Учение о познании (гносеология). Агностицизм и его формы?
Гносеологиязанимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту. Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением. Гносеология изучает такие проблемы как: интерпретация объекта и субъекта познания, структуру процесса познания, проблему истины, определяя ее критерии, проблематику методов и форм познания и др. Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Она выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Она опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания. Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека. Агностицизм - это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Скептицизм существовал в форме критики рационализма софистов в эпоху античности; Сторонники скептицизма сомневались в возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию. Релятивистыотстаивали относительный характер соответствия знаний объекту познания, считали, что истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует. Иррационализм характерен религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; Диалектика чувственного и рационального в познании? Познание, начинаясь с ощущений, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой процесс, связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания. Проблема истины в философии? Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Способы толкования Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия. 1) Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична. 2) Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить. 3) Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». 4) Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект. 5)Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности Критерии истины. Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называетсякритерием истины(от греч. kriterion — мерило для оценки). Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного: § Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считаютчувственный опыт. § Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение.Ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика. § Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины являетсясогласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. § Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истиныэффективность знаний. § В марксизме критерием истины объявляетсяпрактика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. § Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины являетсявсеобщее согласиепо поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых. Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины. Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям. Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегдаобъективна (не зависит от желаний и настроений человека),конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий),процессуальна(находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины. Критериями истины (истинности знаний) являются: 1. Чувственный критерий – наблюдаемость того, о чем утверждается в содержании знания. 2. Логический критерий – связан с требованием непротиворечивости содержания знаний. 3. Практика (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |