
«Хорошо!», 15 Маяковский, 8:303
Но землю, / которую / завоевал и полуживую / вынянчил, где с пулей встань, / с винтовкой ложись, где каплей / льешься с массами, — с такою / землею / пойдешь на жизнь, на труд, / на подвиг / и на смерть!
«Хорошо!», 15 Маяковский, 8:304—305
Я с теми, / кто вышел / строить / и месть в сплошной / лихорадке / буден. Отечество / славлю, / которое есть, но трижды – / которое будет. Я / планов наших / люблю громадьё,
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |