Алгоритм выполнения заданий
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (задания с высоким уровнем сложности) ЧАСТЬ 1
Авторы-составители: к.и.н. Данилюк М. Ю., Ханикалова Л. А.
Махачкала 2014
Об авторах: Данилюк Марина Юрьевна – кандидат исторических наук, учитель высшей категории РМЛ; Ханикалова Луиза Абдуллаевна – учитель высшей категории РМЛ.
Данилюк М. Ю., Ханикалова Л. А.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (задания с высоким уровнем сложности) ЧАСТЬ 1. Махачкала 2014.
Книга адресована учащимся старших классов средних школ, гимназий, лицеев для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Книга окажет помощь учителям при организации систематической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверно, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. На сегодняшний день введен Единый Государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание познакомит Вас с заданиями высокого уровня сложности (С1 – С4), а также даст необходимые рекомендации по выполнению каждого из типов заданий. В конце книги приводятся ответы ко всем заданиям и приводятся критерии оценивания. Характеристика заданий C1—С4. В часть С входят задания с развернутым ответом, который формулирует сам экзаменующийся. Здесь включены задания только повышенного и высокого уровней сложности. Именно эти задания, по замыслу составителей материалов единого государственного экзамена, позволяет продемонстрировать особые знания по предмету, выходящие за рамки базовой подготовки. Также ее можно назвать «вузовской», ориентированной на требования к поступающим в вузы. Оценивание результатов выполнения этой части осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на разработанные предметной комиссией экзамена ключи, эксперты выносят решение об оценивании работы. В часть С включаются ряд типов заданий, ответы к которым вписываются в отдельные листы. Задания С1-С4 являются составными. Они включают в себя текст и четыре вопроса к нему. Содержание заданий: анализ источников. Вопросы различаются своим уровнем. Первые два – базовый и повышенный уровни, которые главным образом ориентированы на понимание содержание текста, умение находить в нем необходимую информацию, а также преобразующе воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний. Третий и четвёртый вопросы – высокий уровень сложности, нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста. Разновидности заданий: — задание, направленное на осмысление фрагмента текста во всей его полноте, выявление контекста источника, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте; — задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста, сложного положения (авторской фразы), например: Как вы понимаете мысль автора о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?; — задание, связанное с правильной интерпретацией авторской фразы, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что...? Свой вывод обоснуйте; - задание, требующее установления прямой связи с курсом обществознания, например: На основе знания обществоведческого курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда; Опираясь на текст документа и знание обществоведческого курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции; - задание, требующее подтвердить или проиллюстрировать определённую авторскую мысль примерами, фактами из жизни человека и общества, например: Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда; - задание, ориентированное на анализ фактов, явлений, процессов современности, например: Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь; - задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуации, например: Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?; - задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации, например: Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение сваей позиции. Алгоритм выполнения заданий · Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему. Совет: умение концентрировать внимание на приведённом тексте, формулировках заданий и вопросов к нему даст возможность сориентироваться в его содержании, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами · Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приведённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний. · Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящен этот текст?»). · Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёртому (С4)): выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Совет: если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла. · Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки заданий, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тексте...»; «Что говорит автор...»; «Какие признаки называет автор...»; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте...»; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания...» Напоминаем: при выполнении заданий к тексту важно: - понять, что именно требуется для успешного ответа; - уяснить, из каких частей складывается задание (как правило, задания являются двусоставными, т. е. состоящими из двух частей, например: «В чём авторы видят роль брачно-семейных отношений? (первая часть). Чем они отличаются от других социальных отношений? (вторая часть).); - не забывать о выполнении не только первой, но и второй части задания; - стараться выполнить все задания; - если возможно ответить только на часть задания, обязательно записать ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесёт лишние баллы); - не выходить за рамки вопроса, не пытаться написать всё, что известно по проблеме, не оценивать мнение автора и не стремиться высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием; - сформулировать и представить логически связный ответ, отличающийся полнотой, опорой на материал, изученный в курсе обществознания, соответствующий поставленному вопросу, а также основанный на личном опыте · Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения. · Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него, далее — номер задания — С2 и ответ на него и т. д.
Время, отводимое на выполнение заданий CI, С2: до 7 минут, задания СЗ: до 10 минут, задания С4: до 15 минут. Оцениваниекачества выполнения заданий CI, С2: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; неполный правильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов; заданий СЗ, С4: правильное выполнение каждого задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов. Всего на их правильном выполнении можно набрать десять баллов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |