Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школы классического периода



2018-07-06 559 Обсуждений (0)
Школы классического периода 0.00 из 5.00 0 оценок




Представители: Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг.

до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

 Школа Сократа V в.до н.э.

 Академия Платона V – IV вв.до н.э.

 Лицей Аристотеля IV в. до н.э.

Основные идеи философии Сократа (469 – 399 гг. до н.э.).

Цель философии – добродетельный образ жизни.

Метод философии – диалектика

Сократ совершает антропологический поворот – обращает внимание философии на человека, его ценностные представления. Ставит проблему способа достижения истинного знания, которое понимает в этическом аспекте. Таким способом является диалектика – беседа. У

Сократа было множество учеников, один из самых известных – Платон.

Основные идеи философии Платона (427 – 347гг. до н.э.).

1. Строение мира:

Мир идей – мир идеальных сущностей (эйдосов), который сущест-

вует объективно. Эйдос (идея) – неизменная сущность вещи.

Мир вещей – мир материальных предметов, которые являются по-

добием мира идей. Например, конкретный стол является подобием иде-

ального стола.

Эйдос – сущность вещи

2. Учение о человеке:

Человек – единство души и тела

Душа состоит из 3 элементов. Преобладание какого – либо элемен-

та обусловливает стремление человека к какому – либо роду деятельно-

сти. Элементы души:

 разумная (философы);

 чувственная (ремесленники);

 волевая (воины).

3. Учение о познании.

Познание – припоминание

4. Учение об идеальном государстве.

В соответствии с учением о душе Платон создает учение о государ-

стве, в котором Основной принцип организации государства – действие

во благо государства

 Философы – правители

 Воины – стражи

 Ремесленники и крестьяне

Платон создает первую греческую Академию, в которой обучает

учеников. Один из учеников Платона, который затем создает свою,

своеобразную философскую систему – Аристотель (384 – 322 гг.до

н.э.) – древнегреческий философ, создатель первой целостной философ

ской системы. Воспитывал Александра Македонского. Организовал Ли-

цей, где обучал учеников.

Основные идеи его философии изложены в многочисленных рабо-

тах.

«Категории»

«Физика»

«Метафизика»

1. Теоретическая (проблемы бытия, происхождение сущего, причины

явлений);

2. Практическая (деятельность человека, устройство государства, мо-

раль);

3. Поэтическая (творчество, искусство, этика)

Мир – иерархия сущностей от материи к форме

Материя – пассивное начало;

Форма – активное начало, источник движения;

Чистая форма – перводвигатель

Создает учение о познании. Бытие познается через высказывание о

нем. Соответственно необходимо найти типы описания действительно-

сти. Таковыми являются категории. Он выделил 10 категорий, одна из

которых – субстанция (сущность), остальные 9 – акциденции.

1. Сущность

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Место

6. Время

7. Положение

8. Состояние

9. Действие

10. Страдание

Также Аристотель формулирует правила формальной логики, соз-

дает правила вывода, используя которые можно получить новое истин-

ное знание из уже имеющегося.

Учение о душе. Душа – носитель сознания.

3 уровня души:

 растительная (функции – питательная, размножение, рост);

 животная (функции – рост, размножение, ощущение, желания);

 разумная (функции – рост, размножение, ощущение, желания,

рассуждения, мышление).

Философия эпохи эллинизма

Киники (IV – III вв. до н.э.)

Представители: Антисфен, Диоген.

Основная идея: проповедовали предельное ограничение потреб-

ностей.

Скептики (III – II вв. до н.э.)

Представители: Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.

Основная идея: утверждали сомнение в качестве принципа мыш-

ления, особенно сомнение в надѐжности истины.

Эпикурейцы (III – II вв. до н.э.)

Представители: Эпикур.

Основная идея: смысл жизни — достижение удовольствий.

Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоог-

раничения (Эпикур).

Стоики – (III в. до н.э. – III в. н.э.)

Представители: Сенека.

Основная идея: проповедовали идеал мудреца, который любит

свой рок.

Черты, определяющие своеобразие Античной философии:

 Космоцентризм – познание космоса и человека как его неотъем-

лемой части.

 Созерцательность – тип философствования.

 Объективизм – доминирует направленность от вселенной к чело-

веку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса).

 Пантеизм – космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные

боги воплощение космоса или природы.

 Фатализм – судьба выражение космической необходимости, кото-

рая подчиняет себе богов и человека.

 Начало заключительного этапа античной философии (I в. до н. э –

V – VI вв. н. э). В литературе приводятся две относительно точные да-

ты:

476 г. – упадок Западно – Римской империи

529 г. – закрытие философских школ в Афинах императором Юс-

тинианом I Великим (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь),

византийский император.

9. Направления современной философии: позитивизм, постмодернизм, экзистенциализм, психоанализ, герменевтика, феноменология, марксизм /Стр. 83; стр.86-90; стр. 244-Таб.9/.

Основные представители:

НИЦШЕ Фридрих (1844 – 1900) – немецкий философ, родоначальник этого направления. Развивал идею сверхчеловечества и воли к власти. Эти идеи сопровождались критикой христианской религии, которая сознательно принижает возможности и способности человека. Человек же ограничивается своим «человеческим» существованием, но

способен на большее – «сверхчеловеческое». В становлении сверхчеловеческого существенную роль занимают: воля к власти, которая определяет биологическое неравенство людей (по принципу – развитости – неразвитости воли к власти) и общество, которое должно стремиться к взращиванию в своих рядах сверхчеловека. Выразил эти идеи во многих

работах, в том числе: «Человеческое слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла».

К представителям философии жизни можно отнести:

Дильтей Вильгель (1833 – 1911) – немецкий историк культуры, ввел понятие «науки о духе».

Зиммель Георг (1858 – 1918) – немецкий философ, создатель теории социального действия и социального.

Бергсон Анри (1859 – 1941) – французский философ, развивал идеи эволюции материи и духа.

ПОЗИТИВИЗМ Основан в 30 – х гг. 19 в. О. Контом (ввел термин).

 все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук;

 наука не нуждается в философии.

Три волны позитивизма

Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии.

Первый позитивизм

 О. Конт (1798 – 1857),

 Дж. Милль (1806 – 1873)

 Г. Спенсер (1820 – 1903)

О. Конт «Дух позитивной философии» вводит термин «Позитивное знание».

Три стадии развития человечества

1. Теологическая – объяснение мира посредством понятия Бога, первопричины явлений облекают в человеческие образы.

2. Метафизическая – объяснение мира через абстрактные сущности. Место богов занимают логические связи.

3. Позитивная – наука – единственная форма знания. Фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ученые находятся не в поиске сущности явлений, а выясняют их отношение, выражаемое в

форме закона. Еще одна черта научного знания – прагматизм – ученый не должен быть эрудированным, он должен понимать как применимо его знание. Т.о., знание становится позитивным.

Второй позитивизм.

Основная идея: мир – комплекс ощущений, задача науки – описывать ощущения.

Представители:

 Э. Мах (1836 – 1916)

 Р. Авенариус (1843 – 1896)

 А. Пуанкаре (1854 – 1912)

МАХ Эрнст – австрийский физик, философ. Изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел, открыл и исследовал процесс возникновения ударной волны. В философии ввел

принцип «экономии мышления» – экономнее всего мыслить, что существую только я и мои ощущения. Отсюда возникает идея о том, что в развитой науке объяснительная часть является лишней, необходимо ограничиваться только описательной частью. Ненаблюдаемые понятия не могут являться предметом науки (например, атом не наблюдаем, значит его не существует, соответственно он не может являться предметом науки). Мах утверждает, что не тела вызывают наши ощущения, а комплекс ощущений является относительно постоянным и образует тела.

Неопозитивизм. Основная идея: задача философии – анализ научных высказываний и обобщений

Существуют различные классификации неопозитивизма – по времени, по содержанию.

Некоторые представители:

 М. Шлик (1882 – 1936)

 Л. Витгенштейн (1880 – 1951)

 Б. Рассел (1872 – 1970)

 У. Куайн (1908 – 2000)

 Р. Карнап (1891 – 1970)

Постпозитивизм – совокупность концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую логическим позитивизмом.

Представители:

 Т. Кун (1922 – 1996)

 П Фейерабенд (1924 – 1994)

 И. Лакатос (1922 – 1974)

 К. Поппер (1902 – 1994

Проблемы постпозитивизма:

 История науки

 Социо – культурный, философские факторы развития науки

 Взаимодействие философии и науки

Экзистенциализм – философия кризиса. Получил распространение в 20 годы XX века Философское течение, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия.

Основная идея: «Существование предшествует сущности»

Основные категории экзистенциализма:

Абсурд – возможность невозможного

Проект – выбор жизненной линии

Свобода – ответственность – основные категории жизни

Экзистенциализм подразделяется на религиозный и атеистический.

Атеистический

 Ж. – П. Сартр

 А. Камю

 М. Хайдеггер

Религиозный

 Н. Бердяев

 Л. Шестов

 К. Ясперс

Феноменология (греч. феномен являющееся и логос учение) –

дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания.

Некоторые представители:

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938), немецкий философ, основатель феноменологии.

Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода.

Обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально – культурному опыту, сближаясь с философией жизни.

Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию.

Основные произведения:

«Философия как строгая наука »

«Назад к вещам»

Основные категории феноменологии:

Феномен – объект для сознания

Интенциональность – чистое смыслообразование

Эпохе – «вынести за скобки»

Психоанализ – концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза, в основе лежит идея бессознательного. Психоанализ ведет свое начало с кружка сторонников Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902г. и образовавших в 1908г. венское психоаналитическое общество.

ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939), австрийский врач – психиатр и

психолог, основатель психоанализа

Основные труды:

«Толкование сновидений» (1900),

«Психопатология обыденной жизни» (1904),

«Лекции по введению в психоанализ» (1910),

«Тотем и табу» (1913),

«Я и Оно» (1923).

Анализируя содержание бессознательного приходит к выводу о том, что его основу составляют инстинкты:

Либидо (сексуальный)

Тонатос (разрушение)

Последователи:

К.Г. Юнг (1875 – 1961) – автсрийский психоналитик, считал, что основное содержание бессознательного – архетип.

Э.Фромм (бегство от свободы)

Герменевтика (греч. ἑπμηνεςηική – объясняю, толкую), искусство толкования

Философская теория понимания, исходной является ситуация не-

понимания, неясности текста.

Главным является вопрос, что такое понимание.

Герменевтический круг

Бесконечность интерпретации

Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, та-

ланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.

Процесс понимания описывается как движение по герменевтиче-

скому кругу от целого к части и наоборот.

Представители:

М. Хайдеггер,

Ю.Хабермас.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833 – 1911), немецкий историк культуры и философ

основатель философской герменевтики,

Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю.

Ф. Шлейермахер (1768 – 1834)

Г. – Г. Гадамер (1900 – 2002)

П. Рикер (1913 – 2005)

Постмодернизм

Представители:

Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, М.Фуко, У. Эко

Познание мира через знаково – символический анализ

Критика метафизики

Основные категории постмодернизма:

Гетерогенность – множественность интерпретаций одного события.

Децентризм – отсутствие единой теории, идеи, объясняющей мир.

Становление – отсутствие конечной цели в действии, мир воспринимается как непрерывно изменяющийся.

 

Современная западная философия

К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века.

Характеристики современной западной философии:

1. отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию;

2. появление новых проблем – возникают новые философские на-

правления;

3. философия освобождается от идеологического прессинга;

4. поворот философии к исследованию сущности и существования

человека, опираясь на западную и восточную философию;

5. на первый план выходит проблема выживания человечества.

10. Основные философские течения: монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, гностицизм, агностицизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм /Стр.243-Таб.8/.

11. Понятие «бытие» в истории философии. Формы бытия /Стр.99-101/.



2018-07-06 559 Обсуждений (0)
Школы классического периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школы классического периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)