Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философское мировоззрение



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Философское мировоззрение 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристики философского мировоззрения:

· рациональность,

· системность,

· логичность,

· теоретическая оформленность.

Философия формировалась как попытка рационального объяснения мира.

Отличительные черты философского мировоззрения:

· Основано на знании, а не на вере или вымысле;

· Рефлексивно, то есть содержит в себе размышления над собствен-ными представлениями о мире и о месте в нем человека;

· Логично имеет внутреннее единство и систему;

· Опирается на четкие понятия и категории;

· Присущи свободомыслие и критичность;

· Наличие системы доказательств;

· Проблемное восприятие мира;

· Объяснение мира посредством системы абстрактных понятий.

Базовые философские методы

Методология – система принципов, обобщенных способов (мето-дов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе.

Основные методы философии:

 

 

2. Типы и характеристики философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, пантеизм, рационализм, плюрализм /Стр.242-Таб.4/.

эпоха Тип мировоззрения значение
Античность космоцентризм Стремление найти единую первооснову
Средневековье теоцентризм Бог – источник жизни и блага
Возрождение пантеизм антропоцентризм Бог во всем Человек – высшая ценность
Новое время механицизм антропоцентризм Мир устроен по законам механики
Современность плюрализм Свободомыслие, множество точек зрения

3. Структура философского знания: онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика, история философии /Стр.5-6; стр.241-Таб.3/.

Разделы философии

Название раздела значение
аксиология учение о ценностях
гносеология, эпистемология Учение о познании
онтология Учение о бытии
антропология Учение о человеке
праксиология Учение о практике, о деятельности
этика Учение о морали
эстетика Учение о прекрасном

Гностицизмили гносеологический оптимизм – мир познаваем.

Агностицизм– истинное знание о мире человеку недоступно.

Специфика философского знания

· двойственность – много общего с научным знанием, но не науч-ное знание в чистом виде;

· теоретическое мировоззрение, так как обобщает накопленные знания;

· предмет философии шире, чем предмет отдельных наук, она ин-тегрирует, но не поглощает их;

· имеет сложную структуру;

· может быть субъективной, так как несет на себе отпечаток лично-сти и мировоззрения отдельных философов;

· динамична, постоянно развивается и обновляется;

· испытывает на себе влияние времени.

Разделы философии

Онтология – исследует наиболее общие и фундаментальные про-блемы бытия. Онтология – учение о бытии.

Греческий

ὄνηορ — сущее, то, что существует

λόγορ — учение, наука

Основные понятия:

· бытие;

· материя;

· сущность;

· сущее.

Родоначальник проблемы бытия в философии – древнегреческий философ Парменид (ок. 540 – 480гг.до.н.э.)

Гносеология – (греч. gnosis – знание, logos – учение) – теория по-знания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятель-ности. Гносеология – учение о познании.

Греческий

γνῶζιρ — знание

λόγορ — учение, наука

Основные понятия:

· познание;

· сознание;

· субъект и объект познания;

· истина.

Социальная философия – изучает наиболее общие проблемы функ-ционирования и развития общества.

Философская антропология – исследует наиболее общие и сущест-венные проблемы человека.

Основные понятия:

сущность человека;

смысл жизни;

свобода;

ответственность.

Праксиология – учение о деятельности. Изучает структуру, цели человеческой деятельности, соотношение цели и средств.

Греческий

ππάξιρ — деятельность

λογία — наука, учение

Основные понятия:

· практика;

· деятельность;

· цель;

· средства.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Греческий

αξια — ценность

λόγορ — «учение, наука»

Основные понятия:

· ценность;

· этика (добро – зло);

· эстетика (прекрасное безобразное);

· свобода – ответственность.

История философии – хороший способ изучения философии. Изу-чает развитие, изменение философских проблем, подходов к их реше-нию.

Философия культуры – проблематизирует различные аспекты ма-териальной и духовной культуры.

Греческий и латинский

Cultura – возделывание земли, затем – воспитание.

Основные понятия:

· творчество;

· массовая культура;

· высокая культура;

· материальное – духовное.

Философия техники – изучает воздействие техники на природу че-ловека, общество, различные аспекты культуры, рассматриваются про-блемы инженерного творчества, требования современности к инженер-ному образованию.

Греческий и латинский

Techne – искусство создания вещей.

Основные понятия:

· техническая система;

· технология;

· знание;

· творчество;

· патент;

· производство.

Методология – анализ оснований научного и философского знания, формирующий требования к способам познавательной деятельности.

Греческий

Μέθοδορ – путь

Основные понятия:

· общенаучные методы;

· частнонаучные методы;

· философские методы;

· теоретический уровень исследования;

· эмпирический уровень исследования;

· формы научного знания.

Философия истории – изучает наиболее общие принципы развития истории.

Греческий

Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном

Основные понятия:

· движущие силы;

· смысл истории;

· личность и массы;

· единица исторического развития;

· этапы исторического процесса.

 

4. Функции философии /Стр.7-8; стр.241-Таб.2/.

Функции философии. Выделяют различные функции философии

в зависимости от области применения, раздела философского знания и

т.д. Некоторые из них:

 

Мировоззренческая функция – способствует формированию

представлений об устройстве мира и месте в нем человека, обосновыва-

ет ценности и цели человеческой жизни.

Методологическая функция – философия вырабатывает основные

методы познания окружающей действительности.

Познавательная функция – осуществляет процесс познания.

Критическая функция – подвергать сомнению всѐ накопленное

знание.

Социальная функция – объяснение происхождения и развития

общества, нахождение путей его совершенствования.

Прогностическая функция – возможность делать выводы для бу-

дущего.

5. Этапы развития, характеристики и направления западной философии /Стр.17; стр.45-/.

История западной философии

Античная философия

Античная философия существовала с 6в. до н.э. до 6 в. н.э. Ее

творцами были древние греки и римляне.

Отличается от древних восточных философских систем и является,

первой в истории попыткой рационального постижения окружающего

мира.

Философское знание Древней Греции сложилось в результате

синтеза:

 традиций востока;

 

 собственной мифологии;

 искусства;

 начала наук.

Тип мировоззрения – космоцентризм.

Космоцентризм – стремление найти единую космическую перво-

основу, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с

человеком.

Тип философствования, присущий античной философии созерца-

тельный.

Философия древних мыслителей, представляла собой единую, уни-

версальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи:

естественнонаучные, социально – политические, гуманитарные и др. На

этом этапе философия была "наукой наук".

Античная философия возникла как стихийно – диалектическая на-

турфилософия, где получили развитие следующие идеи:

 идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений ми-

ра;

 идея бесконечного мирового развития.

Подходы к периодизации Античной философии:

Первый подход включал три периода:

1. Досократический VI – V вв.до н.э.

2. Классический сер.V – IV вв. до н.э.

3. Эллинистический к.IVв.до н.э. – VI в.н.э.

Второй подход это периодизация Г. Челпанова (1862 – 1936) по

критерию объектов и задач философии.

1. Первый период (6 – 5 вв. до н.э.) досократовский, натур-

философский или космологический. Характеризуется интересом к

проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид,

Зенон, Эмпедокл, Демокрит.

2. Второй период (5 в. До н.э.) антропологический. Главный

предмет исследования человек, определение его сущности. Представи-

тели Сократ, Протагор.

3. Третий период (5 – 4 вв. до н.э.) систематический. Фор-

мулируются основные философские проблемы, разрабатывается катего-

риальная диалектика. Представители: Платон, Аристотель

4. Четвертый период (3 в. до н.э. – 1 в. Н.э.) этический. Фи-

лософия понимается как нравственное учение, разрабатывающая нормы

и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон,

 

5. Пятый период (1 – 6 вв. н.э.) религиозный. В качестве

главного объекта философии выделяет познание божественного. Пред-

ставители: Плотин, Сенека, Марк Аврелий.

Основные школы Античной философии

Философские школы досократического периода.

Основная проблема – поиск первоначала и обоснование космоцен-

тризма.

 

6. Этапы развития, характеристики и направления восточной философии /Стр.24-28/.

Восточная философия

Характерные черты восточной философии:

 самобытность.

 традиционность.

 высокий статус философии в обществе.

 отношение к философии как образу жизни.

Китайская философия

Периодизация китайской философии:

 Классический период (VII – III вв. до н.э.)

 Постклассический период (IIIв.до н.э. – XIXв.н.э.)

Характерные черты китайской философии:

 особая значимость придается истории, книжной учености, соци-

альной активности индивида;

 

 ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчелове-

ческих отношениях;

 сосредоточена на социально – этической и политической пробле-

матике, это преимущественно практическая философия.

Важнейшие источники философского знания:

«Книга перемен» («И цзин») 8 – 4 в до н.э.

«Беседы и изречения» («Лунь Юй») – высказывания Конфуция.

«Мэн – цзы» книга конфуцианца Мэн – цзы, 4 – 3 в до н.э.

«Книга о пути и добродетели» («Дао Дэ цзин») автором которой

считается основатель даосизма Лао – цзы, 6 – 5 век до н.э.

Философское мировоззрение древнего Китая:

 способы приближения к благу, заданы исторической традицией;

 путь правителей;

 семейно – родовой путь предков.

Китайская философская традиция берет свое начало из мифологи-

ческих представлений о происхождении мира. Важные для философии

идеи:

Тянь – небо

(схема Вера)

Мир – результат непрерывного взаимодействия ян и инь

 

Знак великого предела, называемый так же монада, рыбки, заро-

дыши.

Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного

(инь) и светлого (Ян) начала. Ян и Инь дают начало 5 первоосновам:

вода, огонь, дерево, металл земля

Ян – активное, светлое, мужское;

Инь – пассивное, темное, женское;

Сделан акцент на гармонии государства земного и Неба.

Философские школы Китая

Конфуцианство (V в. до н.э.)

Даосизм (II в. до н.э.)

Моизм (V – IV вв. до н.э.)

 

Легизм (IV – III вв. до н.э.)

Конфуций – кит. Кон Фу – цзы 552 – 479г до н.э. – основатель

 

7. Основные направления и характеристики русской философии: западники и славянофилы, космизм, религиозная философия, марксизм, народничество /Стр.34-38/.

Русская философия

Специфика русской философии

 

Религиозность – многие философы рассматривали человека, обще-

ство, государство, Вселенную как через отношение к Богу.

Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят

красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами.

Практичность – русская философия редко уходила в создание тео-

ретических, абстрактных конструкций. Часто модели, создаваемые рус-

скими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам по-

вседневной жизни человека.

Доступность – многие русские философы при изложении своих

идей обходились без специфических философских терминов. Кроме то-

го, часть философского наследия представлена в литературной форме

(например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды

В.С.Соловьева).

Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстети-

ка и история философии — велись исследования в России.

Специфические проблемы русской философии

Пути развития России – на что должно ориентироваться наше го-

сударство в перспективе – на собственные традиции или на европей-

ские.

Проблемы власти – размышления по поводу специфического от-

ношения народа к монарху, сформулированное в выражении «Царь –

батюшка», место которого затем занимают представители Советской

власти.

Проблемы социальной справедливости – рассматривается воз-

можность равномерного распределения экономических и социальных

благ.

Проблема человека – размышление над традиционной для фило-

софии темой – роль и место человека в мире.

Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто

добро, справедливость – несправедливость представлены в своем диа-

 

лектическом единстве. Человек показан как вечно сомневающийся, раз-

мышляющий нал тем, какую сторону принять. Эта мысль ярко выраже-

на Ф.М.Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь Бог с Дья-

волом борются, а поле битвы – сердца людей».

Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса

не столько в индивидуальном плане (технология творчества конкретно-

го человека), сколько в онтологическом (начало и статус творческой

свободы в мире).

Важным аспектом для русской философии является соотношение:

веры и разума;

Этапы русской философии:

1. 10 – 17 вв. – зарождение русской философии.

2. Славянофильство и западничество

3. Народничество

4. Религиозная философия

5. Русский марксизм

6. Философская в советской и постсоветской России.

ФИЛОФЕЙ – русский писатель XVI в., монах псковского Елиза-

рова монастыря. Развивал теорию —«Москва третий Рим». Возникла

доктрина Филофея «Москва – третий Рим». «МОСКВА — ТРЕТИЙ

РИМ», политическая теория 15 – 16 вв., утверждавшая историческое

значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного по-

литического и церковного центра. Филофей возводит династию русских

князей к византийским истокам, указывая, таким образом, преемствен-

ность государства Российского и его роль в мировой истории. Россия

становится объектом Провидения и ее судьба неотъемлемо связана с

Христианской церковью. В этом плане жизнь Христианского мира

должна быть сосредоточена вокруг России, т.к. два Рима разрушены

(Римская империя и Византийская империя), а Россия существует. Ак-

центировал внимание на божественном происхождении княжеской вла-

сти, в свзи с чем подданные должны безоговорочно подчиняться госу-

дарю. Эта теория сформулирована в письмах Филофея великому князю

московскому Василию III.

В наше время сохранилась металлическая доска – било, в которую

бьют для подачи различных сигналов в монастыре. На этой доске в

Спасо – Елеазаровском монастыре в Пскове выбиты слова Старца

Филофея: "Москва – Третий Рим.

 

Некоторые представители русской философии:

Философы XVIII в.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 – 94) – украинский фи-

лософ, поэт, музыкант, педагог.

С 70 – х гг. вел жизнь странствующего нищего – философа;

сочинения распространялись в рукописях;

продолжал традиции демократической украинской культуры;

Библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и

стоицизма;

смысл человеческого существования — подвиг самопознания.

НОВИКОВ Николай Иванович (1744 – 1818) – русский просве-

титель, писатель.

Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных

магазинов в 16 городах.

Издавал книги по всем отраслям знаний.

По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбург-

скую крепость (1792 – 1796).

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 – 1802) – русский

мыслитель, писатель.

В главном произведении Радищева — «Путешествие из Петербур-

га в Москву» (1790) — широкий круг идей русского Просвещения.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский

ученый – естествоиспытатель.

 Так же увлекался историей, искусством, развивал отечественное

образование, науку и экономику.

 Привнес существенный вклад в развитие Российской академии

наук, создает первый в Росс университет (сейчас – Московский госу-

дарственный университет имени М.В.Ломоносова).

Философия XIX в.

 Философия приобретает все больее выраженный общественный

акцент.

 Споры о судьбе Росси оформляются в два направления: западники

и славянофилы.

 Развиваются материалистические взгляды.

 Распространяется народническая идеология.

 Зарождается русская религиозно – философская мысль.

Западники и славянофилы 1840 — 50 – е гг. в философском от-

ношении эту проблему поставил Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856)

в работе «Философические письма». Здесь высказывает идею о том, что

Россия в духовном плане отстает от других государств, что препятству-

 

ет выполнению ее предназначения. За эти идеи был признан сумасшед-

шим, после чего пишет работу «Апология сумасшедшего». Здесь ут-

верждает, что Россия еще только ожидает своего появления в мировой

истории, где ей принадлежит особая роль.

ЗАПАДНИКИ

Считали историю России частью общемирового исторического

процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути.

Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) – историк, об-

щественный деятель.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) – русский мыс-

литель, историк, правовед и общественный деятель, первоначально за-

нимал либеральные позиции, позднее сблизился со славянофилами.

СЛАВЯНОФИЛЫ

Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевро-

пейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобыт-

ность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине,

православии как единственно истинном христианстве;

выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за сво-

боду печати и т. п.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 – 60) – русский религиоз-

ный философ, писатель, поэт член – корреспондент Петербургской АН.

Ориентировался на восточную патристику (учение о «соборности» и

др.) в сочетании с элементами философского романтизма.

САМАРИН Юрий Федорович (1819 – 76) – российский философ,

историк. Автор либерально – дворянского проекта отмены крепостного

права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859 – 60

член редакционной комиссии.

НАРОДНИЧЕСТВО вторая пол. XIX — начало XX в.

 Разновидность утопического социализма, 1860 – х — начала 1880

– х годов;

 либеральное направление 1880 – 1890 – е г.

 развиваются материалистические взгляды.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 – 1870) – российский рево-

люционер, писатель, философ, основоположник теории «русского со-

циализма»

В России возможен переход к социализму, минуя капитализм, бла-

годаря сельской общине с ее коллективным землевладением, традиция-

ми самоуправления. Высоко оценивал нравственный облик русских

крестьян, особенно их коллективизм, в сравнении с индивидуализмом

европейцев.

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 – 89) – русский

писатель, публицист.

один из идеологов революционного движения в России. Развивал

идеи Герцена А.И.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814 — 1876 Берн, Швей-

цария) – российский революционер, публицист, один из основополож-

ников анархизма, идеолог народничества.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842 – 1921) – князь, россий-

ский деятель революционного движения, теоретик анархизма, географ и

геолог.

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 – 1900) – российский философ,

социолог и публицист, один из идеологов революционного народниче-

ства.

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский фило-

соф, богослов, поэт, почетный академик Императорской академии наук.

Основные произведения:

«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»

«Учение о Богочеловечестве»

Сущность философии всеединства:

Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному

знанию» – единству, проявляющемуся в мистическом, рациональном,

эмпирическом знании.

Проявления всеединства:

Онтологический аспект – единство Творца и творения.

Гносеологический аспект – «цельное знание» – единство научно-

го, философского и мистического знания.

Аксиологический аспект – единство Истины, добра и красоты,

соответствующих Трем Ипостасям.

Другие представители всеединства:

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863 – 1920) – князь, рус-

ский философ, правовед, публицист.

ФРАНК Семен Людвигович (1877 – 1950) – философ и психолог.

В своей философии стремился синтезировать религиозную веру и ра-

циональную мысль.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 – 1944) – философ, тео-

лог, позже становится священником. Влияние В.С.Соловьева можно на-

блюдать в работах «Философия хозяйства», «Свет невечерний».

XIX – XX вв.

8. Школы античной философии: милетская, пифагорейская, элейская, скептицизм, стоицизм, атомистическая, киники /Стр.47-51/.

Античная философия

Античная философия существовала с 6в. до н.э. до 6 в. н.э. Ее творцами были древние греки и римляне. Отличается от древних восточных философских систем и является,

первой в истории попыткой рационального постижения окружающего

мира.

Философское знание Древней Греции сложилось в результате

синтеза:

 традиций востока;

 собственной мифологии;

 искусства;

 начала наук.

Тип мировоззрения – космоцентризм.

Космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком.

 

Тип философствования, присущий античной философии созерцательный.

Философия древних мыслителей, представляла собой единую, универсальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи:

естественнонаучные,

социально – политические,

гуманитарные и др.

На этом этапе философия была "наукой наук".

Античная философия возникла как стихийно – диалектическая натурфилософия, где получили развитие следующие идеи:

 идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений мира;

 идея бесконечного мирового развития.

 

Подходы к периодизации Античной философии:

Первый подход включал три периода:

1. Досократический VI – V вв.до н.э.

2. Классический сер.V – IV вв. до н.э.

3. Эллинистический к.IVв.до н.э. – VI в.н.э.

Второй подход это периодизация Г. Челпанова (1862 – 1936) по

критерию объектов и задач философии.

1. Первый период (6 – 5 вв. до н.э.) досократовский, натур-

философский или космологический. Характеризуется интересом к

проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид,

Зенон, Эмпедокл, Демокрит.

2. Второй период (5 в. До н.э.) антропологический. Главный

предмет исследования человек, определение его сущности. Представи-

тели Сократ, Протагор.

3. Третий период (5 – 4 вв. до н.э.) систематический. Формулируются основные философские проблемы, разрабатывается категориальная диалектика. Представители: Платон, Аристотель

4. Четвертый период (3 в. до н.э. – 1 в. Н.э.) этический. Фи-

лософия понимается как нравственное учение, разрабатывающая нормы

и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон,

5. Пятый период (1 – 6 вв. н.э.) религиозный. В качестве

главного объекта философии выделяет познание божественного. Пред-

ставители: Плотин, Сенека, Марк Аврелий.

Основные школы Античной философии

Философские школы досократического периода.

Основная проблема – поиск первоначала и обоснование космоцентризма

Милетская школа VII – VI вв.до н.э.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея: поиск первоначала.

 Фалес – вода

 Анаксимандр – апейрон

 Анаксимен – воздух

Ионийская школа (VI – Vвв.до н.э.)

Представитель: Гераклит Эфесский

Основная идея: – поиск первоначала, идея движения. В качестве

первоосновы предлагался огонь. Ему принадлежат следующие высказывания:

«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит».

«Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон

(δικη) и что все возникает через вражду и взаимообразно».

Пифагорейская школа (VI – Vвв.до.н.э.)

Представитель: Пифагор и его ученики.

Основная идея: – поиск первоначала, число как начало мира, ма-

тематика – ключ ко всем загадкам вселенной.

Элейская школа (VI – Vвв.до н.э.)

Представители: Перменид, Зенон, Эмпедокл (484 – 481 – 424 – 421

гг.), Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.).

Основная идея: – поиск первоначала, проблемы бытия и движе-

ния. Парменид рассматривал проблема бытия. Зенон рассматривал про-

блемы движения.

Апории Зенона:

 Ахиллес и черепаха;

 Стрела;

 Дихотомия,

 Стадион

Основные идеи Эмпедокла: последовательное присутствие в мире

любви и ненависти

 Любовь – в мире воцаряется единство

 Вражда – появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов

Мир, в котором мы живѐм, относится, по Эмпедоклу, к одной из промежуточных стадий.

Основные идеи Анаксагора:

 Источник многообразия вещей – семя (spermata)

 Семена форм, цветов, вкусов бесконечно разнообразны

 Ум упорядочивает многообразие семян

Атомистическая школа (VI – V вв.до н.э.)

Представители: Демокрит, Левкипп.

Основная идея: атомы – мельчайшие частицы, из которых состоит материя.

«Великий мирострой» Демокрита

1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);

2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;

3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями.

Софисты (Vв.до н.э.). «Софист» – «мудрый».

Представители: Горгий, Протагор, Гиппий и другие.

Основные идеи:

 Человек – есть мера всех вещей, в том, что они существуют и в том, что они не существуют

 каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Философское мировоззрение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философское мировоззрение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)