Законодательная база территориального регулирования.
Рационализация территориальной структуры хозяйства представляет важнейшую сферу его государственного регулирования при переходе к рынку, и поэтому, требует твердой законодательно-нормативной базы, регламентирующей его цели, задачи, механизмы. Предпосылки правового обеспечения региональной политики содержатся в Конституции РФ(1993 г.). Она определяет государственное устройства (федеративное государство) и основы взаимоотношений РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. В Конституции РФ зафиксированы положения, которые определяют единство экономического пространства страны: • равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти; • гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом; • недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств; • запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля. Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении: а) договоров между органами государственной власти РФ органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий; б) соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Закон устанавливает ряд ведущих принципов: • принцип конституционности (ненарушение Конституции РФ); • принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; • принцип равноправия субъектов федерации при разграничении предметов ведения и полномочий; • принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов федерации (имеется в виду, что заключаемые двусторонние договора соглашения не должны ущемлять права и интересы других субъектов федерации); • принцип согласованности интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов; • принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ. Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы. Первая группа — это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся: - «Основные положения региональной политики в РФ» (1996 г.); - Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе. Вторая группа — законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа и другие нормативно-правовые документы. Третья группа — законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и др. Четвертая группа — законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов и расходов на социальные нужды. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме». Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |