Категория субстанции в философии.
Тема бытия связана со стремлением обнаружить неизменную осно- ву, сущность бытия. Омар Хайям по этому поводу написал следующие строки: «Был ли в самом начале у мира исток, Вот загадка, которую задал нам бог, Мудрецы толковали о ней как хотели Ни один разгадать ее толком не смог». Субстанция (лат. сущность, то что лежит в основе) – первоос- нова, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя Такое определение субстанции впервые было дано Декартом. Учение о первооснове развивалось с эпохи Античности. Деятельность Милетской школы, основанной в городе Милет Фалесом была направлена на поиск Архэ (первоначало). Фалес утверждал, что все есть вода. Анаксимандр считал единственным свойством первоначального мирового вещества: бесконечность, всеобъемность, несводимость к какой – либо конкретной стихии, а потому – неопределенность, но стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и на- зывается Апейроном (Беспредельным). Анаксимен – первоначало воздух. Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни. Гераклит принадлежал к ионийской школе древнегреческой фило- софии. В качестве первоосновы он предлагает огонь. «Все вещи превращаются в огонь, а огонь во все вещи, подобно то- му, как товары обмениваются на золото, а золото на товары». Эмпидокл предложил 4 первоначала: огонь воздух вода земля Демокрит – первоначала – маленькие неделимые частички атомы, которые движутся в пустоте, когда атомы соединяются образуются ве- щи, когда разъединяются вещи исчезают. Декарт – выделял две субстанции – протяженную (телесную) и мыслящую. Спиноза считал, что мышление и протяжение атрибуты одной суб- станции – бога и воспринимал бога как равное природе 13. Понятие материи, атрибуты материи, уровни строения материи /Стр.110-113/. Материя – лат. вещество. И это вещественное значение термина удерживалось до 20 века. Два основных принципа понимания материи, заданных греческим философом Демокритом: материя – совокупность атомов; атомы двигаются в абсолютной пустоте. Понятие материи в истории философии Греческая философия – проблема субстанции (досократические школы). Атомизм Демокрита. Бытие – атомы. Разделяет бытие (атомы) и пустоту. Атомы – пер- воосновы: Неизменны Невидимы Неделимы Совершенны Их бесчисленное множество Причина движения атомов – необходимость (природный закон, правящий мирозданием). Светила небесные – воспламеняющиеся атомы (в результате боль- шой скорости). На вопрос о том, как человек воспринимает атомы отве- чает таким образом: от каждого тела исходят истечения (сочетания ато- мов). Они создают образы вещей – попадают в глаза, уши и т.д. Их ви- дит, слышит, чувствует, осязает человек. Душа – состоит из мелких ок- руглых подвижных атомов, как и огонь. Средневековая философия – проблема множественности, индиви- дуальности вещей. Субстанция – Бог, возникает вопрос: как единый Бог создал все многообразие вещей, как он присутствует во всем этом мно- гообразии. Новое время – проблема отношения материи и сознания, измерения материи. Атомизм Нового времени НЬЮТОН Исаак (Isaak Newton) (1643 – 1727) – английский фи- зик, математик, создатель математического естествознания. «Математические начала натуральной философии» И. Ньютон, исходя из идеи атомизма: ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения, основные законы динамики. Эпоха Просвещения (Франция) БАРОН Поль Генри Дитрих де Гольбах (baron Paul – Henri Dietrich de Holbach) (1723 – 1789) – французский философ – материа- лист, атеист, иностранный почетный член Петербургской Академии на- ук. «Система природы» «Разоблачение христианства» Материя – совокупность вех существующих тел. Состоит из про- стейших элементарных частиц – неделимых атомов (молекул). материя – окружающая действительность, которая действует на наши чувства. материя неоднородна, так как элементы материи различны по своим свойствам и способам действия. Вселенная – это колоссальное соедине- ние всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движе- ние. Исходя из идеи атомизма, была создана периодическая система хи- мических элементов Менделеева. Современность – проблема определения материи в связи с откры- тиями, сделанными в физике в конце XIX – XX вв. Были сделаны следующие открытия, которые изменили представ- ление о вещественности материи: Рентгеновские лучи и радиоактивность. РЕНТГЕН Вильгельм Конрад (1845 – 1923) – немецкий физик. Открыл (1895) рентгеновские лучи. Нобелевская премия (1901). Открытие электрона МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк (1831 – 1879) – английский физик, создатель классической электродинамики. Развивая идеи М. Фарадея, создал теорию электромагнитного поля (уравнения Максвелла); пред- сказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею элек- тромагнитной природы света. Показал, что кольца Сатурна состоят из отдельных тел. Таким образом, делимость атома и открытие гравитационных, электромагнитных, ядерных полей расшатало представление о материи как о веществе. Эйнштейн в «Эволюция физики» писал: «Стало ясно, что в физике произошло нечто весьма важное. Было создано новое по- нятие, для которого не было места в механистическом описании. Посте- пенно понятие поля утвердило за собой руководящее место в физике и сохранилось в качестве одного из основных физических понятий. Для современного физика электромагнитное поле столь же реально, как и стул на котором он сидит». Потребовалось иное определение материи. Наиболее полное опре- деление понятия материи дал В.И.Ленин. Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копирует- ся, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Атрибуты или характеристики материи: субстанциональность неисчерпаемость принципиальная неуничтожимость движение пространство время Выделяют три уровня строения материи: Макромир: Объекты размеры, которых соотносятся с масштабами человеческого опыта. Пространственные величины: мм, см, км; времен- ные: секунды, минуты, часы, годы. Микромир: Предельно малые, непосредственно не наблюдаемые микрообъекты, пространственная размерность от 10 в минус восьмой степени до 16 в минус 16 степени, а время жизни от бесконечности до 10 в минус 24 секунды. Мегамир: Мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами (скорость света 300 000 км в секунду) время существует млн. млрд. лет. Кроме того, по качественному признаку материя делится на нежи- вую, живую и социум. 14. Концепции пространства, времени и материи: субстанциальная, реляционная /Стр.130/. Пространство – форма бытия материи, обозначающая порядок со- существования материальных образований. Характеризуется протяжен- ностью, однородностью, многомерностью. Время – порядок следования событий и их продолжительность. Ха- рактеризуется длительностью и необратимостью. Два направления в философии на проблему взаимоотношения ма- терии пространства и времени: Субстанциальное – пространство и время самостоятельные незави- симые от материи и сознания сущности. Такое понимание было сфор- мулировано в работах Демокрита, Эпикура, И.Ньютона. Реляционное – пространство и время не самостоятельные сущно- сти, а особые отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Такое понимание было сформулировано в работах Аристоте- ля, Г.Лейбница, Г.Гегеля, Ф.Энгельса. В науке получило выражение в теории относительности, сформу- лированной А.Эйнштейном. Специальная теория относительности 1905г. Общая теория относительности 1915 – 16 гг. 15. Диалектика: принципы и законы /Стр.134-137; стр.242-Таб.6/. Принципы диалектики Принцип развития – мир находится в постоянном движении и раз- витии, претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип всеобщей взаимной связи – все в мире взаимосвязано. Выделяют различные виды связей: прямые и косвенные. Прямые – объ- екты находятся в непосредственной информационной или вещественно – информационной связи, в результате чего они приобретают или теря- ют информацию, вещество, энергию и таким образом изменяют харак- тер существования (например, Солнечная система). Косвенные – объек- ты, которые непосредственно друг с другом е соприкасаются, но связа- ны некоторыми пространственно – временными отношениями (напри- мер, преподаватель – студент). Принцип единства мира – развитие мира – результат движения не- которого первоначала. В материалистической диалектике – материи, в идеалистической – некоторой духовной субстанции (например, у Г.Гегеля – Абсолютный Дух). Принцип детерминизма – развитие мира причинно – обусловлено, т.е. какое – то явление есть следствие каких – либо причин, порождаю- щих данное состояние. Законы диалектики Всеобщие универсальные законы, действуют в природе, обществе и мышлении. Закон единства и борьбы противоположностей Демонстрирует источник развития Категории: тождество различие синтез анализ противоречие противоположность.
16. Движение, формы движения материи /Стр.120-122/. Движение это изменение вообще, включает в себя все возможные изменения. Проблемами изменений – занимается раздел философии – диалектика. Проблема движения в истории философии: Античная философия Гераклиту принадлежат знаменитые слова: «Все течет, все изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Средние века Движение понималось как акт божественного предопределения. Возрождение Бытие от мельчайшей частички до вселенной приводится в движе- ние присущей ему душой, то есть одухотворяли вселенную. Новое время Влияние механики – чтобы привести в движение, нужна внешняя сила, то есть любое движение рассматривалось как механическое, про- странственное перемещение. Немецкая классическая философия Г.В.Ф.Гегель ввел в философию идеи Становления – единство противоположностей, в котором проти- воположности снимают друг друга, результатом является приобретение новой характеристики, переход на новый уровень; движения – принцип существования мира; развития – самодвижение, когда источники движения заложены в самом развивающемся предмете; направленный, необратимый, законо- мерный процесс изменений, согласно которым действительность есть процесс. Марксизм «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, то есть по- нимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изме- нения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышле- нием». Ф. Энгельс. Современная философия – движение понимается как любое изме- нение вообще. Формы движения материи в концепции Ф.Энгельса: механическая – изменение положения объекта в пространстве; физическая – движение элементарных частиц, внутриядерные и внутриатомные процессы, электричество, поля; химическая – химические реакции, геологические процессы; биологическая – обмен веществ, наследственность, рост, естест- венный отбор, биоценоз; социальная – развитие общества. Существует мнение, что есть новые формы движения: геологическое – формирование и развитие литосферы, атмосферы и гидросферы; экологическое – изменения природы под воздействием общества; планетарное – изменение космических систем разных размеров. Характеристики форм движения: каждая имеет свою специфику органически связаны между собой и каждая последующая осно- вывается на предыдущей. Некорректно высшие формы движения материи сводить к низшей форме. Две формы редукции: механицизм – объяснения законов природы и общества с помо- щью законов механики; биологизаторство – упрощение социальных форм движения до биологических. Категория развития: Становление – первоначальное формирование предмета. Прогресс – восхождение от низшего к высшему. Регресс – нисхождение от высшего к низшему. 17. Научная картина мира: классическая, неклассическая, постнеклассическая /Стр.241-Таб.1/.
18. Концепции сознания в истории философии /Стр.144-145/. Проблемы, возникающие в философии сознания Отличается ли сознание от физиологического? Только ли человек наделен сознанием или другие существа также им обладают? Что является источником сознания у человечества и человека? Как связано сознание с другими составляющими духовной жизни – интуицией, бессознательным? Концепции сознания в истории философии Мифологическое понимание сознания Душа способна легко перемещаться без тела. Гилозоизм ( гр. Гило вещество Зое жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи. Античная философия Направленность сознания человека на внешний мир Средневековая христианская философия Душа это божественная сущность, которая временно вселяется в человека и связывает его с богом. Внутреннее сосредоточение – необходимость общаться с богом. Философия нового времени Рационалистическая концепция сознания Сознание – способность работать с предметно – логическим содер- жанием. Сознание отождествляется с интеллектуальной деятельностью. Современная философия конец 19 начало 20 века Иррациональный компонент сознания (воля, интуиция, бессозна- тельное). Современные подходы к проблеме изучения сознания Научный материализм (англоязычные страны 50гг. 20 в.) – в поня- тии сознания нет необходимости, то что описывает понятие сознания можно описать в терминах нейрофизиологии. Американский философ Ричард Рорти – проблема сознание – тело надумана, источник путаницы у Декарта, который создал понятие сознания как особой субстанции и утвердил дух дуализма. Подход естественнонаучных и технических дисциплин, который стремится представить сознание через конкретные, фиксируемые сущ- ности, которые можно описывать и изучать естественнонаучными сред- ствами, например построение математических моделей сознания. Феноменология (основатель немецкий философ Эдмунд Гуссерль 1859 – 1938). Чистое сознание, очищенное от всех наслоений бытия, может быть предметом философии. Философское познание должно ис- следовать сознание само по себе, которое всегда интенционально, то есть направлено на некоторый объект, и этот объект сознания распола- гается в самом сознании как идеальная сущность. Герменевтика (основатель Г. – Г. Гадамер) основной формой бытия сознания является язык, сознание существует в языке, через него выра- жается и через него должно изучаться. 19. Человек как единство биологического и социального /Стр.157-159/. Два подхода: природа человека социальна – человек рождается с единственной способностью: «способностью приобретать человеческие способности»; природа человека социальная и биологическая. Сторонники со- циобиологического подхода ссылаются на данные современной социо- биологии, науки, которую основал Э. Уилсон в 1975г., издав книгу «Со- циобиология: Новый синтез». 158 К крайним проявлениям биосоциального относятся: Человек – особое существо, явление природы, обладающее с од- ной стороны биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глу- бокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культу- ры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Составляющие человека: Индивид (греч. атом) – человек как единичный представитель рода. Индивидуальнось – человек в аспекте его специфических характе- ристик. Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных ка- честв, формирующихся в процессе исторически – конкретных видов деятельности и общественных отношений. Основа личности – биологические особенности. Определяющие факторы – социальные. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально – культурных и морально – воле- вых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Объективная сторона личности: создание социо – культурных цен- ностей. Субъективная сторона личности: усвоение социо – культурных ценностей. Становление личности происходит в процессе социализации. Со- циализация – процесс вхождения индивида в общество, усвоения социо – культурных ценностей, норм. Понятие личности связано с многообра- зием исполняемых личностью социальных ролей. Структура личности в теории З. Фрейда. ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский психолог, родона- чальник психоанализа. «Я и ОНО», «По ту сторону удовольствия» Две базовые гипотезы: каждое психическое явление имеет под собой определенную при- чину; бессознательные процессы играют более значительную роль в по- ведении человека, чем сознательные Психика = сознание + бессознательное. 159 Бессознательное руководствуется принципом наслаждения, кото- рое человек получает посредством реализации двух фундаментальных влечений: Эротическое – Либидо, направленное на сохранение и объедине- ние. Агрессивное Танатос, разрушительное. Личность как единство трех частей ЭГО (Я) – личная определенность осознание себя, ищет возмож- ность удовлетворения желаний ОНО с учетом внешних факторов и ог- раничений. ОНО (Бессознательной) – резервуар инстинктов и импульсов, на- ходящийся вне воли сознания, как источник человеческих желаний, сексуальных и агрессивных. Существует вне разума, проявляется толь- ко в поведении СУПЕР – ЭГО (Сверх – Я) – моральные аспекты сознания и пове- дения человека, этические принципы, которые определяют для него приемлемость или неприемлемость конкретного поведения. МАСЛОУ Абрахам (1908 – 1970) – американский психолог, осно- ватель гуманистической психологии. «Мотивация и личность» Потребности – состояние нужды в предметах, условиях, без кото- рых жизнь не возможна или ощущается таковой. Потребности можно удовлетворить, дав человеку, что он считает для себя ценным. Интересы (лат. имеет значение, важно) – реальная причина соци- альных действий. Мотивы – осознанное ощущение недостатка в чем – то и готов- ность к его устранению. Стимулы (лат. Остроконечная палка, которой погоняли животных) – побуждение к действию, могут быть: внутренними, исходящими из самой личности; внешними, обусловленными ситуацией. 20. Общество и его структура /Стр.263-264/. ОБЩЕСТВО Под обществом в философии понимают продукт взаимодействия людей Современный этап цивилизации характеризуется как _______ общество Постиндустриальная Информационная Масса в посиндустриальном обществе… 264 Формируется с помощью коммуникативных технологий Главными признаками постиндустриального общества к которому мо- гут быть сведены все остальные, согласно Д.Беллу являются Усиление роли политических факторов Центральная роль теоретического знания Способом бытия человека как сознательного существа, обладающего сознанием, является Общество ИСТОРИЯ Согласно плюралистическому пониманию истории Каждое историческое образование возникает развивается и ра- но или поздно с неизбежностью гибнет. Человеческого общества как целостного образования не суще- ствует Понятия общество и история Являются разными характеристиками одной и той же ре- альности, одной и той же сферы совместной деятельности людей Органически связаны друг с другом 21. Формационная концепция истории К. Маркса /Стр.221-222; стр.266-267/. Концепция К. Маркса Концепция Карла Маркса (1818—1883) – Формационная концеп- ция. К. Маркса, испытавший влияние Гегеля, также считал, что исто- рия человечества едина. Единицей исторического развития в формационной концепции яв- ляется общественно–экономическая формация. Общественно–экономическая формация – это совокупность произ- водственных отношений, уровня развития производительных сил, об- щественных связей, политического строя на определенном этапе исто- рического развития. Каждая новая формация вызревает в недрах преды- дущей, отрицает ее и затем сама отрицается более новой формацией. В общественно–экономической формации определяющими явля- ются два компонента: Базис – экономика общества – производительные силы и производ- ственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институ- ты. Пять общественно–экономических формаций: Первобытнообщинная – примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности, общая собственность на средства и результаты труда, равенство и личная свобода. Рабовладельческая – возникновение частной собственности на средства производства, в том числе рабов, социальное неравенство и классовое расслоение. Феодальная – крупная земельная собственность феодалов, труд свободных, но зависимых экономически и политически от феодалов крестьян. Капиталистическая – усложняются средства производства, про- мышленность принадлежит классу буржуазии, свободные наемные ра- бочие экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая – отсутствие частной собственности на сред- ства производства, государственная собственность на средства производства, труд рабочих, крестьян, интеллигенции свободных от эксплуатации. ФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКСА К производственным отношениям относятся отношения распределения продуктов производства Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является теория общественно – экономических формаций Применив материалистическую философию к области истории Маркс и Энгельс являлись создателями________ материализма Исторического Все социо– исторические организмы принадлежащие к одной и той же формации имеющие своей основой одну и ту же систему производст- венных отношений Развиваются по одним и тем же законам Основной причиной отчуждения, согласно Марксу, служит Частная собственность на средства производства Основоположником формационного подхода к истории был Маркс 267 Согласно марксизму свобода это Осознанная и практически освоенная необходимость Относительно независимое от природы духовно материальное образо- вание, порожденное разнообразными формами совместной деятельно- сти людей, называют Обществом Эволюционный тип развития общества предполагает Реформы К производственным отношениям относятся отношения Распределения продуктов производства Понимание цивилизации как стадии, сменившей дикость и варварство характерно для Ф.Энгельса 22. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского /Стр.230/. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822–1885) – русский социолог, публицист естествоиспытатель, геополитик. Основной труд «Россия и Европа» 1869 г. История человечества складывается из своеобразной истории от- дельных культурно–исторических типов. Представление же о единых для всего мира стадиях развития есть неправомерный перенос особен- ностей истории Западной Европы на весь мир. Культурно–исторический тип – это целостная система, определяе- мая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. 23. Культурогенная концепция истории О. Шпенглера /Стр.230-232/. (вовчик) Книга «Закат Европы» 1918г. Мировая история – совокупность соседствующих и чередующихся, различных локальных культур. Культура расцветает на почве ограни- ченной местности, к которой она привязана, наподобие растения. По- этому иногда ее называют Биологическая философия истории. Культура в концепции Шпенглера это совокупность религии, тра- диций, материальной и духовной жизни, живой организм, имеющий свой срок жизни – примерно тысячу лет. Она возникает, развивается, стареет и умирает. И между различными культурами нет никакой пре- емственности. Шпенглер выделяет восемь культур: египетская индийская вавилонская китайская греко–римская византийско–арабская западноевропейская культура майя в Америке рождение девятой русско–сибирской. Стадии развития культуры: зарождение развитие расцвет упадок Культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.п. Культура, зарождается в тот момент, когда из первобытно–душевного состояния детства человечества пробуждается великая душа. Шпенглер выделяет три души культуры: Аполлоническая душа — душа античного времени. Для древнего грека мир, он сам, боги, и атомы — тела. В теле все снаружи: красота, мощь, ум. Фаустовская душа – культура западного человека. Главный эле- мент всего окружающего пространство, происходит переход во внут- реннее пространство, у человека появляется богатая внутренняя жизнь. Магическая душа – византийско–арабская культура, главный эле- мент пространство пещеры. Чувство пещеры требует обозримой исто-
рии с началом и концом мира. Магическая душа создала свою особен- ную культуру, которая для нас загадочна и непонятна. «Феллахство» («феллах» — беднейший египетский крестьянин) это состояние предшествует рождению культуры и поглощает ее остан- ки после ее краха. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможно- сти в виде: языков, народов, религий, искусств, государств, наук, культура застывает становится цивилизацией. Цивилизация в концепции Шпенглера это эпоха застоя и око- стенения, в которую создание великих творении духа (искусства; наук, религии, философии) невозможно. На этапе цивилизации культура спо- собна лишь вырабатывать технику и организацию, что позволяет ей да- же увеличить собственное могущество. И, как сухое дерево, еще столе- тия может топорщить свои гнилые сучья, перед тем как рухнуть оконча- тельно. Основные признаки цивилизации: Появление мировых городов Появление городской массы Деньги как абстрактный фактор Войны за передел мира Специфические религии 24. Цивилизационная концепция истории А. Тойнби /Стр.232-234/. британский историк (1889—1975). Единицей исторического развития в концепции Тойнби является цивилизация. Цивилизации – целостные в социо–культурном отношении и огра- ниченные в пространстве и времени человеческие общества, «наимень- ший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пы- тается изучить историю собственной страны». Три ключевых компонента генезиса цивилизаций универсальное государств вселенская церковь движение племен Пять стадий цивилизации рождение рост надлом распад гибель Тойнби выделяет 21, а включая цивилизации–спутники и застыв- шие цивилизации – 37. Он различает цивилизации по критерию их зарождения: первичные, которые зародились на основе примитивного обще- ства, вторичные третичные, которые последовательно развились из этих цивили- заций. И различает цивилизации по критерию их развития: Расцветшие Застывшие Неразвившиеся Механизмом, который способствует развитию цивилизации тойнби называет ситуацию "Вызова–и–Ответа". Вызов — такая ситуация, при которой существование общества оказывается под некоей угрозой. Наличие Вызова обязательно для на- чала генезиса новой цивилизации. Вызов может быть природной и че- ловеческой среды. Но часто вызов приходит и от общества. Подобные явления происходили и в истории России. Польша и Швеция нанесли России мощные удары. Поляки в 1582 г. оккупировали Смоленск, а с 1610 по 1612 г. удерживали Москву. По договору 1617 г. Россия лиша- лась доступа к Балтийскому морю. Это выразилось в новой агрессивной политике Петра I, его модернизации страны, привело к новым завоева- ниям. Механизм выработки Ответа: Творческое меньшинство, создающее Ответ Нетворческое большинство Мимесис – социальное подражание, благодаря которому Ответ становится достоянием нетворческого большинства. Причины распада цивилизации Тойнби видит в следующем: Творческое меньшинство становится замкнутой группой, чьи идеи и идеалы становятся «вечными», окостеневшими законами. Вызов, который получает распадающееся общество, остается без ответа. Признаки распада цивилизации Внутренний пролетариат – представители цивилизации, призна- ком которых является чувство неудовлетворенности, возникающее в ре- зультате отторжения от общества. Внешний пролетариат – представители цивилизации, покинувшие ее территорию, признаком которых является чувство неудовлетворен- ности, возникающее в результате отторжения от общества. Природа – усиливает тенденции разрушения. Трансфигурация – это процесс зарождение новой в рамках старой цивилизации, чаще всего в виде новой религии. 25. Теория отражения в философии /Стр.143-144/. Отражение это способность материальных систем воспроизво- дить в самих себе свойства, взаимодействующих с ними других ма- териальных систем. Отражение это способность материи реагиро- вать на внешнее раздражение. Различают три уровня отражения: в неживой природе биологический уровень социальный уровень В неживой природе: физическое химическое механическое На биологическом уровне: Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира. Чувственность это более высокая форма биологического отраже- ния – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений (возникает с появлением у организмов нервной системы). Психическое отражение – систематизация, осмысление ощуще- ний, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать. Социальный уровень – сознание – высший уровень или вид отра- жения. Это способность высокоорганизованной материи отражать мате- рию. Сознание это наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, спо-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |