Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


При проведении практических занятий



2018-07-06 575 Обсуждений (0)
При проведении практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




В лаборатории «ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

 

К практическим занятиям допускаются студенты, изучившие правила техники безопасности при работе с топливно-смазочными и лакокрасочными материалами, прошедшие инструктаж на рабочих местах и соблюдающие правила внутреннего распорядка.

Проведение инструктажа и усвоение полученных знаний регистрируется в специальном журнале.

Примечание: при регистрации получения инструктажа категорически запрещается вносить в журнал фамилии отсутствующих на инструктаже студентов. Инструктаж проводит преподаватель, ведущий практические занятия со студентами.

Для обеспечения безопасного выполнения работ следует соблюдать перечисленные ниже правила.

До начала работы необходимо:

• проверить исправность нагревательных приборов и аппаратуры, вентиляции, а также надежность крепления заземляющего провода;

• подготовку проб нефтепродуктов к испытанию (переливание из склянок в приборы) производить вдали от нагревательных приборов, на специальном столе в вытяжном шкафу.

Во время работы необходимо:

• держать сосуды с нефтепродуктами на расстоянии не менее 0,5 м от электронагревательных приборов;

• включать электронагревательные приборы только после того, как топливо залито в прибор, подготовленный к проведению испытаний, а оставшееся топливо слито в склянку, закрыто пробкой и убрано в шкаф;

• соблюдать особую осторожность при работе с антифризом (яд) или этилированным бензином. При их попадании на кожу необходимо промыть пораженные участки водой с мылом, а при попадании внутрь – немедленно обратиться к врачу.

В аварийных ситуациях необходимо:

в случае воспламенения горючей жидкости быстро убрать от пламени сосуды с нефтепродуктами, выключить электронагревательные приборы и немедленно приступить к тушению пожара;

• при загорании одежды гасить пламя асбестовым одеялом, плотно прижимая его к месту возгорания;

• разлившиеся горящие нефтепродукты тушить не водой, а пенным огнетушителем, находящимся в лаборатории, и окрашенном в красный цвет, или куском плотной ткани.

По окончании работы необходимо:

• выключить электронагревательные приборы;

• убрать с рабочего места ветошь, пропитанную нефтепродуктами;

• слить использованные нефтепродукты в специальную емкость;

• после работы с антифризом или этилированным бензином вымыть руки с мылом.

Горючее всех видов ядовито. Отравление может наступить вследствие попадания горючего в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и через кожу. Наиболее опасным является попадание горючего через дыхательные пути. При этом ядовитость горючего проявляется в 20 раз быстрее, чем при попадании через желудочно-кишечный тракт.

Нефтепродукты и их пары, попадая в организм человека, могут вызвать хронические или острые отравления, поражения органов зрения и расстройство центральной нервной системы. Пары керосина и дизтоплива значительно ядовитее бензина.

Большинство нефтепродуктов представляют собой легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

Студенты, нарушившие требования техники безопасности, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

 


ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

РАБОТАВШИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

 

Цель работы

 

1. Ознакомление с основными, наиболее доступными, экспресс-методами оценки качества работавших моторных масел и приобретение практических навыков для их дальнейшего использования при работе в АТП.

2. Ознакомление с методикой отбора проб работавшего моторного масла из двигателя.

3. Определение загрязненности моторного масла.

4. Контроль щелочного числа масла и содержания воды в масле.

5. Контроль изменения вязкости работавшего моторного масла.

6. Интерпретация результатов анализа качества масла для диагностики двигателей.

Время на проведение работы – 2 часа.

 

Общие сведения

Одним из путей повышения эксплуатационной надежности двигателей автомобилей и экономного использования моторных масел является установление рациональных сроков их замены.

В настоящее время периодичность замены моторных масел определяется заводом-изготовителем и измеряется в километрах пробега автомобиля. Такой подход не учитывает фактического состояния масла. На момент его замены. Масло, являясь конструктивным элементом системы "двигатель-масло", оказывает влияние на техническое состояние двигателя. В то же время изменения, происходящие в работе систем и механизмов двигателя, влияют на изменение качества масла. В связи с этим работавшее масло является носителем комплексной информации, позволяющей оценить как состояние самого масла, так и состояние двигателя. Поэтому организация периодического контроля состояния качества масла в процессе эксплуатации двигателей позволит своевременно обнаружить неисправность в двигателе, и произвести замену масла по его фактическому состоянию.

Все большее распространение находят экспресс-методы оценки физико-химических показателей работавших масел. Под экспресс-методом следует понимать оценку качества работавшего масла, которая ограничивается только определением годности масла к дальнейшей эксплуатации.

Во время работы двигателя свойства моторного масла ухудшаются из-за попадания в него топлива, воды, сажи и пыли, а также из-за окисления самого масла и расходования содержащихся в нем специальных добавок – присадок. Поэтому масло периодически заменяют. Однако периодическая замена не гарантирует хорошей работы двигателя, так как из-за неисправностей в двигателе в масло могут попасть топливо или вода, масло может быстро загрязниться сажей.

Цели экспресс-контроля и контролируемые параметры моторных масел: выявление и предупреждение недопустимого изменения вязкости, обводненности, разжижения топливом, засорения механическими примесями и ухудшения моющей способности масел в целях уменьшения износов ДВС и предотвращения аварий их кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы; выявление несоответствия качества свежего масла паспортным данным, его недопустимой обводненности и загрязненности; подготовка рекомендаций по экспресс-восстановлению временной работоспособности моторного масла и предотвращению аварийного изнашивания двигателя при работе без смены масла.

Описанный ниже экспресс-контроль не требует дорогостоящего оборудования и больших текущих затрат, может проводиться работником со среднетехническим и средним образованием и позволяет предотвращать отказы двигателей.

Обводнение масла. Вода наносит большой вред моторным маслам. Даже небольшое количество воды (0,1...0,2 %), взаимодействуя с присадками в маслах, быстро (за несколько дней при нормальной температуре или за несколько часов работы дизеля в номинальном режиме) разлагает их. После этого в масляных системах ДВС образуются липкие отложения, забивающие маслофильтры, трубки и каналы, маслозаборники и вызывающие неисправности клапанов масляных систем и другое.

Особенно быстро разрушаются самые активные присадки, имеющие способность поглощать влагу из окружающего воздуха. Вследствие такого распада присадок масла вспениваются, ухудшаются их смазывающие, противоизносные, моющее-диспергирующие и другие качественные показатели, увеличивается скорость отложений лаков и нагаров на деталях ЦПГ, снижается щелочное число, а из-за вымывания присадок, образующих защитные пленки, повышается коррозионная активность масла, особенно к деталям из цветных металлов. Естественно, что при этом износ трущихся деталей дизеля резко возрастает, а надежность его работы, особенно КШМ, падает вплоть до аварийных задиров подшипников коленчатого вала.

Вода не желательна в маслах вообще, но с небольшим ее количеством (до 0,05 % в свежих маслах и до 0,10 % в работающих) приходится мириться из-за трудности удаления воды и дефицитности масел. Более обводненные свежие масла (0,05...0,10 %) не пригодны по номинальному назначению. После фильтрации или отстаивания их можно применять в менее ответственных агрегатах и узлах.

Механические примеси. Основной причиной изнашивания деталей двигателей в рядовой эксплуатации машин является загрязненность смазочных масел, поэтому контроль и борьба с загрязненностью масел имеет первостепенное значение. Опасны твердые механические частицы (кремнезем из пыли, твердые металлические частицы), имеющие твердость выше или равную твердости трущихся деталей ДВС и вызывающие абразивное изнашивание. Мягкие механические и органические частицы, как правило, не опасны, а при повышенных зазорах в некоторых сопряжениях даже и полезны.

Разжижение масла топливом. Вязкость и смазывающая способность (маслянистость) масел. Они обусловливают прочность масляной пленки между трущимися деталями, от которой зависит их нагрузочная способность, износостойкость, стойкость к задиру и другим повреждениям, а отсюда и надежность узлов трения. Каждый агрегат в конкретных условиях работы требует свою - оптимальную вязкость масла. С утяжелением условий его работы (например, повышение нагрузки на подшипники коленчатого вала и температурного режима масла) требуется повышенная вязкость. Требуемая вязкость повышается и с износом подшипников КШМ. По мере нормальной работы ДВС вязкость масла растет из-за механических (грязь, продукты изнашивания) и органических (продукты окисления и выгорания масел) примесей. Снижается же вязкость только из-за разжижения топливом при его неполном сгорании с неисправной топливной аппаратурой и при износе ЦПГ. При этом снижение вязкости сопровождается снижением температуры вспышки масла, которая имеет также и самостоятельное значение и определяет потери масла на угар в камере сгорания ДВС.

Концентрация присадок в маслах, определяющая их эксплуатационные свойства. Это один из основных показателей масел, обусловливающий их ценность, надежность работы и ресурс ДВС. Именно по нему в первую очередь проводится подбор масел. К сожалению, полный контроль содержания присадок в маслах потребителем невозможен, а экспресс-методом по «капельной пробе» возможна лишь примерная оценка только моюще-диспергирующих свойств моторных масел, что не снижает значения такой проверки в практике эксплуатации ДВС. Правда, распространяются реактивы «экспресс-щелочность», которые позволяют ориентировочно определять щелочное число масла в миллиграммах щелочи КОН на грамм масла (мг КОН/г), а по нему судят о наличии пакета присадок в целом.

Срок службы масла. Априорная регламентация срока смены масла не оправданна. Оптимальный срок службы масла определяется допустимым его техническим состоянием, которое примерно определяется моментом, когда срабатывание присадок нормальной работы масла приводит к снижению его щелочного числа до уровня на 10…20 % выше возрастающего кислотного числа масла (по сильным и слабым органическим кислотам). Однако такое определение в условиях эксплуатации невозможно. Изготовители ДВС не могут дать абсолютных рекомендаций по срокам службы масел вследствие как разнообразия и изменчивости условий эксплуатации и нестабильности качества технического обслуживания двигателей, так и непредсказуемой вариации качества масел даже одной и той же марки. Заводским ориентиром является, например, нормативное количество израсходованного топлива на единицу объема его картерного масла соответствующего класса качества, но с учетом уровня фактического угара масла: малому угару соответствуют несколько меньшие сроки и наоборот. Ориентиры предназначены для нормальных условий эксплуатации и качественного технического обслуживания двигателей. Они требуют уточнения на основе входного контроля свежего масла и периодического контроля работающего масла.

Основные факторы корректировки срока службы масла:

- соотношение фактических показателей качества свежего масла с нормативными значениями;

- соответствие условий работы масла (часовой расход топлива, температура масла в длительном режиме, качество работы системы очистки масла и периодичность ее обслуживания) показателям, заданным заводом-изготовителем ДВС;

- степень ухудшения технического состояния двигателя, частично определяемая через расход масла на угар, расход картерных газов, полноту сгорания топлива, износ подшипников КШМ и падение давления масла в системе, интенсивность обводнения масла, разжижения топливом, загрязнения механическими примесям (через систему воздухоподачи, маслозаливные отверстия и сапуны) и через дымность отработавших газов;

- в соответствии с этим при переходе на более качественное масло, при хорошем техсостоянии двигателя или улучшении его обслуживания срок службы масла повышается, что и следует из многолетней практики эксплуатации автомобилей, сельхозмашин. В то же время, с износом и усилением неисправностей ДВС, при пониженном качестве масла, упущениями в техническом обслуживании сроки службы масла заметно снижаются. Субъективное же значительное сокращение срока службы масла для «повышения срока службы двигателя», скорее всего, дает обратный эффект.

Безусловно, при нарушении допустимых значений любого из таких показателей масла, как вязкость и температура вспышки, загрязненность, обводненность и, особенно, при сворачивании и изменении цвета «капельной пробы», масло подлежит срочной смене. Определение срока смены масла только по наступлению его черного цвета является неверным.

Годность масла к работе по данным контроля уточняют с учетом предстоящего периода работы машины до ближайшего обслуживания. При этом могут возникать ситуации, когда в ближайшее время невозможно провести полное ТО системы смазки, но возможен экспресс-ремонт масла, что и является одним из элементов настоящих рекомендаций.

Порядок контроля работающего масла. Пробы масла рекомендуется брать обязательно перед доливкой свежего. Для полного анализа нужно 200 г масла.

При заборе проб необходимо получать от водителя, тракториста информацию об условиях работы и симптомах неисправностей двигателя: перегрев, расход масла на угар, давление и уровень масла, характер дымления, течи масла, воды, топлива, состояние воздушного тракта, чистоту и исправность сапунов, маслозаливных горловин, чистоту двигателя, проводимые работы по ТО, ремонту и устранению неисправностей. Лаборанту также целесообразно самостоятельно осматривать и ослушивать двигатель.

Экспресс-контроль масла включает проверку обводненности, вязкости и температуры вспышки, загрязненности по индикатору ИЗЖ (индикатор загрязненности жидкости) и по стеклянным пластинам, а также “капельной пробы” для определения моющих свойств, содержания механических примесей и контроля возможного перегрева масла. Контроль щелочного числа проводится заявочно из-за дефицитности реактива. Другие проверки по стандартным показателям качества масла проводятся при неоднозначности экспресс - контроля, в предаварийном состоянии ДВС, по указаниям руководства предприятия или по желаниям владельцев техники.

Отрицательные результаты контроля любого показателя масел, свидетельствующие о его браковочном состоянии (попадание воды, дизтоплива, механических примесей, снижение вязкости, и срабатывание присадок) служат основанием для экстренных мер по устранению неисправностей дизеля и восстановлению качества масла.

Применяемые средства: Вискозиметр условной вязкости любого типа (например ВУ-М по ГОСТ 1532-81 и 6258-85, ВЗ-4 по ГОСТ 26378.3-84) или самодельное устройство для экспресс-контроля вязкости, откалиброванное по данным определения вязкости масла по ГОСТ 33-2000; электроплитка с закрытой спиралью; тигель для нагрева масла; секундомер любого типа с ценой деления не более 0,2 с; термометр на 100-300 0С и термометр лабораторный на 0…50 0С с ценой деления не более 0,5 0С; набор ареометров на диапазон измерения 0,850 – 0,910 г/см3; прибор ИЗЖ; ванночки для масла; бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76 для химических лабораторий (в рулонах, листах или фильтры бумажные диаметром 5,5 см); калиброванная медная проволока диаметром 2,5-3 мм; приспособления для забора масла из дизелей на 250 мл, например, шприц с трубкой для ввода ее в отверстие под масломерный щуп и вспомогательные средства.

Контроль желательно проводить в помещении с вытяжным шкафом, с раковиной для холодной и горячей воды.

В большинстве исправных двигателей к моменту регламентной замены масло ещё находится в хорошем состоянии, и заменять его не нужно.

Пригодность масла для дальнейшего использования определяется путем сравнения параметров работавшего масла с предельно допустимыми (браковочными) значениями (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Браковочные показатели работавших масел

 

№ п/п Показатели качества Для дизельных двигателей Для двигателей с искровым зажиганием
1. Изменение вязкости, %: - понижение - повышение (от вязкости свежего масла)     19 (летом); 38 (зимой)
2. Содержание примесей, нерастворимых в бензине, %, не более   3,0   1,0
3. Щелочное число, мг КОН/г, не менее 1,0-3,0 0,5-2,0
4. Снижение температуры вспышки, 0С, не более 20,0 20,0
5. Содержание воды, %, не более 0,3 0,5
6. Содержание топлива, %, не более 0,8 0,8
7. Диспергирующие свойства по методу: - капельной пробы, усл. ед., не менее   0,30-0,35   0,30-0,35

 

Масло становится непригодным для использования, если хотя бы один из перечисленных показателей выходит за допустимые пределы. Оценка данных показателей является достаточной для принятия решения о пригодности или замене работающего масла.

Следует отметить, что использование методики для определения показателей качества моторного масла требует минимальных навыков, а затраты времени на выполнение одного анализа составляют не более 5-7 минут.

 


Отбор проб работавшего моторного масла

 

Отбор проб отработавшего масла из двигателя производят после прогрева двигателя в течение 15-20 минут, не позднее 10 минут после его остановки. Температура охлаждающей жидкости в двигателе должна быть не менее 60 0С.

Отбор проб масла выполняют через трубку масло-щупа с помощью пробоотборника.

В качестве пробоотборника используется гибкая полихлорвиниловая трубка и резиновая груша небольшого размера.

Чтобы отобрать пробу масла, необходимо:

- вынуть щуп уровня масла в поддоне двигателя;

- взять пробоотборник, выровнять трубку;

- вставить на место щупа трубку пробоотборника на глубину, большую на 3-5 см, чем длина щупа;

- слегка нажимая на резиновую грушу пробоотборника, прокачать несколько раз масло в трубке (чтобы очистить трубку от масла предыдущего отбора);

- набрать в трубку около 100 мл масла;

- перелить пробу масла в чистую пробирку с обязательным указанием даты отбора, гаражного и государственного номеров транспортного средства, показаний спидометра;

- протереть ветошью трубку снаружи от масла;

- поставить на место щуп уровня масла двигателя.

Анализы масла следует проводить в помещении при температуре воздуха 15-30 0С на горизонтальной поверхности.

На каждый автомобиль необходимо завести учетную карточку, в которой последовательно записываются результаты всех анализов. Результаты анализа заносятся по датам в соответствующие графы. В отдельной графе выносится решение о дальнейшей работе на данном масле или его замене.

 

Выполняемые работы Технические требования
1. Подготовка к анализу масла. Уточните марку и нормативные значения показателей масла, которое предстоит контролировать. Получите данные об особенностях конструкции ДВС и его системе смазки (тип системы, способы фильтрации масла, типы маслофильтров), а также об условиях и характере работы машины и дизеля, которые влияют на работоспособность масла Главными являются показатели: марка масла, класс качества по ГОСТ или API, нормативное содержание присадок и щелочное число свежего масла, вязкость и температура вспышки, соответствие свежего масла требованиям завода-изготовителя ДВС, сроки смены по его рекомендациям для заданного сорта масла. Оцените общее состояние ДВС, его загрязненность, работу фильтров очистки масла и воздуха, периодичность ТО, изначальную наработку масла и наработку от последнего обслуживания системы смазки.
2. Забор пробы. Пробу масла желательно брать шприцем из нижнего объема картера при работающем дизеле или не позднее нескольких минут после его останова. Если масло берется сливом из нижнего отверстия картера или маслобака, то предварительно слить масло для контроля и удалениях воды и механических примесей. Предохранять систему смазки ДВС и взятую пробу от загрязнения и обводнения. Если в масле выявлена вода, то отбирать пробу только после ее полного слива и некоторого количества масла. Если масло значительно загрязнено, то необходимо предварительно слить масло с последующим отстоем грязи. Забор пробы проводить в чистый прозрачный стакан.
3. Визуальная оценка пробы и контроль механических примесей. Капнуть каплю масла на предметное стекло. Осмотреть пробу и каплю на цвет, прозрачность, вспенивание, консистенцию загрязнений, наличие признаков воды. Растереть 3-5 капель масла между пальцами на проверку маслянистости, вязкости, механических примесей. Поместить в стакан масла сильный магнит и затем оценить на нем концентрацию ферромагнитных частиц. Капнуть теплую каплю масла на тыльную сторону запястья в теплом помещении и рассмотреть за 1-2 мин. вытекание масла из воды по бороздкам кожи. При подозрении на механические примеси оценить их абразивность – способность изнашивать детали, растерев каплю масла между двумя стеклянными пластинами или на ровной поверхности стальной детали. Непрозрачность свежего масла и его необычный цвет, густая грязь, обильная пена, расслоение по высоте не допускаются. Если при растирании капли масла между стеклами слышен скрип - в масле есть механические примеси, опасные для двигателя и масло подлежит выбраковке. Тонкий слой нормального масла – прозрачен. Прибором “ИЗЖ” определить общую загрязненность и потемнение (окисление) масла. Контролировать только холодное масло! Браковочное показание - 3,3 %, допускаемое на короткий период работы – 3%. Перед применением ИЗЖ хорошо размешать охлажденную пробу, опустив датчик в масло, слегка помешайте им масло для проникновения его в оптику. После контроля сполосните оптику в дизтопливе и убедитесь в нулевых показаниях ИЗЖ. Заметное количество и длина тонких струек масла в бороздках кожи запястья свидетельствуют о недопустимой обводненности масла.
4. Подготовка капельной пробы.* Набрать масло на высоту 50 мм чистой проволоки (диаметр 2,5…3 мм), дать стечь первой капле, а 2-ю или 3-ю каплю с высоты 1...2 см нанести на квадрат чистой сухой фильтровальной бумаги размером 40х40 мм. Для ускорения “капельной пробы” (если воду не контролировать) бумагу с каплей помещают на 5…10 мин на подставку рядом с электроплиткой или в другое теплое место. Положить бумагу с каплей на подставку (кольцо, втулку) так, чтобы капля масла растекалась горизонтально и не касалась никаких предметов. Окончательную оценку капельной пробы проводят не ранее чем через 10 мин, но браковочное состояние масла выявляется уже в первые минуты. Для сопоставимости результатов контроля всегда пользуйтесь одной и той же бумагой. При контроле воды «капельную пробу» не нагревают и рассматривают ее в течение 5 мин.
5. Проверка воды в масле: Специальной проверке подлежит суспендированная и механически примешанная – эмульсионная вода. Суспендированная вода оценивается по количеству потрескиваний на единицу объема нагреваемого масла: допустимо до одного явного потрескивания на 1 см3 объема масла. Эмульсионная вода выявляется по помут-нению свежего масла, по вспениванию, образованию пузырей и кипению нагре-ваемого масла уже от 85 0С. Эмульсионная вода не допустима и свидетельствует о неисправности системы охлаждения ДВС. Визуально в темном работавшем масле можно обнаружить только чрезмерное количество воды. Экспресс-проверка воды (если комплексный контроль масла не проводится): Размешать всю пробу и налить 25 мл масла в металлическую ванночку или 50 мл в тигель, поставить на электроплитку и нагревать до заметного дымления масла. Если проба масла была вспененная, то налить масло в 2-3 ванночки с пеной и без нее. Считать число потрескиваний, оценивать обильность пены или пузырей. Для убедительности поджечь пену спичкой. Зарегистрировать результаты. Если масло поменяло консистенцию, цвет и расслаивается в стакане – масло брак из-за запредельной обводненности. Вариант: поджечь промасленный жгут фильтровальной бумаги; вода дает трески. Вода присутствует в маслах в трех состояниях: - растворенная вода - 0,03% при 20 0С и до 0,10% при 100 0С; она в производственных условиях практически не выявляется; - суспендированная вода - микрокапельки воды, заключенные в оболочку солевых и/или органических соединений; для полного контроля нагревать масло до 150...180 0С, при этом происходит интенсивное потрескивание масла; - эмульсионная или механически примешанная вода. Она легко выявляется по цвету свежего или незагрязненного работавшего масла на рассеянном свете, отстаиванием масла (любого), нагреванием масла до 100 0С, когда уже при 80...90 0С начинается вспенивание масла мелкими и крупными пузырями и его бурление. Свежее масло с числом потрескиваний 15 и более на 25 мл или 25-30 тресков на 50 мл масла, а работавшее вспенивающееся масло - браковать. Повторить контроль со 2...3-й донными порциями работавшего масла с пеной и без пены. Проверить состав пены: если она вспыхивает от пламени спички - это признак наличия дизтоплива в масле; если пена гасит пламя спички - это признак воды. Другой экспресс-метод – капнуть каплю масла на нагретую электроплитку. При этом, если воды нет, то масло задымится, а при наличии воды - взорвется. Стандартные способы количественного контроля воды по ГОСТ 2477-65, 7822-75, трудоемки (0,5 -1,5 ч). Контроль реактивом «экспресс-вода» по манометру занимает не менее: примерный – 1 час, а полный - до 50 час.
6. Контроль вязкости масла. Контроль стандартным вискозиметром обезвоженного и очищенного масла проводить согласно руководству на вискозиметр. Контроль вышеописанным устройством: Приготовить устройство, шарики и тарировочный график к работе. Отлить 50 мл профильтрованной пробы в чистый (металлический) стакан и охлаждением или нагревом проточной водой довести температуру масла до температуры при градуировке устройства (с погрешностью не более 0,25 0С). Залить масло в каналы устройства без образования пузырьков, а если они образовались, то дать им время (10-15 с) для всплытия. Окунуть малый шарик в масло левого ка-нала, в момент его отпускания включить секундомер и выключить при остановке шарика. Записать показания секундомера. Аналогично определить время для большого шарика в правом канале и сопоставить его с временем малого шарика. Если получено соотношение времен 1 : 5, то по тарировочным графикам можно определять вязкости и их среднее значение. Иначе – повторить контроль. Каналы устройства и шарики должны быть чистыми. Заливка масла с визуально выявляемыми механическими примесями не допускается. При отклонении температуры воздуха помещения от температуры калибровки устройства температуру пробы задавать несколько выше или ниже температуры воздуха, так чтобы в момент контроля температура масла выровнялась с температурой при калибровке устройства. Заметное количество пузырьков масла в каналах устройства делает контроль не достоверным. Если время падения шариков не подчиняются соотношению 1 : 5, то выявить и устранить причину несовпадения (загрязнения сверлений, пузырьки в масле, ошибки измерения) и повторить контроль. При убежденности в достоверности контроля полученные значения вязкости сравнить с нормативами, которые в общем виде соответствуют нормативной вязкости свежего масла, рекомендованного заводом изготовителем двигателя, с занижением не более 20% и с завышением не более 25-30 %. Стандартный контроль вязкости – по ГОСТ 33-2000, ГОСТ 26378.3-84.
7. Температура вспышки масла в открытом тигле. Она определяется по ГОСТ 4333 – 87, ГОСТ 26378.4 и включает следующие работы: Заранее включить электроплитку для сокращения времени контроля. Налить в чистый стандартный тигель масло на 12 мм ниже верхнего торца тигля, поставить тигель на нагрев, установить в нем термометр его капсулой по центру объема масла. Периодически наблюдать характер нагрева масла, его вспениваемость, потрескивание или кипение, как и при отдельном контроле воды. При полном контроле масла проверки температуры вспышки и наличия воды совмещают. Если содержание воды в масле значительное (масло вспенено или кипит пузырями, которые гасят пламя спички) возможно определение температуры вспышки только после прогрева масла до 180 0С, т.е. до полного обезвоживания, охлаждения к 100-150 0С и с последующим нагревом до конца определения температуры вспышки. По мере нагрева масла к ожидаемой температуре вспышки за 2 с проводить над обрезом тигля от одного края за другой минимальное по размеру пламя спички. После появления неявных вспышек паров масла продолжать прогрев не только до появления явных отдельных вспышек, но и до вспышек пятен или всего зеркала масла. Фиксировать все эти температуры, а после их сопоставления за критерий принять температуру явных вспышек пятен масла. Сопоставить полученные значения температуры и вязкости масла. Если они не согласуются, то выявить причины или повторить забор пробы и все проверки. Отрегулировать электроплитку вспомогательными средствами так, чтобы время нагрева масла с 20 0С до 200 0С составляло 15-20 мин. Пламя спички должно быть высотой и шириной не более 10 мм и оно должно отстоять от зеркала масла на высоте 13-14 мм. Всегда соблюдайте одни и те же приемы оперирования с огнем, регламентированные ГОСТ 4333 – 87, т. к. точное определение температуры вспышки очень затруднительно вследствие появления неявных вспышек при увеличенном пламени спички или близком поднесении его к маслу. Как правило, неопытные лаборанты значительно занижают температуру вспышки, торопливо и чрезмерно воздействуя на масло пламенем зажигательного устройства. Если выявлена вспышка всего зеркала масла – масло перегрето и проверку следует повторить с более низкой температуры. Нижние допускаемые значения температуры вспышки для большинства марок работавших масел, как правило, составляют 170-175 0С. Более низкие значения температуры свидетельствуют о разжижении масла дизтопливом. Примечание: для работавшего масла бензиновых дизелей допустимы более низкие температуры вспышки, т.к. даже незначительное попадание в них бензина значительно снижает эту температуру. Сопоставление температуры вспышки и вязкости масла начинать со свежего масла. Обычно снижение температуры вспышки необводненного и незначительно загрязненного работавшего масла до 180 0С не снижает вязкости масла, а более низким температурам соответствует резкое снижение вязкости.
8. Плотность масла определяют заявочно (для уточнения степени загрязненности или разжижения масла дизтопливом) нефтеден-симетром или взвешиванием 250...500 мл масла на аналитических весах и вычислением по формуле: ρ={G(масло+мензурка)-Gмензурки}:Vмасла в мензурке. Сопоставьте значение плотности с температурой вспышки, вязкостью и загрязнен-ностью масла и проанализируйте все это. Сопоставляя результаты определения содержания воды, механических примесей, температуры вспышки, вязкости, отклонения плотности масла от паспортных значений, качества «капельной пробы», выявляют причину изменения вязкости работавшего масла: разжижение топливом, старение или загрязнение масла. Загрязненное, но работоспособное масло может быть очищено, например простым отстаиванием в чистой емкости в теплом помещении в течение нескольких суток, а далее использовано по назначению.
9. “Капельная проба”. Она качественно и с количественными характеристиками используется более 50 лет. Через 5–10 мин после нанесения капли масла на фильтровальную бумагу изучить полученный отпечаток и по нему сделать заключение о состоянии масла и дизеля. Подробный анализ “капельной пробы” приведен во многих публикациях. При необходимости повторите “капельную пробу” в холодном режиме ее растекания (в воздухе помещения лаборатории) для уточнения содержания воды и ее влияния на качество масла. Для уверенной работы и сертификации лаборатории соберите цветные комплекты свежих (рисунок быстро выцветает), капельных проб для различных типов масел (от свежих до браковочных с постепенным ухудшением показателей масла), полученных на бумаге одного и того же сорта, например, по ГОСТ 12026-66, и одним и тем же инструментом (проволочкой или пипеткой). Комплекты могут отличаться как характером рисунка, так и соотношениями размеров составных частей пятна масла, что особенно присуще высоко щелочным маслам. Сопоставьте результаты анализа “капельной пробы” со всеми проведенными проверками и оцените моющую способность масла, содержание механических примесей, топлива, воды в масле и дайте заключение о сроке его работоспособности или о необходимости замены масла. В связи с многообразием типов масел метод «капельной пробы» теряет свою простоту и классичность, но не теряет значимости и широко используется в мире, в т. ч. в компьютеризированном виде, ведущей фирмой по маслам - «Лубризол». На бумажной хромотограмме измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и изучают такие четыре составные части «капельной пробы»: 1 - ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси; 2 - краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет; 3 – широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями; 4 – самое внешнее светлое кольцо – кольцо чистого масла, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Это кольцо – не частое явление. Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. 4-й элемент «капельной пробы» через несколько часов также исчезает. Если 3-й и 4-й элементы имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено, а стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительной окисленности масла из-за аварийного перегрева ДВС. Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла озн

2018-07-06 575 Обсуждений (0)
При проведении практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: При проведении практических занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)