Философское мировоззрение
Характеристики философского мировоззрения: · рациональность, · системность, · логичность, · теоретическая оформленность. Философия формировалась как попытка рационального объяснения мира. Отличительные черты философского мировоззрения: · Основано на знании, а не на вере или вымысле; · Рефлексивно, то есть содержит в себе размышления над собствен-ными представлениями о мире и о месте в нем человека; · Логично имеет внутреннее единство и систему; · Опирается на четкие понятия и категории; · Присущи свободомыслие и критичность; · Наличие системы доказательств; · Проблемное восприятие мира; · Объяснение мира посредством системы абстрактных понятий. Базовые философские методы Методология – система принципов, обобщенных способов (мето-дов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе. Основные методы философии:
2. Типы и характеристики философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, пантеизм, рационализм, плюрализм /Стр.242-Таб.4/.
3. Структура философского знания: онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика, история философии /Стр.5-6; стр.241-Таб.3/. Разделы философии
Гностицизмили гносеологический оптимизм – мир познаваем. Агностицизм– истинное знание о мире человеку недоступно. Специфика философского знания · двойственность – много общего с научным знанием, но не науч-ное знание в чистом виде; · теоретическое мировоззрение, так как обобщает накопленные знания; · предмет философии шире, чем предмет отдельных наук, она ин-тегрирует, но не поглощает их; · имеет сложную структуру; · может быть субъективной, так как несет на себе отпечаток лично-сти и мировоззрения отдельных философов; · динамична, постоянно развивается и обновляется; · испытывает на себе влияние времени. Разделы философии Онтология – исследует наиболее общие и фундаментальные про-блемы бытия. Онтология – учение о бытии. Греческий ὄνηορ — сущее, то, что существует λόγορ — учение, наука Основные понятия: · бытие; · материя; · сущность; · сущее. Родоначальник проблемы бытия в философии – древнегреческий философ Парменид (ок. 540 – 480гг.до.н.э.) Гносеология – (греч. gnosis – знание, logos – учение) – теория по-знания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятель-ности. Гносеология – учение о познании. Греческий γνῶζιρ — знание λόγορ — учение, наука Основные понятия: · познание; · сознание; · субъект и объект познания; · истина. Социальная философия – изучает наиболее общие проблемы функ-ционирования и развития общества. Философская антропология – исследует наиболее общие и сущест-венные проблемы человека. Основные понятия: сущность человека; смысл жизни; свобода; ответственность. Праксиология – учение о деятельности. Изучает структуру, цели человеческой деятельности, соотношение цели и средств. Греческий ππάξιρ — деятельность λογία — наука, учение Основные понятия: · практика; · деятельность; · цель; · средства. Аксиология – философское учение о ценностях. Греческий αξια — ценность λόγορ — «учение, наука» Основные понятия: · ценность; · этика (добро – зло); · эстетика (прекрасное безобразное); · свобода – ответственность. История философии – хороший способ изучения философии. Изу-чает развитие, изменение философских проблем, подходов к их реше-нию. Философия культуры – проблематизирует различные аспекты ма-териальной и духовной культуры. Греческий и латинский Cultura – возделывание земли, затем – воспитание. Основные понятия: · творчество; · массовая культура; · высокая культура; · материальное – духовное. Философия техники – изучает воздействие техники на природу че-ловека, общество, различные аспекты культуры, рассматриваются про-блемы инженерного творчества, требования современности к инженер-ному образованию. Греческий и латинский Techne – искусство создания вещей. Основные понятия: · техническая система; · технология; · знание; · творчество; · патент; · производство. Методология – анализ оснований научного и философского знания, формирующий требования к способам познавательной деятельности. Греческий Μέθοδορ – путь Основные понятия: · общенаучные методы; · частнонаучные методы; · философские методы; · теоретический уровень исследования; · эмпирический уровень исследования; · формы научного знания. Философия истории – изучает наиболее общие принципы развития истории. Греческий Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном Основные понятия: · движущие силы; · смысл истории; · личность и массы; · единица исторического развития; · этапы исторического процесса.
4. Функции философии /Стр.7-8; стр.241-Таб.2/.
Функции философии. Выделяют различные функции философии в зависимости от области применения, раздела философского знания и т.д. Некоторые из них:
Мировоззренческая функция – способствует формированию представлений об устройстве мира и месте в нем человека, обосновыва- ет ценности и цели человеческой жизни. Методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Познавательная функция – осуществляет процесс познания. Критическая функция – подвергать сомнению всѐ накопленное знание. Социальная функция – объяснение происхождения и развития общества, нахождение путей его совершенствования. Прогностическая функция – возможность делать выводы для бу- дущего. 5. Этапы развития, характеристики и направления западной философии /Стр.17; стр.45-/. История западной философии Античная философия Античная философия существовала с 6в. до н.э. до 6 в. н.э. Ее творцами были древние греки и римляне. Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза: традиций востока;
собственной мифологии; искусства; начала наук. Тип мировоззрения – космоцентризм. Космоцентризм – стремление найти единую космическую перво- основу, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком. Тип философствования, присущий античной философии созерца- тельный. Философия древних мыслителей, представляла собой единую, уни- версальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально – политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук". Античная философия возникла как стихийно – диалектическая на- турфилософия, где получили развитие следующие идеи: идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений ми- ра; идея бесконечного мирового развития. Подходы к периодизации Античной философии: Первый подход включал три периода: 1. Досократический VI – V вв.до н.э. 2. Классический сер.V – IV вв. до н.э. 3. Эллинистический к.IVв.до н.э. – VI в.н.э. Второй подход это периодизация Г. Челпанова (1862 – 1936) по критерию объектов и задач философии. 1. Первый период (6 – 5 вв. до н.э.) досократовский, натур- философский или космологический. Характеризуется интересом к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Демокрит. 2. Второй период (5 в. До н.э.) антропологический. Главный предмет исследования человек, определение его сущности. Представи- тели Сократ, Протагор. 3. Третий период (5 – 4 вв. до н.э.) систематический. Фор- мулируются основные философские проблемы, разрабатывается катего- риальная диалектика. Представители: Платон, Аристотель 4. Четвертый период (3 в. до н.э. – 1 в. Н.э.) этический. Фи- лософия понимается как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон,
5. Пятый период (1 – 6 вв. н.э.) религиозный. В качестве главного объекта философии выделяет познание божественного. Пред- ставители: Плотин, Сенека, Марк Аврелий. Основные школы Античной философии Философские школы досократического периода. Основная проблема – поиск первоначала и обоснование космоцен- тризма.
6. Этапы развития, характеристики и направления восточной философии /Стр.24-28/. Восточная философия Характерные черты восточной философии: самобытность. традиционность. высокий статус философии в обществе. отношение к философии как образу жизни. Китайская философия Периодизация китайской философии: Классический период (VII – III вв. до н.э.) Постклассический период (IIIв.до н.э. – XIXв.н.э.) Характерные черты китайской философии: особая значимость придается истории, книжной учености, соци- альной активности индивида;
ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчелове- ческих отношениях; сосредоточена на социально – этической и политической пробле- матике, это преимущественно практическая философия. Важнейшие источники философского знания: «Книга перемен» («И цзин») 8 – 4 в до н.э. «Беседы и изречения» («Лунь Юй») – высказывания Конфуция. «Мэн – цзы» книга конфуцианца Мэн – цзы, 4 – 3 в до н.э. «Книга о пути и добродетели» («Дао Дэ цзин») автором которой считается основатель даосизма Лао – цзы, 6 – 5 век до н.э. Философское мировоззрение древнего Китая: способы приближения к благу, заданы исторической традицией; путь правителей; семейно – родовой путь предков. Китайская философская традиция берет свое начало из мифологи- ческих представлений о происхождении мира. Важные для философии идеи: Тянь – небо (схема Вера) Мир – результат непрерывного взаимодействия ян и инь
Знак великого предела, называемый так же монада, рыбки, заро- дыши. Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного (инь) и светлого (Ян) начала. Ян и Инь дают начало 5 первоосновам: вода, огонь, дерево, металл земля Ян – активное, светлое, мужское; Инь – пассивное, темное, женское; Сделан акцент на гармонии государства земного и Неба. Философские школы Китая Конфуцианство (V в. до н.э.) Даосизм (II в. до н.э.) Моизм (V – IV вв. до н.э.)
Легизм (IV – III вв. до н.э.) Конфуций – кит. Кон Фу – цзы 552 – 479г до н.э. – основатель
7. Основные направления и характеристики русской философии: западники и славянофилы, космизм, религиозная философия, марксизм, народничество /Стр.34-38/. Русская философия Специфика русской философии
Религиозность – многие философы рассматривали человека, обще- ство, государство, Вселенную как через отношение к Богу. Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами. Практичность – русская философия редко уходила в создание тео- ретических, абстрактных конструкций. Часто модели, создаваемые рус- скими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам по- вседневной жизни человека. Доступность – многие русские философы при изложении своих идей обходились без специфических философских терминов. Кроме то- го, часть философского наследия представлена в литературной форме (например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды В.С.Соловьева). Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстети- ка и история философии — велись исследования в России. Специфические проблемы русской философии Пути развития России – на что должно ориентироваться наше го- сударство в перспективе – на собственные традиции или на европей- ские. Проблемы власти – размышления по поводу специфического от- ношения народа к монарху, сформулированное в выражении «Царь – батюшка», место которого затем занимают представители Советской власти. Проблемы социальной справедливости – рассматривается воз- можность равномерного распределения экономических и социальных благ. Проблема человека – размышление над традиционной для фило- софии темой – роль и место человека в мире. Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто добро, справедливость – несправедливость представлены в своем диа-
лектическом единстве. Человек показан как вечно сомневающийся, раз- мышляющий нал тем, какую сторону принять. Эта мысль ярко выраже- на Ф.М.Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь Бог с Дья- волом борются, а поле битвы – сердца людей». Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса не столько в индивидуальном плане (технология творчества конкретно- го человека), сколько в онтологическом (начало и статус творческой свободы в мире). Важным аспектом для русской философии является соотношение: веры и разума; Этапы русской философии: 1. 10 – 17 вв. – зарождение русской философии. 2. Славянофильство и западничество 3. Народничество 4. Религиозная философия 5. Русский марксизм 6. Философская в советской и постсоветской России. ФИЛОФЕЙ – русский писатель XVI в., монах псковского Елиза- рова монастыря. Развивал теорию —«Москва третий Рим». Возникла доктрина Филофея «Москва – третий Рим». «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ», политическая теория 15 – 16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного по- литического и церковного центра. Филофей возводит династию русских князей к византийским истокам, указывая, таким образом, преемствен- ность государства Российского и его роль в мировой истории. Россия становится объектом Провидения и ее судьба неотъемлемо связана с Христианской церковью. В этом плане жизнь Христианского мира должна быть сосредоточена вокруг России, т.к. два Рима разрушены (Римская империя и Византийская империя), а Россия существует. Ак- центировал внимание на божественном происхождении княжеской вла- сти, в свзи с чем подданные должны безоговорочно подчиняться госу- дарю. Эта теория сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III. В наше время сохранилась металлическая доска – било, в которую бьют для подачи различных сигналов в монастыре. На этой доске в Спасо – Елеазаровском монастыре в Пскове выбиты слова Старца Филофея: "Москва – Третий Рим.
Некоторые представители русской философии: Философы XVIII в. СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 – 94) – украинский фи- лософ, поэт, музыкант, педагог. С 70 – х гг. вел жизнь странствующего нищего – философа; сочинения распространялись в рукописях; продолжал традиции демократической украинской культуры; Библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма; смысл человеческого существования — подвиг самопознания. НОВИКОВ Николай Иванович (1744 – 1818) – русский просве- титель, писатель. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний. По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбург- скую крепость (1792 – 1796). РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 – 1802) – русский мыслитель, писатель. В главном произведении Радищева — «Путешествие из Петербур- га в Москву» (1790) — широкий круг идей русского Просвещения. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский ученый – естествоиспытатель. Так же увлекался историей, искусством, развивал отечественное образование, науку и экономику. Привнес существенный вклад в развитие Российской академии наук, создает первый в Росс университет (сейчас – Московский госу- дарственный университет имени М.В.Ломоносова). Философия XIX в. Философия приобретает все больее выраженный общественный акцент. Споры о судьбе Росси оформляются в два направления: западники и славянофилы. Развиваются материалистические взгляды. Распространяется народническая идеология. Зарождается русская религиозно – философская мысль. Западники и славянофилы 1840 — 50 – е гг. в философском от- ношении эту проблему поставил Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) в работе «Философические письма». Здесь высказывает идею о том, что Россия в духовном плане отстает от других государств, что препятству-
ет выполнению ее предназначения. За эти идеи был признан сумасшед- шим, после чего пишет работу «Апология сумасшедшего». Здесь ут- верждает, что Россия еще только ожидает своего появления в мировой истории, где ей принадлежит особая роль. ЗАПАДНИКИ Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития по западноевропейскому пути. Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) – историк, об- щественный деятель. Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) – русский мыс- литель, историк, правовед и общественный деятель, первоначально за- нимал либеральные позиции, позднее сблизился со славянофилами. СЛАВЯНОФИЛЫ Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевро- пейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобыт- ность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за сво- боду печати и т. п. ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 – 60) – русский религиоз- ный философ, писатель, поэт член – корреспондент Петербургской АН. Ориентировался на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) в сочетании с элементами философского романтизма. САМАРИН Юрий Федорович (1819 – 76) – российский философ, историк. Автор либерально – дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859 – 60 член редакционной комиссии. НАРОДНИЧЕСТВО вторая пол. XIX — начало XX в. Разновидность утопического социализма, 1860 – х — начала 1880 – х годов; либеральное направление 1880 – 1890 – е г. развиваются материалистические взгляды. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 – 1870) – российский рево- люционер, писатель, философ, основоположник теории «русского со- циализма» В России возможен переход к социализму, минуя капитализм, бла- годаря сельской общине с ее коллективным землевладением, традиция- ми самоуправления. Высоко оценивал нравственный облик русских крестьян, особенно их коллективизм, в сравнении с индивидуализмом европейцев.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 – 89) – русский писатель, публицист. один из идеологов революционного движения в России. Развивал идеи Герцена А.И. БАКУНИН Михаил Александрович (1814 — 1876 Берн, Швей- цария) – российский революционер, публицист, один из основополож- ников анархизма, идеолог народничества. КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842 – 1921) – князь, россий- ский деятель революционного движения, теоретик анархизма, географ и геолог. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 – 1900) – российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народниче- ства. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский фило- соф, богослов, поэт, почетный академик Императорской академии наук. Основные произведения: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» «Учение о Богочеловечестве» Сущность философии всеединства: Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию» – единству, проявляющемуся в мистическом, рациональном, эмпирическом знании. Проявления всеединства: Онтологический аспект – единство Творца и творения. Гносеологический аспект – «цельное знание» – единство научно- го, философского и мистического знания. Аксиологический аспект – единство Истины, добра и красоты, соответствующих Трем Ипостасям. Другие представители всеединства: ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863 – 1920) – князь, рус- ский философ, правовед, публицист. ФРАНК Семен Людвигович (1877 – 1950) – философ и психолог. В своей философии стремился синтезировать религиозную веру и ра- циональную мысль. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 – 1944) – философ, тео- лог, позже становится священником. Влияние В.С.Соловьева можно на- блюдать в работах «Философия хозяйства», «Свет невечерний». XIX – XX вв. 8. Школы античной философии: милетская, пифагорейская, элейская, скептицизм, стоицизм, атомистическая, киники /Стр.47-51/. Античная философия Античная философия существовала с 6в. до н.э. до 6 в. н.э. Ее творцами были древние греки и римляне. Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза: традиций востока; собственной мифологии; искусства; начала наук. Тип мировоззрения – космоцентризм. Космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком.
Тип философствования, присущий античной философии созерцательный. Философия древних мыслителей, представляла собой единую, универсальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально – политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук". Античная философия возникла как стихийно – диалектическая натурфилософия, где получили развитие следующие идеи: идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений мира; идея бесконечного мирового развития.
Подходы к периодизации Античной философии: Первый подход включал три периода: 1. Досократический VI – V вв.до н.э. 2. Классический сер.V – IV вв. до н.э. 3. Эллинистический к.IVв.до н.э. – VI в.н.э. Второй подход это периодизация Г. Челпанова (1862 – 1936) по критерию объектов и задач философии. 1. Первый период (6 – 5 вв. до н.э.) досократовский, натур- философский или космологический. Характеризуется интересом к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Демокрит. 2. Второй период (5 в. До н.э.) антропологический. Главный предмет исследования человек, определение его сущности. Представи- тели Сократ, Протагор. 3. Третий период (5 – 4 вв. до н.э.) систематический. Формулируются основные философские проблемы, разрабатывается категориальная диалектика. Представители: Платон, Аристотель 4. Четвертый период (3 в. до н.э. – 1 в. Н.э.) этический. Фи- лософия понимается как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон, 5. Пятый период (1 – 6 вв. н.э.) религиозный. В качестве главного объекта философии выделяет познание божественного. Пред- ставители: Плотин, Сенека, Марк Аврелий. Основные школы Античной философии Философские школы досократического периода. Основная проблема – поиск первоначала и обоснование космоцентризма Милетская школа VII – VI вв.до н.э. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея: поиск первоначала. Фалес – вода Анаксимандр – апейрон Анаксимен – воздух Ионийская школа (VI – Vвв.до н.э.) Представитель: Гераклит Эфесский Основная идея: – поиск первоначала, идея движения. В качестве первоосновы предлагался огонь. Ему принадлежат следующие высказывания: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит». «Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δικη) и что все возникает через вражду и взаимообразно». Пифагорейская школа (VI – Vвв.до.н.э.) Представитель: Пифагор и его ученики. Основная идея: – поиск первоначала, число как начало мира, ма- тематика – ключ ко всем загадкам вселенной. Элейская школа (VI – Vвв.до н.э.) Представители: Перменид, Зенон, Эмпедокл (484 – 481 – 424 – 421 гг.), Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.). Основная идея: – поиск первоначала, проблемы бытия и движе- ния. Парменид рассматривал проблема бытия. Зенон рассматривал про- блемы движения. Апории Зенона: Ахиллес и черепаха; Стрела; Дихотомия, Стадион Основные идеи Эмпедокла: последовательное присутствие в мире любви и ненависти Любовь – в мире воцаряется единство Вражда – появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов Мир, в котором мы живѐм, относится, по Эмпедоклу, к одной из промежуточных стадий. Основные идеи Анаксагора: Источник многообразия вещей – семя (spermata) Семена форм, цветов, вкусов бесконечно разнообразны Ум упорядочивает многообразие семян Атомистическая школа (VI – V вв.до н.э.) Представители: Демокрит, Левкипп. Основная идея: атомы – мельчайшие частицы, из которых состоит материя. «Великий мирострой» Демокрита 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Софисты (Vв.до н.э.). «Софист» – «мудрый». Представители: Горгий, Протагор, Гиппий и другие. Основные идеи: Человек – есть мера всех вещей, в том, что они существуют и в том, что они не существуют каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |