Регулирование регионального развития в рыночной экономике.
Тема 5. Государственное регулирование развития регионов Региональноемногообразие, масштабность территории, состояние экономики и другие особенностинашейстраны требуют более активной деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны вцелом. Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различныхуровнях управления — федеральном, региональном, межрегиональном и местном. Федеральные органы должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей. Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам. Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются: 1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы; 2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности; 3) проведение общегосударственной инновационной политики; 4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; 5) регулирование регионального развития. Территориальное регулирование экономики – это процесс выработки и установления региональных территориальных пропорций и развития экономики страны и способ проведения региональной экономической политики. Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда. Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, Министерства финансов, экономического развития и промышленности и региональные органы власти). Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между отраслями и регионами. Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется двумя способами: прямыми и косвенными. Прямое экономическое регулированиездесь используются административные методы управления социально-экономическим развитием, с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Направления прямого регулирования: - выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов. - размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции. -участие государства в финансировании инвестиционных проектов, поддержка научно-технических нововведений (инноваций). Бюджетное регулирование (как прямое воздействие) строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональным и местным бюджетами. Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов – финансовых, кредитно-денежных рычагов. В косвенном регулировании используются два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое. Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребность государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30% налог. В России существует три уровня налоговой системы, играющие фискальную и регулирующую роль: - федеральные; - региональные; - местные. Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных федеральных налогов три: - налог на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление); - налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и региональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого бизнеса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их реконструкцию; - подоходный налог с физических лиц. Существенная статья доходов государства — акцизы— процентная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны таможенные пошлины, налог на пользование недрами и некоторыедругие. К основным региональным налогам относятся: - налог на имущество организации;налог на недвижимость; - дорожный налог; - налог с продаж (большая часть идет в местный бюджет). Из местных налогов наиболее значимы: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц; - налог на рекламу; - налог на наследование или дарение. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов. В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов. Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Одна из главных функций кредита - перераспределение капиталов в хозяйстве, их перелив не только из одних отраслей, но и регионов в другие. Различают несколько форм кредита: коммерческий (кредитование одного хозяйственного субъекта другим), банковский, государственный и др. При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами - банки, другие кредитные учреждения, население, иностранные юридические и физические лица. Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и т. д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи). Федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, сильное воздействие государства испытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль В практике регулирования обычно различные методы — административные и экономические, прямые и косвенные - сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий. Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Например, государственное регулирование инвестиционной деятельности — важнейшей для воздействия на региональное развитие — обеспечивается федеральными и региональными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д. По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета принимаются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |