Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование регионального развития в рыночной экономике.



2018-07-06 849 Обсуждений (0)
Регулирование регионального развития в рыночной экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 5. Государственное регулирование развития регионов

Региональноемногообразие, масштабность территории, состояние экономики и другие особенностинашейстраны требуют более активной деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны вцелом.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различныхуровнях управления — федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:

1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;

2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3) проведение общегосударственной инновационной политики;

4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5) регулирование регионального развития.

Территориальное регулирование экономики – это процесс выработки и установления региональных территориальных пропорций и развития экономики страны и способ проведения региональной экономической политики.

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, Министерства финансов, экономического развития и промышленности и региональные органы власти).

Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между отраслями и регионами.

Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется двумя способами: прямыми и косвенными.

Прямое экономическое регулированиездесь используются административные методы управления социально-экономическим развитием, с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы).

Направления прямого регулирования:

- выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов.

- размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции.

-участие государства в финансировании инвестиционных проектов, поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

Бюджетное регулирование (как прямое воздействие) строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов – финансовых, кредитно-денежных рычагов.

В косвенном регулировании используются два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребность государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30% налог.

В России существует три уровня налоговой системы, играющие фискальную и регулирующую роль:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней.

Основных феде­ральных налогов три:

- налог на добавленную стоимость (косвен­ный налог на потребление);

- налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и ре­гиональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого биз­неса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их ре­конструкцию;

- подоходный налог с физических лиц.

Существенная статья доходов государства — акцизы— про­центная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алко­гольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, юве­лирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерально­го сырья.

Из федеральных налогов для регионов также важны та­моженные пошлины, налог на пользование недрами и некоторыедругие.

К основным региональным налогам относятся:

- налог на имущество организации;налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- налог с продаж (большая часть идет в местный бюджет).

Из местных налогов наиболее значимы:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение.

Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов.

В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагае­мый минимум объекта налога, изъятие из обложения определен­ных элементов объекта, освобождение от налога отдельных кате­горий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаро­производителям, отражаются на экономике регионов.

Кредитное регулирование осуществляется маневриро­ванием учетными ставками Центрального банка и предоставле­нием льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерче­ских банков определяют цену коммерческого кредита и его объ­ем. Они непосредственно влияют на платежеспособность пред­приятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные про­цессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на сти­мулирование деловой активности в наиболее важных для государ­ства сферах деятельности.

Одна из главных функций кредита - перераспределение ка­питалов в хозяйстве, их перелив не только из одних отраслей, но и регионов в другие.

Различают несколько форм кредита:

ком­мерческий (кредитование одного хозяйственного субъекта дру­гим), банковский, государственный и др.

При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами - бан­ки, другие кредитные учреждения, население, иностранные юри­дические и физические лица.

Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молоч­ные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского пита­ния и т. д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи).

Федеральное законодательство по вопросам ценообразования от­носится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего ал­когольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железно­дорожные перевозки грузов, сильное воздействие государства ис­пытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Региональное развитие регулируется на трех уровняхфедеральном (межрегиональном), регио­нальном (субъектов Федерации) и местном (муниципаль­ном), причем последние два уровня играют главную роль

В практике регулирования обычно различные методы — адми­нистративные и экономические, прямые и косвенные - сочета­ются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а так­же полномочий органов управления и специализации территорий.

Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Напри­мер, государственное регулирование инвестиционной деятельно­сти — важнейшей для воздействия на региональное развитие — обеспечивается федеральными и региональными органами влас­ти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программа­ми; прямым управлением государственными инвестициями; пре­доставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной по­литики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), поли­тикой ценообразования, амортизационной политикой; контро­лем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

По приоритетным направлениям развития народного хозяй­ства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятель­ности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета прини­маются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.



2018-07-06 849 Обсуждений (0)
Регулирование регионального развития в рыночной экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование регионального развития в рыночной экономике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)