Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК» Текст 1



2018-07-06 5775 Обсуждений (0)
Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК» Текст 1 5.00 из 5.00 7 оценок




Глобализация — процесс складывания единого финансово- (информационного пространства. Снятие формальных барьеров привело, наряду с интеграцией наиболее развитой части человечества, к формированию барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром. Этот барьер практически непреодолим для слабых стран из-за качественного ужесточения конкуренции, ведущейся буквально на уничтожение.

Глобальные СМИ насаждают высокие стандарты потребления, в том числе и в неразвитых странах, население которых ощущает недоступность этих стандартов не только для себя, но и для своих детей и внуков. В результате возникает чувство безысходности, которое, в свою очередь, порождает нарастающую глобальную напряженность. Одним из' ее проявлений и является международный терроризм. Безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим обществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции. Возникает системный кризис мировой экономики. При этом глобальный монополизм не дает снижать цены, а культурно-цивилизационный барьер дополнительно сужает потенциальные рынки сбыта. Естественное желание производителей сломать этот барьер ведет к попыткам насильственной вестернизации незападных обществ. Слабые общества удается разрушить, сильные - оказывают сопротивление. В обоих случаях создается питательная почва для международного терроризма...

Ситуация усугубляется общим падением эффективности управления, связанным с глобализацией и превращением формирования сознания в наиболее прибыльный вид коммерческой деятельности...

Управляя во всё большей степени при помощи убеждения, при помощи технологий формирования сознания, они начинают действовать на основе внедряемых ими представлений, а не реальности, переставая отличать желаемое от действительного и утрачивая способность решать реальные проблемы, в том числе и порождающие терроризм. Только разрушение загнивающих глобальных монополий, доступ слабых стран к современным дешевым технологиям и восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма и уничтожит его как существенную глобальную проблему. Но путь к этому будет непростым и болезненным.

(М. Делягин)

С 1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.

С 2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки.

С 3 В чём, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной • жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.

С 4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Текст 2

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на. Исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

(В .Л. Иноземцев)

С1 Формирование, какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

С2 Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргументу, которые он приводит в обоснование своей позиции.

С3 Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор

С4 С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Текст 3

Общение – сложный многоплановый контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обменпиваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнёров.

(В.Г. Крысько)

С1На основе текста назовите три характеристики понятия «общение».

С2Что, по мнению автора, влияет на обучение человека продуктивному и цивилизованному общению? (Назовите на основе текста любые три фактора влияния).

С3Автор указывает на «своеобразные массовые формы общения, которые всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни». Опираясь на текст, знания истории, обществознания, социальный опыт, назовите любые две формы коллективного общения. Объясните на примерах, в чем проявляется воздействие каждой из них на людей.

С4 По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информации) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

 

Текст 4

Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.

В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

(Н. Мельникова)

С1 Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.

С2 Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.

С3 Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.

С4Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.

 

Текст 5

Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.

Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей. Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.

Человек социальный существует как бы в иной плоскости. Правда, не будем забывать, что у животных тоже есть рассудочная деятельность, имеются определенные социальные организации. Понаблюдайте, например, за обывателями обезьяньего питомника: разделение власти, труда и многое другое, что мы привыкли отождествлять лишь с человеческими сообществами. Но не одна ветвь эволюции на земле не является в такой степени взаимозависимой по производству и распределению продуктов, установлению правил общежития, созданию мегаполисов и государств, развитию массовых коммуникаций, как человеческая. Если социальная деятельность мотивирована лишь материальным интересом, человек биологизируется. И даже если он одет в модный современный костюм, пользуется компьютером, сидит за рулем автомобиля, рационально мыслит, т.е. соображает, что ему выгодно, а что нет, он недалеко ушел от наших дальних предков… Если такой тип не нарушает каких-то норм, то лишь потому, что боится наказания. Он как бы в вечном жёстком противоборстве с обществом, с тем или иными социальными институтами. Красть нехорошо, за это посадят в тюрьму, - говорит ему общество. Правильно, но не пойман - не вор, - возражает он… В основе его помыслов и действий – свой кровный интерес (обеспечить воспроизводство своего рода, удовлетворить свои биологические плюс некоторые социальные потребности, часто связанные с первыми, - богатство, власть, престиж). К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого… По мере того как происходит насыщение элементарных биологических потребностей, человек социальный становится всё более массовым явлением.

Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.

(В.Н. Шубкин)

С1Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

С2Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

С3По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

С4Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

 



2018-07-06 5775 Обсуждений (0)
Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК» Текст 1 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК» Текст 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)