Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовый потенциал региона



2018-07-06 1059 Обсуждений (0)
Финансовый потенциал региона 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовый потенциал регионапредставляет собой совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта Федерации.

Основными составляющими финансового потенциала являются:

- собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов, ведущих коммерческую деятельность в производственной и непроизводственной сферах;

- финансовые средства кредитно-финансовых региональных организаций или отделений (филиалов) таких же организаций их центра или других регионов (в этой группе представлены организации, занимающие сферу банковской, страховой, биржевой деятельности);

- финансовые средства общественных организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью на территории региона;

- финансовые средства населения, включая текущие денежные доходы и осуществленные в той или иной форме накопления;

- финансовые средства региональной администрации;

- внешние заимствования (привлеченные извне).

Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов.

Внутренние финансовые ресурсы включают ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе, средства населения, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов. Размещение их и прибыли почти совпадает.

Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других ценных бумаг.

Средства населения – часть его денежных доходов, остающиеся после вычета на личное потребление и уплаты налогов.

Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов.

Средства внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, занятости населения и др.), остающиеся на территории региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов.

Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.

Региональные финансы представляют собой одну из важнейших составных частей финансовой системы страны. Они являются и рычагом, и результатом управленческой деятельности, присутствуют и в начале, и в конце процесса управления территориальным хозяйством.

Региональные финансы выступают инструментом государства в управлении национальной экономикой и осуществлении социальных программ. Путем централизованного воздействия на региональные финансы структуры государственной власти и управления осуществляют выравнивание уровней социально-экономического развития территорий, а также решают целевые задачи по ускоренному развитию отдельных перспективных зон (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство портов, мелиоративных комплексов и др.).

Потребность в бюджетных ресурсах определяется по трем крупным направлениям:

- создание условий функционирования и развитие социально-культурной сферы;

- финансирование приоритетных направлений развития экономики региона;

- осуществление инвестиционных проектов.

В качестве инструмента для оценки уровня обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:

- показатель финансовой обеспеченности (частное от деления суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения);

- показатель собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитывается на душу населения на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);

- показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).

Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциалов различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватывает до 1/3 населения России.

Повышению бюджетной обеспеченности региона и увеличению его финансовых ресурсов способствуют заемные и привлеченные средства.

К заемным средствам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций (банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита)

Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, иностранные инвесторы, средства внебюджетных фондов. А также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых программ и др.

Формирование финансовой базы региона должно способствовать развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивать бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.

Структура региональных бюджетов отражает специфику эко­номики территорий. В бюджетных доходах европейских районов выше, чем в среднем по стране, доля основных налогов (на при­быль, на добавленную стоимость и подоходного налога с физиче­ских лиц). В восточных районах доля основных налогов ниже, по­скольку сказывается влияние налоговых льгот при экспортной ориентации хозяйства. В бюджетных расходах у районов с преоб­ладанием депрессивных и кризисных явлений, а также с суровы­ми природно-климатическими условиями (Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Восточная Сибирь) более высок процент расходов на социально-культурные нужды.

При анализе налоговой ситуации отмечается неравномерное вовлечение отраслей экономики и регионов в формирование до­ходов государства: большой налоговый пресс испытывают произ­водство и товарооборот (через НДС) и незначительный - финан­сово-банковская сфера, экспортно-импортные операции. В то же время существуют объективные условия для территориальной дифференциации налоговой системы. Налоговая емкость финан­сово-экономического потенциала, рассчитанная как отношение налоговых поступлений к величине национального богатства, различается по макрорегионам почти втрое (наименьшая величи­на - Центральное Черноземье, наибольшая - Центр).

При проведении финансово-бюджетной политики по регио­нам целесообразно шире применять налоговые источники рент­ного характера.

В значительной мере из-за присвоения горной ренты средне­месячная заработная плата в газодобывающем Ямало-Немецком а. о. почти в 4 раза выше, чем в России, и в 10 раз выше, чем в Да­гестане (при разнице в величине прожиточного минимума соот­ветственно в 1,9 и 2,7 раза).

7.2. Региональная бюджетная система.

Бюджетная система региона представляют собой часть финансовыхотношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Основные функции бюджетной системы региона:

- создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

- содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

- развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

- выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Бюджетная система региона включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя самбюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

В структуре доходов консолидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль(20% ,но распределение прибыли на федеральную и региональную части в 2017 году поменялось- 3% и 17% соответственно). Затем следуют: НДС(18%), подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.

В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (42,9%), на народное хозяйстЭ2апвложения, причем большую часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации (региональные) и бюджеты региональных государст­венных внебюджетных фондов;

3) местные (муниципальные) бюджеты.

Региональная бюджетная система может быть организована таким образом, чтобывсе доходы первоначально поступают на верхний уровень, а затем распределяются по нижестоящим бюджетам.Документом, регламентирующим разработку проекта бюджета, является инструктивное письмо Минфина РФ.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется местными органами КРУМинфина.Региональная администрация осуществляет и текущий контроль, проводит оперативные проверки целевого использования выделенных бюджетных средств.

Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты.

Местныйбюджет- это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления.

Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра.

В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других — за счет поступлений местных налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления.

Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органамиместного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты.

В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов органами власти закладываются принципы реальности,гласности,единства и полноты. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам.

Принцип гласности предусматривает доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам исполнения бюджета.

Принципы единства и полноты означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджетной системы в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Региональный бюджет развития отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.

Целями разработки бюджета развития региона являются:

- поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;

- финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;

- предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.

Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.

Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:

- внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;

- части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;

- части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;

- доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

- сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

Денежные средства бюджета развития региона направляются на следующиецели:

- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

- исполнение обязательств региона по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Направление денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

Успешность экономических преобразований по пути создания современной экономической системы во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры региона.К числу важнейших элементов рыночнойинфраструктуры относится банковская система региона.

Муниципальный банк —банк,созданный при непосредственном участии органовместного самоуправления конкретного муниципального образования (города, района) и действующий под их контролем. Главная цель муниципального банка — помощь в финансировании социально-экономических программ развития муниципального образования

Основными функциями муниципального банка являются: расчетно-кассовоеобслуживание бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных и бюджетных учреждений и организаций;

- кредитование муниципальных программ развития региона (по представлению местной администрации);

- выпуски и реализация муниципальных займов;

- контроль за исполнением бюджетных предписаний муниципальными предприятиями и организациями.

 

 



2018-07-06 1059 Обсуждений (0)
Финансовый потенциал региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовый потенциал региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1059)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)