Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 79. Неопозитивизм



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Вопрос 79. Неопозитивизм 0.00 из 5.00 0 оценок




Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в.
и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась
только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна
исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой
оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств
(как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).
2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);
• махизм;
• неопозитивизм;
• постпозитивизм.
Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия
позитивизма Огюста Конта".
3. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями
считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе
философии должен лежать
критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название —
эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все
предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса
ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное
исследование человеческих ощущений.
А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия
должна стать:
• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;
• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные
научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по
себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с
самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.
4. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой половине и середине
XX в. направлением философии был неопозитивизм.
Основными представителями неопозитивизма были:
• философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р.Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);
• Б. Рассел (1872 - 1970);
• Л. Витгенштейн(1889 - 1951).
Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим
анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через
которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей
внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим
неопозитивизм сближается с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех
положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл,
представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть
опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) —
верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не
имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из
философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки)
является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного
научного решения) проблем.
5. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина —
конец XX в.).
Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов
(языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма— исследование не структуры (подобно
неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

• как возникает новая теория?
• как она добивается признания?
• каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и
конкурирующих?
• возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемампознания.
По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости междуистинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта),как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также необязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы изфилософии.
Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука
развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая
тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при
обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить
правдоподобность научных теорий);
• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить
родственность, соизмеримость научных теорий);
• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями
антагонистических теорий.

Вопрос 80. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм
— направление идеалистической философии, которое имеет своей
главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а
выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их
конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс.
Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие
современного прагматизма внес Джон Дьюи(1859 — 1952).
Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии,
педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого
распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и
ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи
лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы
традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на
важнейшие философские проблемы.
2.
По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих
исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего
бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие
опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное,
так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный),
религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, —
имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта
двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в
основу философии американского прагматизма.
6. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское
новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы
знания:
• "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией ипрактикой (опытом);
• "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособныподняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двухтипов познания:
• непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает
поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и
неустойчив;
• созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи"
устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — "эпистиме"

Вопрос 77. Психоанализ
1. Психоанализ
— направление в современной философии, объясняющее роль
бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных
Фрейдом:
• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому
человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует
сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций,
отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как
способа психологической зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в
бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных
действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализацияскрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальнойдействительности.
2. Фрейдом выделяются две схемы психики:
топографическая;
• динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой
прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека.
Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и
желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в
сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть
"ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев -
Оно, Я, Сверх-Я.
"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя
цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в
скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и
лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но
лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В
некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать
вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" нормы и запреты - часто подчиняет"Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает
мощное давление с трех сторон:
• бессознательного - "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов - "Сверх-Я";
и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
3.
Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляютпсихикой человека, являются:
• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути кудовольствию;
• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные
желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не
прошедшие "цензуру"желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие
"разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.
4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд
выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая
господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическуюсистему".
Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит
"либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое
выражение:
• в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в.несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются
социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может бытьреализован трояко:
• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так инесексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его
сексуального инстинкта.
Данная теория вызвала протест в Европе.
5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где поновому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека,
созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности,
разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.
Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Вопрос 82. Бытие
1.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,
называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии.
Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.
Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь
заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия
расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику,
иные философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия
можно выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир)
есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в
самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально
существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием
субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не
нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обладающих
протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы,
окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в
виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного
(внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и
духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь,
существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое
реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) —
кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие
совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное
отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в
наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия:
еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества,
государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они
находятся в небытии.

Вопрос 83. Материя (материальное бытие)
1.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а
все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по
утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как
порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального
(абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности
не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление,
"галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и
полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился
материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основабытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество – проявленияматерии и производны от нее.
2. Элементами структура материи являются:
• неживая природа;
• живая природа;
• социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы
материи, меньшие, чем атом);
• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);
• ядерный (ядро атома);
• атомарный (атомы);
• молекулярный (молекулы);
• уровень единичных вещей;
• уровень макротел;
• уровень планет;
• уровень систем планет;
• уровень галактик;
• уровень систем галактик;
• уровень метагалактик;
• уровень Вселенной, мира в целом.
К уровням живой природы относятся:
• доклеточный (ДНК, РНК, белки);
• клеточный (клетка);
• уровень многоклеточных организмов;
• уровень видов;
• уровень популяций;
• биоценозы;
• уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся:
• отдельный индивид;
• семья;
• группа;
• коллективы разных уровней;
• социальные группы (классы, страты);
• этносы;
• нации;
• расы;
• отдельные общества;
• государства;
• союзы государств;
• человечество в целом.
3. Характерными чертами материи являются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Вопрос 79. Неопозитивизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 79. Неопозитивизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)