Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАЧТЕТ, Григорий Александрович



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
МАЧТЕТ, Григорий Александрович 0.00 из 5.00 0 оценок




 

(1852—1901), писатель

 

И один в поле воин.

 

Загл. романа (1887); в журнальной публ. (1886) – «Из невозвратного прошлого»

В 1867—1868 гг. под загл. «Один в поле не воин» в России был опубликован роман немецкого писателя Ф. Шпильгагена «В строю» («In Reich und Glied», 1866).

«И один в поле воин» – роман украинского писателя Ю. П. Дольд-Михайлика (1956; рус. пер.: 1957).

 

Замученный тяжкой неволей, / Ты славною смертью почил…

В борьбе за народное дело / Ты буйные кости сложил…

Служил ты немного, но честно / Для блага родимой земли…

 

«Последнее прости…» (1876)

Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 257

Песенный вариант: «…Ты голову честно сложил. / Служил ты недолго, но честно…». Ё Песни рус. поэтов, 2:467.

 

…Что скоро из наших костей

Подымется мститель суровый

И будет он нас посильней!..

 

«Последнее прости…»

Поэты-демократы 1870—1880-х, с. 258

 

МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович

 

(1893—1930), поэт

Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13 т. – М., 1955—1961.

СТИХОТВОРЕНИЯ

 

И бог заплачет над моею книжкой! / <…>

и побежит по небу с моими стихами подмышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

 

«А все-таки» (1914)

Маяковский, 1:62

 

Я сразу смазал карту будня.

 

«А вы могли бы?» (1913)

Маяковский, 1:40

 

А вы / ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?

 

«А вы могли бы?»

Маяковский, 1:40

 

Американцы удивляются.

 

Загл. стихотворения (1929)

 

Вашу / быстроногую / знаменитую Америку

мы / и догоним / и перегоним.

 

«Американцы удивляются»

Маяковский, 10:90

 

Белый / ест / ананас спелый, / черный – / гнилью моченый.

Белую работу / делает белый, / черную работу – / черный.

 

«Блек энд уайт» (1925; опубл. 1926)

Маяковский, 7:21—22

 

Налево посмотришь – / мамочка мать!

Направо – / мать моя мамочка!

 

«Бродвей» (1925; опубл. 1926)

Маяковский, 7:57

 

У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока.

 

«Бродвей»

Маяковский, 7:57

 

Вам ли, любящим баб да блюда, / жизнь отдавать в угоду?!Я лучше в баре блядям буду / подавать ананасную воду!

 

«Вам!» (1915)

Маяковский, 1:75

 

Поэты, / покайтесь, / пока не поздно,

во всех / отглагольных рифмах.

 

«Верлен и Сезан» (1925)

Маяковский, 6:208

 

Бывало – / сезон, / наш бог – Ван Гог, / другой сезон – / Сезан.

 

«Верлен и Сезан»

Маяковский, 6:209

 

Поэтом не быть мне бы, / если б / не это пел —

в звездах пятиконечных небо / безмерного свода РКП.

 

«Владимир Ильич!» (1920)

Маяковский, 2:34

 

Капитал – / его препохабие.

 

«Вызов» (1925; опубл. 1926)

Маяковский, 7:75

 

И по камням острым, как глаза ораторов,

красавцы-отцы здоровых томов,

потащим мордами умных психиатров

и бросим за решетки сумасшедших домов!

 

«Гимн здоровью» (1915)

Маяковский, 1:81

 

Но кому я, к черту, попутчик! / Ни души / не шагает / рядом.

 

«Город» (1925)

Маяковский, 6:200

п «Литературные попутчики революции» (Т-186).

 

И песня, / и стих / – это бомба и знамя. / <…>

И тот, / кто сегодня / поет не с нами, / тот – / против нас.

 

«Господин “народный артист”» (1927) (о Федоре Шаляпине)

Маяковский, 8:122

 

«Даешь изячную жизнь!»

 

Загл. стихотворения (1927)

 

Тот, кто постоянно ясен, – / тот, / по-моему, / просто глуп.

 

«Домой!» (1925; опубл. 1926)

Маяковский, 7:92

 

…Я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм,

потому что / нет мне / без него любви.

 

«Домой!»

Маяковский, 7:93

 

Я себя / советским чувствую / заводом, / вырабатывающим счастье.

 

«Домой!»

Маяковский, 7:94

 

Я хочу, / чтоб к штыку / приравняли перо.

 

«Домой!»

Маяковский, 7:94

 

Я хочу / быть понят моей страной,

А не буду понят, – / что ж.

По родной стране / пройду стороной,

Как проходит / косой дождь.

 

«Домой!», заключительные строки, позже исключенные автором

Маяковский, 7:429

 

Ешь ананасы, рябчиков жуй.

День твой последний приходит, буржуй!

 

«Ешь ананасы, рябчиков жуй…» (опубл. 24 дек. 1917)

Маяковский, 1:148

Двустишие вошло в поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924)

 

Лысый фонарь / сладострастно снимает / с улицы / черный чулок.

 

«Из улицы в улицу» (1913)

Маяковский, 1:39

 

Кем быть?

 

Загл. стихотворения (1928; опубл. 1929)

 

У меня растут года, / будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, / чем заниматься?

 

«Кем быть?»

Маяковский, 10:267

 

Нужные работники – / столяры и плотники!

 

«Кем быть?»

Маяковский, 10:267

 

Как живете, / как животик?

 

«Кем быть?»

Маяковский, 10:269

 

Я бы в летчики пошел, / пусть меня научат.

 

«Кем быть?»

Маяковский, 10:273

 

Все работы хороши, / выбирай / на вкус!

 

«Кем быть?»

Маяковский, 10:274

 

Смерть – / не сметь!

 

«Комсомольская» (1924), эпиграф к стихотворению

Маяковский, 6:34

 

Ленин – / жил, / Ленин – / жив, / Ленин – / будет жить.

 

«Комсомольская»

Маяковский, 6:34

 

Я сошью себе черные штаны / из бархата голоса моего.

 

«Кофта фата» (1914)

Маяковский, 1:59

 

Разворачивайтесь в марше! / Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы! / Ваше / слово, / товарищ маузер.

Довольно жить законом, / данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним. / Левой! / Левой! / Левой!

 

«Левый марш» (дек. 1918; опубл. 12 янв. 1919)

Маяковский, 2:23

Строка «Клячу историю загоним» чаще цитируется в форме: «Клячу истории загоним».

 

Кто там шагает правой? / Левой! / Левой! / Левой!

 

«Левый марш»

Маяковский, 2:23

 

На мне ж / с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце – / гудит повсеместно.

 

«Люблю». «Взрослое» (1922)

Маяковский, 4:89

 

Стрекозел.

 

«Любовь» (1926)

Маяковский, 7:147

«Долой мещанство / и предрассудок! / С цветка на цветок / молодым стрекозлом / порхает, летает / и мечется. / Одно ему / в мире кажется злом – / это / алиментщица».

 

Ах, закройте, / закройте глаза газет!

 

«Мама и убитый немцами вечер» (1914)

Маяковский, 1:66

 

От ударных бригад / к ударным цехам, / от цехов / к ударным заводам.

 

«Марш ударных бригад» (1930)

Маяковский, 10:162

 

Мелкая философия на глубоких местах.

 

Загл. стихотворения (1925)

Маяковский, 7:17

 

Кто над морем не философствовал? / Вода.

 

«Мелкая философия на глубоких местах»

Маяковский, 7:17

 

Вот и жизнь пройдет, / как прошли Азорские / острова.

 

«Мелкая философия на глубоких местах»

Маяковский, 7:19

 

Вечно будет ленинское сердце / клокотать / у революции в груди.

 

«Мы не верим!» (1923)

Маяковский, 5:18

 

…Я – бесценных слов мот и транжир.

 

«Нате!» (1913; опубл. 1914)

Маяковский, 1:56

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

 

«Нате!»

Маяковский, 1:56

 

Дней бык пег. / Медленна лет арба.

Наш бог бег. / Сердце наш барабан.

 

«Наш марш» (1917; опубл. 1918)

Маяковский, 2:7

 

Наше оружие – наши песни. / Наше золото – звенящие голоса.

 

«Наш марш»

Маяковский, 2:7

 

Да будь я / и негром преклонных годов, / и то, / без унынья и лени,

я русский бы выучил / только за то, / что им / разговаривал Ленин.

 

«Нашему юношеству» (1927)

Маяковский, 8:17

 

Если тебе – / комсомолец имя, / имя крепи / делами своими.

 

«Не увлекайтесь нами» (1929; опубл. 1933)

Маяковский, 10:156

 

Я стремился / за 7000 верст вперед, / а приехал / на 7 лет назад.

 

«Небоскреб в разрезе» (1925; опубл. 1926)

Маяковский, 7:69

О Соединенных Штатах Америки.

 

В сто сорок солнц закат пылал.

 

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920; опубл. 1921)

Маяковский, 2:35

 

Светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца,

светить – / и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой – / и солнца!

 

«Необычайное приключение…»

Маяковский, 2:38

 

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

 

«Ночь» (1912)

Маяковский, 1:33

 

И вылезло / из-за спины РСФСР / мурло мещанина.

 

«О дряни» (1921)

Маяковский, 2:73

 

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее / головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм / канарейками не был побит!

 

«О дряни»

Маяковский, 2:75

 

Своего «апогея» никому не отдадим,

а чужих «апогеев» / нам не надо.

 

«О “фиасках”, “апогеях” и других неведомых вещах» (1923)

Маяковский, 4:66

 

Тебе обывательское

– о, будь ты проклята трижды! – /и мое, / поэтово

– о, четырежды славься, благословенная!

 

«Ода революции» (1918)

Маяковский, 2:13

 

Работаешь – / сидя, отдыхая – / стой. / <…>

Работаешь – / стоя, / отдыхай – / сидя.

 

«Отдыхай» (1928)

Маяковский,

Это – правило физиолога И. М. Сеченова (1829—1905).

 

В Париже это давно и лучше.

 

«Париж (Записки Людогуся)» (1922)

Маяковский, 4:210

 

Очень / трудно / в Париже / женщине,

если / женщина / не продается, / а служит.

 

«Парижанка» (1929)

Маяковский, 10:65

 

Шел я верхом, / шел я низом, / строил / мост в социализм,

не достроил / и устал / и уселся / у моста.

 

«Письмо к любимой Молчанова, брошенной им…» (1927)

Маяковский, 8:197

 

Любить – / это с простынь, / бессонницей рваных,

срываться, / ревнуя к Копернику,

его, / а не мужа Марьи Иванны,

считая / своим / соперником.

 

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928; опубл. 1929)

Маяковский, 9:383

 

Чтоб больше поэтов / хороших / и разных.

 

«Послание пролетарским поэтам» (1926)

Маяковский, 7:152

 

Все, что я сделал, / все это ваше – / рифмы, / темы, / дикция, / бас!

 

«Послание пролетарским поэтам»

Маяковский, 7:155

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит – это кому-нибудь нужно?

 

«Послушайте!» (1914)

Маяковский, 1:60

 

Я тоже фабрика.

А если без труб, / то, может, / мне / без труб труднее.

 

«Поэт рабочий» (1918)

Маяковский, 2:18

 

Товарищи, / дайте новое искусство, —

такое, чтобы выволочь республику из грязи.

 

«Приказ № 2 армии искусств» (1921; опубл. 1922)

Маяковский, 2:88

 

Есть еще хорошие буквы: / Эр, / Ша, / Ща.

 

«Приказ по армии искусства» (1918)

Маяковский, 2:14

 

Улицы – наши кисти. / Площади – наши палитры.

 

«Приказ по армии искусства»

Маяковский, 2:15

 

Прозаседавшиеся.

 

Загл. стихотворения (1922)

 

О, хотя бы / еще / одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

 

«Прозаседавшиеся»

Маяковский, 4:9

 

Простое как мычание.

 

Загл. книги стихов (1916)

Также в трагедии «Владимир Маяковский» (1913): «Я вам открою / словами / простыми, как мычанье, / наши новые души». Ё Маяковский, 1:154.

 

Начинается земля, / как известно, от Кремля.

 

«Прочти и катай в Париж и в Китай», 1 (1927; опубл. 1928)

Маяковский, 10:257

 

Я хотел бы / жить / и умереть в Париже,

если б не было / такой земли – / Москва.

 

«Прощанье» (1925)

Маяковский, 6:209

Фраза: «Хотели бы вы жить и умереть в Париже?» – содержалась в «Новейшем самоучителе французского языка» для русских эмигрантов (1920). Ё Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. – М., 1994, с. 415.

 

Время / пулям / по стенке музеев тенькать.

 

«Радоваться рано» (1918)

Маяковский, 2:16

 

А почему / не атакован Пушкин?

 

«Радоваться рано»

Маяковский, 2:16

 

Грудой дел, / суматохой явлений / день отошел, / постепенно стемнев.

Двое в комнате. / Я / и Ленин – / фотографией / на белой стене.

 

«Разговор с товарищем Лениным» (1929)

Маяковский, 10:17

 

Товарищ Ленин, / работа адовая / будет / сделана / и делается уже.

 

«Разговор с товарищем Лениным»

Маяковский, 10:18

 

Очень / много / разных мерзавцев / ходят / по нашей земле / и вокруг.

 

«Разговор с товарищем Лениным»

Маяковский, 10:18

 

Вашим, / товарищ, / сердцем / и именем

думаем, / дышим, / боремся / и живем!..

 

«Разговор с товарищем Лениным»

Маяковский, 10:19

 

О месте / поэта / в рабочем строю.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)

Маяковский, 7:119

 

Говоря по-вашему, / рифма – / вексель.

Учесть через строчку! – / вот распоряжение.

И ищешь / мелочишку склонений и флексий

в пустующей кассе / склонений / и спряжений.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:120

 

Поэту / в копеечку влетают слова.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:120

 

Говоря по-нашему, / рифма – / бочка.

Бочка с динамитом. / Строка – фитиль.

Строка додымит, / взрывается строчка, —

и город / на воздух / строфой летит.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:120—121

 

Может, / пяток / небывалых рифм

только и остался / что в Венецуэле.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:121

 

Поэзия / – вся! – / езда в незнаемое.

Поэзия – / та же добыча радия.

В грамм добыча, / в год труды.

Изводишь / единого слова ради

тысячи тонн / словесной руды.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:121

 

Тянет, / как фокусник, / строчку изо рта / и у себя / и у других.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:122

 

Приходит / страшнейшая из амортизаций —

амортизация / сердца и души.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:124

 

Через столетья / в бумажной раме / возьми строку / и время верни!

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:125

 

…Рифма поэта – / ласка / и лозунг, / и штык, / и кнут.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Маяковский, 7:126

 

Через четыре / года / здесь / будет / город-сад!

 

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929)

Маяковский, 10:128

Термин «город-сад» появился в книге английского архитектора Э. Хауарда «Завтра» (1898).

 

Я знаю – / город / будет, / я знаю – / саду / цвесть,

когда / такие люди / в стране / в советской / есть!

 

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…»

Маяковский, 10:130—131

 

Днесь / небывалой сбывается былью / социалистов великая ересь!

 

«Революция. Поэтохроника» (апр. 1917; опубл. в мае 1917)

Маяковский, 1:140

 

Нигде кроме / как в Моссельпроме.

 

Реклама Моссельпрома (1923)

Маяковский, 5:285

 

Лучших сосок / не было и нет – / готов сосать до старости лет.

 

Реклама Резинотреста (1923)

Маяковский, 5:278

 

Себе, любимому.

 

Загл. стихотворения: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916; опубл. 1918)

Маяковский, 1:126

 

Вы ушли, / как говорится, / в мир иной.

Пустота… / Летите, в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса, / Ни пивной. / Трезвость.

 

«Сергею Есенину» (1926)

Маяковский, 7:100

 

Вы ж / такое / загибать умели, / что другой / на свете не умел.

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:101

 

Ну, а класс-то / жажду заливает квасом?

Класс – он тоже / выпить не дурак.

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:101

 

У народа, / у языкотворца, / умер / звонкий / забулдыга подмастерье.

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:102—103

 

Посвящений / и воспоминаний дрянь.

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:103

 

Где, / когда, / какой великий выбирал

путь, / чтобы протоптанней / и легше?

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:104

 

Для веселия / планета наша / мало оборудована.

Надо / вырвать / радость / у грядущих дней.

В этой жизни / помереть / не трудно.

Сделать жизнь / значительно трудней.

 

«Сергею Есенину»

Маяковский, 7:105

п «В этой жизни умирать не ново…» (Е-43).

 

Ясно даже и ежу – / Этот Петя был буржуй.

 

«Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», 1 (1925)

Маяковский, 9:218

Вероятно, отсюда: «Это и ежу ясно».

 

Скрипка и немножко нервно.

 

Загл. стихотворения (1914)

 

Быть коммунистом – / значит дерзать, / думать, / хотеть, / сметь.

 

«Служака» (1928)

Маяковский, 9:125

 

Время / зажечь / над республикой мира / Труд, / Мир, / Май!

 

«Солнечный флаг» (1928)

Маяковский, 9:79

С 1953 г. «Труд, Мир, Май!» – плакатный первомайский лозунг; с 1961 г. – в форме «Мир, труд, май!»

 

Товарищи, / и в быту / необходимо взяться

за перековку / человеческого материала.

 

«Стих как бы шофера» (1929)

«Даешь», 1929, № 14 (дек.); Маяковский, 10:146

Выражение «перековка человеческого материала», вероятно, появилось несколько раньше. «Социалистическое соревнование и переделка человеческого материала» – назв. III ч. доклада С. И. Сырцова на нижегородской краевой партконференции 5 авг. 1929 г. Ё «Правда», 13 авг. 1929, с. 3. Также: «Пропаганда ковки нового человека по существу является единственным содержанием произведений футуристов» (С. Третьяков, «Откуда и куда?»). Ё «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 195.

 

Я волком бы / выгрыз / бюрократизм.

 

«Стихи о советском паспорте» (1929; опубл. 1930)

Маяковский, 10:68

 

…Глядят, / как в афишу коза.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:69

 

…Что это за / географические новости?

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:69

 

И не повернув / головы кочан <…>.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:69

Часто цитируется: «Не поворотив головы кочан…»

 

И разных / прочих / шведов.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:69

 

Краснокожая паспортина.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:70

 

Молоткастый, / серпастый / советский паспорт.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:70

 

Я / достаю / из широких штанин / дубликатом / бесценного груза.

Читайте, / завидуйте, / я – / гражданин / Советского Союза.

 

«Стихи о советском паспорте»

Маяковский, 10:70

 

Мы всех зовем, / чтобы в лоб, / а не пятясь, / критика / дрянь / косила.

И это / лучшее из доказательств / нашей / чистоты и силы.

 

«Столп» (1928)

Маяковский, 9:345

 

Товарищу Нетте пароходу и человеку.

 

Загл. стихотворения (1926)

 

…Чтобы в мире / без Россий, / без Латвий, жить единым / человечьим общежитьем.

 

«Товарищу Нетте пароходу и человеку»

Маяковский, 7:164

 

Мы идем / сквозь револьверный лай,

чтобы, / умирая, / воплотиться

в пароходы, / в строчки / и в другие долгие дела.

 

«Товарищу Нетте пароходу и человеку»

Маяковский, 7:164

 

Хорошее отношение к лошадям.

 

Загл. стихотворения (1918)

 

Били копыта. / Пели будто: / – Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб.

 

«Хорошее отношение к лошадям»

Маяковский, 2:10

 

Все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь.

 

«Хорошее отношение к лошадям»

Маяковский, 2:11

 

И стоило жить, / и работать стоило.

 

«Хорошее отношение к лошадям»

Маяковский, 2:11

 

Я б Америку закрыл, / слегка почистил,

а потом / опять открыл – / вторично.

 

«Христофор Коломб», 6 (1925)

Маяковский, 7:38

 

Крошка сын / к отцу пришел, / и спросила кроха:

Что такое / хорошо / и что такое / плохо ?

 

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925)

Маяковский, 10:232

 

Вырастет / из сына / свин, / если сын – / свиненок.

 

«Что такое хорошо…»

Маяковский, 10:235

 

У меня, / да и у вас, / в запасе вечность.

 

«Юбилейное» (1924)

Маяковский, 6:47

Стихотворение обращено к Пушкину.

 

Но поэзия – / пресволочнейшая штуковина:

существует – / и ни в зуб ногой.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:49

 

После смерти / нам / стоять почти что рядом: / вы на Пе, / а я / на эМ.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:51

 

Ну Есенин, / мужиковствующих свора.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:52

п «Мужиковствующие» (Т-187)

 

Я люблю вас, / но живого, / а не мумию.

Навели / хрестоматийный глянец.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:54

 

Битвы революций / посерьезнее «Полтавы»,

и любовь / пограндиознее / онегинской любви.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:54

 

Мы б его спросили: /– А ваши кто родители?

Чем вы занимались / до 17-го года?

Только этого Дантеса бы и видели.

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:55

 

Мне бы / памятник при жизни / полагается по чину.

Заложил бы / динамиту / – ну-ка, / дрызнь!

Ненавижу / всяческую мертвечину!

Обожаю / всяческую жизнь!

 

«Юбилейное»

Маяковский, 6:56

 

Я люблю смотреть, как умирают дети.

 

«Я», 4 («Несколько слов обо мне самом») (1913)

Маяковский, 1:48

 

Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!..

 

«Я», 4

Маяковский, 1:49

 

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

шагать четверкою своих дубовых ножек.

 

«Я знаю силу слов…» (из неоконченного) (1929—1930; опубл. 1934)

Маяковский, 10:287

В рукописи – без знаков препинания.

 

…И подползают поезда / лизать поэзии мозолистые руки.

 

«Я знаю силу слов…»

Маяковский, 10:287

ПОЭМЫ

 

Ленин / и теперь / живее всех живых,

наше знанье – / сила и / оружие.

 

«Владимир Ильич Ленин» (1924; опубл. 1924—1925)

Маяковский, 6:233

 

Я / себя / под Лениным чищу, / чтобы плыть / в революцию дальше.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:234

 

Голосует сердце – / я писать обязан / по мандату долга.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:235

 

Землю / всю / охватывая разом, / видел / то, / что временем закрыто.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:239

Эта и три следующие цитаты – о Ленине.

 

Он, как вы / и я, / совсем такой же.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:239

 

Шахматы ему – / они вождям / полезней.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:240

 

Самый человечный человек.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:241

 

Я / всю свою / звонкую силу поэта / тебе отдаю, / атакующий класс.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:249

 

Слова / у нас / до важного самого

в привычку входят, / ветшают, как платье.

Хочу / сиять заставить заново

величественнейшее слово / «ПАРТИЯ».

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:265

 

А если / в партию / сгрудились малые —

сдайся, враг, / замри / и ляг! /

Партия – / рука миллионнопалая,

сжатая / в один / громящий кулак.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:266

 

Единица – вздор, / единица – ноль.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:266

 

Партия – / это / миллионов плечи,

друг к другу / прижатые туго. / <…>

Мозг класса, / дело класса, / сила класса, / слава класса —

вот что такое партия.

Партия и Ленин – / близнецы-братья —

кто более / матери-истории ценен?

Мы говорим Ленин, / подразумеваем – партия.

Мы говорим / партия, / подразумеваем – / Ленин.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:266—267

 

Когда я / итожу / то, что прожил.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:281

 

Если бы / выставить в музее / плачущего большевика,

весь день бы / в музее / торчали ротозеи.

Еще бы – / такое / не увидишь и в века!

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:295

 

Здесь / каждый камень / Ленина знает.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:299

 

Я счастлив, / что я / этой силы частица,

что общие / даже слезы из глаз.

Сильнее / и чище / нельзя причаститься

великому чувству / по имени – / класс!

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:304

 

Это – / единственная / великая война / из всех, / какие знала история.

 

«Владимир Ильич Ленин»

Маяковский, 6:308

Перефразировка цитаты из Ленина: «Революция есть война. Это – единственная <…> действительно великая война из всех войн, какие знает история» («План петербургского сражения», янв. 1905). Ё Ленин, 9:212.

 

Кроя эрудицией / вопросов рой.

 

«Во весь голос» (1929—1930; опубл. 1930)

Маяковский, 10:279

 

Певец кипяченой / и ярый враг воды сырой.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:279

 

Профессор, / снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу / о времени / и о себе.

Я, ассенизатор / и водовоз,

революцией / мобилизованный и призванный.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:279—280

 

Кудреватые Митрейки,

мудреватые Кудрейки —

кто их к черту разберет!

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:280

 

Неважная честь, / чтоб из этаких роз

мои изваяния высились

по скверам, / где харкает туберкулез,

где блядь с хулиганом / да сифилис.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:280

 

Но я / себя / смирял, / становясь / на горло / собственной песне.

Слушайте, / товарищи потомки, / агитатора, / горлана-главаря.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:280—281

 

Как живой / с живыми говоря.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:281

 

Я к вам приду / в коммунистическое далеко.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:281

 

Мой стих дойдет, / но он дойдет не так, – / <…>

не как доходит / к нумизмату стершийся пятак

и не как свет умерших звезд доходит.

Мой стих / трудом / громаду лет прорвет

и явится / весомо, / грубо, / зримо,

как в наши дни / вошел водопровод,

сработанный / еще рабами Рима.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:281

 

Железки строк случайно обнаруживая,

вы / с уважением / ощупывайте их,

как старое, / но грозное оружие.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:281

 

Оружия / любимейшего / род.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:282

О «кавалерии острот».

 

Мы открывали / Маркса / каждый том,

как в доме / собственном

мы открываем ставни.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:283

 

Мы / диалектику / учили не по Гегелю.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:283

 

Умри, мой стих, / умри, как рядовой,

как безымянные на штурмах мерли наши!

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:283

 

Мне наплевать / на бронзы многопудье,

мне наплевать / на мраморную слизь.

Сочтемся славою – / ведь мы свои же люди, —

пускай нам / общим памятником будетпостроенный / в боях / социализм.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:284

 

Поэт / вылизывал / чахоткины плевки / шершавым языком плаката.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:284

 

Мне / и рубля / не накопили строчки.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:284

 

Я подыму, / как большевистский партбилет, все сто томов / моих / партийных книжек.

 

«Во весь голос»

Маяковский, 10:285

 

Из меня / слепым Вием / время орет:

«Подымите, / подымите мне / веки веков!»

 

«Война и мир», IV (1915—1916; опубл. 1917—1918)

Маяковский, 1:230

У Н. Гоголя: «Подымите мне веки: не вижу!» (п Г-314).

Загл. поэмы по старой орфографии: «Война и мiръ». п Т-127.

 

Облако в штанах.

 

Загл. поэмы (1914—1915; опубл. 1915, 1917)

Из вступления к поэме: «Хотите – / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а – облако в штанах!» Ё Маяковский, 1:175.

 

«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

 

«Облако в штанах». «Второму изданию» (предисл. к полному изд. 1918 г.)

Маяковский, 12:7

Четыре лозунга «катехизиса сегодняшнего искусства».

 

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

иду – красивый, / двадцатидвухлетний.

 

«Облако в штанах», вступление

Маяковский, 1:175

 

Мама! / Ваш сын прекрасно болен!

 

«Облако в штанах», 1

Маяковский, 1:179—180

 

Прежде чем начнет петься, / долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения.

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:181

 

Улица корчится безъязыкая – / ей нечем кричать и разговаривать.

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:181

 

Гвоздь у меня в сапоге / кошмарней, чем фантазия у Гете!

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:183

 

Наших душ золотые россыпи.

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:184

 

Где глаз людей обрывается куцый, / <…>

в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год.

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:185

Строка: «Грядет шестнадцатый год» – появилась при публикации отрывков из поэмы в марте 1917 г. («Новый сатирикон», № 11). В первоначальной редакции: «Грядет который-то год».

 

Вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! —

и окровавленную дам, как знамя.

 

«Облако в штанах», 2

Маяковский, 1:185

 

Хорошо, когда в желтую кофту / душа от осмотров укутана!

 

«Облако в штанах», 3

Маяковский, 1:186

Также в более раннем стихотворении «Кофта фата» (1914): «Я сошью себе <…> / желтую кофту из трех аршин заката». Ё Маяковский, 1:59.

Еще раньше, в 1913 г., «Свободный театр» А. Я. Таирова поставил пьесу-сказку Г. Бернимо и Дж. К. Хазлтона «Желтая кофта».

 

Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!

 

«Облако в штанах», 3

Маяковский, 1:187

 

Любовница, / которую вылюбил Ротшильд.

 

«Облако в штанах», 3

Маяковский, 1:189

 

Тринадцатый апостол.

 

«Облако в штанах», 3

Маяковский, 1:190

«Я, воспевающий машину и Англию, / может быть, просто, / в самом обыкновенном евангелии / тринадцатый апостол». «Тринадцатый апостол» – первоначальное загл. поэмы «Облако в штанах», запрещенное цензурой.

Выражение встречалось уже у Иоанна Златоуста в 403 г.: «Вчера вечером она [византийская императрица Евдоксия] называла меня тринадцатым апостолом, а сегодня назвала меня Иудою» («Беседа при отправлении в ссылку», II, 437). Ё Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений. – М., 1994, т. 3, кн. 2, с. 454.

 

Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду! / Глухо.

Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо.

 

«Облако в штанах», 4 (заключительные строки поэмы)

Маяковский, 1:196

 

Про это.

 

Загл. поэмы (1923)

Ср. также у Ф. Достоевского: «Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин. <…> Видя, что “Алешка Карамазов”, когда заговорят “про это”, быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и <…> кричали ему в оба уха скверности <…>» («Братья Карамазовы», I, 1, 4). Ё Достоевский, 14:19, 20.

 

* Имя этой теме: / любовь!

 

«Про это», пролог («Про что – про это?»)

Маяковский, 4:139

В авторском тексте вместо слова «любовь» – шеститочие.

 

Немолод очень лад баллад, / но если слова болят

и слова говорят про то, что болят, / молодеет и лад баллад.

 

«Про это», I («Баллада Редингской тюрьмы»)

Маяковский, 4:140

 

Мастерская человечьих воскрешений.

 

«Про это». «Прошение на имя……»

Маяковский, 4:181

 

Из себя / и то готов достать печенку. / Мне не жалко, дорогая, / ешь!

 

«Про это». «Прошение на имя……»

Маяковский, 4:183

 

Воскреси – / свое дожить хочу!

 

«Про это». «Прошение на имя……»

Маяковский, 4:184

 

Чтоб не было любви – служанки

замужеств, / похоти, / хлебов.

Постели прокляв, / встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.

 

«Про это». «Прошение на имя……»

Маяковский, 4:184

 

Стар – убивать. / На пепельницы черепа!

 

«150 000 000» (1919—1920)

Маяковский, 2:125

 

Не поставить ли лучше / точку пули в своем конце.

 

«Флейта-позвоночник». Пролог (1915)

Маяковский, 1:199

 

Воспаленной губой / припади / и попей / из реки / по имени – «Факт».

 

«Хорошо!», 1 (1927; опубл. 1927—1928)

Маяковский, 8:235

 

Это было / с бойцами, / или страной, / или / в сердце / было / в моем.

 

«Хорошо!», 1

Маяковский, 8:235

 

Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время.

 

«Хорошо!», 6

Маяковский, 8:261

 

Мы не уйдем, / хотя / уйти / имеем / все права.

В наши вагоны, / на нашем пути, / наши / грузим / дрова.

 

«Хорошо!», 8

Маяковский, 8:271

 

Социализм: / свободный труд / свободно / собравшихся людей.

 

«Хорошо!», 8

Маяковский, 8:272

 

Мы – / голодные, / мы – нищие,

с Лениным в башке / и с наганом в руке.

 

«Хорошо!», 10

Маяковский, 8:282

 

Нельзя / на людей жалеть / ни одеяло, / ни ласку.

 

«Хорошо!», 13

Маяковский, 8:292

 

Но землю, / с которой / вдвоем голодал, —

нельзя / никогда / забыть!

 

«Хорошо!», 14

Маяковский, 8:298

 

Мы только мошки, / мы ждем кормежки.

 

«Хорошо!», 15

Маяковский, 8:303

 

Но землю, / которую / завоевал

и полуживую / вынянчил,

где с пулей встань, / с винтовкой ложись,

где каплей / льешься с массами, —

с такою / землею / пойдешь на жизнь,

на труд, / на подвиг / и на смерть!

 

«Хорошо!», 15

Маяковский, 8:304—305

 

Я с теми, / кто вышел / строить / и месть

в сплошной / лихорадке / буден.

Отечество / славлю, / которое есть,

но трижды – / которое будет.

Я / планов наших / люблю громадьё,



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
МАЧТЕТ, Григорий Александрович 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАЧТЕТ, Григорий Александрович

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)