Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория субстанции в философии.



2018-07-06 780 Обсуждений (0)
Категория субстанции в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема бытия связана со стремлением обнаружить неизменную осно-

ву, сущность бытия.

Омар Хайям по этому поводу написал следующие строки:

«Был ли в самом начале у мира исток,

Вот загадка, которую задал нам бог,

Мудрецы толковали о ней как хотели

Ни один разгадать ее толком не смог».

Субстанция (лат. сущность, то что лежит в основе) – первоос-

нова, которая для своего существования не нуждается ни в чем,

кроме самой себя

Такое определение субстанции впервые было дано Декартом.

Учение о первооснове развивалось с эпохи Античности.

Деятельность Милетской школы, основанной в городе Милет

Фалесом была направлена на поиск Архэ (первоначало).

Фалес утверждал, что все есть вода.

Анаксимандр считал единственным свойством первоначального

мирового вещества:

 бесконечность,

 всеобъемность,

 несводимость к какой – либо конкретной стихии, а потому –

 неопределенность,

 но стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и на-

зывается Апейроном (Беспредельным).

Анаксимен – первоначало воздух. Самый разреженный воздух –

это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля

и, наконец, – камни.

Гераклит принадлежал к ионийской школе древнегреческой фило-

софии. В качестве первоосновы он предлагает огонь.

«Все вещи превращаются в огонь, а огонь во все вещи, подобно то-

му, как товары обмениваются на золото, а золото на товары».

Эмпидокл предложил 4 первоначала:

 огонь

 воздух

 вода

 земля

Демокрит – первоначала – маленькие неделимые частички атомы,

которые движутся в пустоте, когда атомы соединяются образуются ве-

щи, когда разъединяются вещи исчезают.

Декарт – выделял две субстанции – протяженную (телесную) и

мыслящую.

Спиноза считал, что мышление и протяжение атрибуты одной суб-

станции – бога и воспринимал бога как равное природе

13. Понятие материи, атрибуты материи, уровни строения материи /Стр.110-113/.

Материя – лат. вещество. И это вещественное значение термина

удерживалось до 20 века.

Два основных принципа понимания материи, заданных греческим

философом Демокритом:

 материя – совокупность атомов;

 атомы двигаются в абсолютной пустоте.

Понятие материи в истории философии

Греческая философия – проблема субстанции (досократические

школы).

Атомизм Демокрита.

Бытие – атомы. Разделяет бытие (атомы) и пустоту. Атомы – пер-

воосновы:

 Неизменны

 Невидимы

 Неделимы

 Совершенны

 Их бесчисленное множество

Причина движения атомов – необходимость (природный закон,

правящий мирозданием).

Светила небесные – воспламеняющиеся атомы (в результате боль-

шой скорости). На вопрос о том, как человек воспринимает атомы отве-

чает таким образом: от каждого тела исходят истечения (сочетания ато-

мов). Они создают образы вещей – попадают в глаза, уши и т.д. Их ви-

дит, слышит, чувствует, осязает человек. Душа – состоит из мелких ок-

руглых подвижных атомов, как и огонь.

Средневековая философия – проблема множественности, индиви-

дуальности вещей. Субстанция – Бог, возникает вопрос: как единый Бог

создал все многообразие вещей, как он присутствует во всем этом мно-

гообразии.

Новое время – проблема отношения материи и сознания, измерения

материи.

Атомизм Нового времени

НЬЮТОН Исаак (Isaak Newton) (1643 – 1727) – английский фи-

зик, математик, создатель математического естествознания.

«Математические начала натуральной философии»

И. Ньютон, исходя из идеи атомизма:

 ввел в физику понятие массы,

 сформулировал закон всемирного тяготения,

 основные законы динамики.

Эпоха Просвещения (Франция)

БАРОН Поль Генри Дитрих де Гольбах (baron Paul – Henri

Dietrich de Holbach) (1723 – 1789) – французский философ – материа-

лист, атеист, иностранный почетный член Петербургской Академии на-

ук.

«Система природы»

«Разоблачение христианства»

Материя – совокупность вех существующих тел. Состоит из про-

стейших элементарных частиц – неделимых атомов (молекул). материя

– окружающая действительность, которая действует на наши чувства.

материя неоднородна, так как элементы материи различны по своим

свойствам и способам действия. Вселенная – это колоссальное соедине-

ние всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движе-

ние.

Исходя из идеи атомизма, была создана периодическая система хи-

мических элементов Менделеева.

Современность – проблема определения материи в связи с откры-

тиями, сделанными в физике в конце XIX – XX вв.

Были сделаны следующие открытия, которые изменили представ-

ление о вещественности материи:

Рентгеновские лучи и радиоактивность.

РЕНТГЕН Вильгельм Конрад (1845 – 1923) – немецкий физик.

Открыл (1895) рентгеновские лучи. Нобелевская премия (1901).

Открытие электрона

МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк (1831 – 1879) – английский физик,

создатель классической электродинамики. Развивая идеи М. Фарадея,

создал теорию электромагнитного поля (уравнения Максвелла); пред-

сказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею элек-

тромагнитной природы света. Показал, что кольца Сатурна состоят из

отдельных тел.

Таким образом, делимость атома и открытие гравитационных,

электромагнитных, ядерных полей расшатало представление о материи

как о веществе. Эйнштейн в «Эволюция физики» писал: «Стало ясно,

что в физике произошло нечто весьма важное. Было создано новое по-

нятие, для которого не было места в механистическом описании. Посте-

пенно понятие поля утвердило за собой руководящее место в физике и

сохранилось в качестве одного из основных физических понятий. Для

современного физика электромагнитное поле столь же реально, как и

стул на котором он сидит».

Потребовалось иное определение материи. Наиболее полное опре-

деление понятия материи дал В.И.Ленин.

Материя это философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копирует-

ся, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них.

Атрибуты или характеристики материи:

 субстанциональность

 неисчерпаемость

 принципиальная неуничтожимость

 движение

 пространство

 время

Выделяют три уровня строения материи:

 Макромир: Объекты размеры, которых соотносятся с масштабами

человеческого опыта. Пространственные величины: мм, см, км; времен-

ные: секунды, минуты, часы, годы.

 Микромир: Предельно малые, непосредственно не наблюдаемые

микрообъекты, пространственная размерность от 10 в минус восьмой

степени до 16 в минус 16 степени, а время жизни от бесконечности до

10 в минус 24 секунды.

 Мегамир: Мир огромных космических масштабов и скоростей,

расстояние измеряется световыми годами (скорость света 300 000 км в

секунду) время существует млн. млрд. лет.

Кроме того, по качественному признаку материя делится на нежи-

вую, живую и социум.

14. Концепции пространства, времени и материи: субстанциальная, реляционная /Стр.130/.

Пространство – форма бытия материи, обозначающая порядок со-

существования материальных образований. Характеризуется протяжен-

ностью, однородностью, многомерностью.

Время – порядок следования событий и их продолжительность. Ха-

рактеризуется длительностью и необратимостью.

Два направления в философии на проблему взаимоотношения ма-

терии пространства и времени:

Субстанциальное – пространство и время самостоятельные незави-

симые от материи и сознания сущности. Такое понимание было сфор-

мулировано в работах Демокрита, Эпикура, И.Ньютона.

Реляционное – пространство и время не самостоятельные сущно-

сти, а особые отношения, образуемые взаимодействием материальных

объектов. Такое понимание было сформулировано в работах Аристоте-

ля, Г.Лейбница, Г.Гегеля, Ф.Энгельса.

В науке получило выражение в теории относительности, сформу-

лированной А.Эйнштейном.

Специальная теория относительности 1905г.

Общая теория относительности 1915 – 16 гг.

15. Диалектика: принципы и законы /Стр.134-137; стр.242-Таб.6/.

Принципы диалектики

Принцип развития – мир находится в постоянном движении и раз-

витии, претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной

или регрессивной) направленности.

Принцип всеобщей взаимной связи – все в мире взаимосвязано.

Выделяют различные виды связей: прямые и косвенные. Прямые – объ-

екты находятся в непосредственной информационной или вещественно

– информационной связи, в результате чего они приобретают или теря-

ют информацию, вещество, энергию и таким образом изменяют харак-

тер существования (например, Солнечная система). Косвенные – объек-

ты, которые непосредственно друг с другом е соприкасаются, но связа-

ны некоторыми пространственно – временными отношениями (напри-

мер, преподаватель – студент).

Принцип единства мира – развитие мира – результат движения не-

которого первоначала. В материалистической диалектике – материи, в

идеалистической – некоторой духовной субстанции (например, у

Г.Гегеля – Абсолютный Дух).

Принцип детерминизма – развитие мира причинно – обусловлено,

т.е. какое – то явление есть следствие каких – либо причин, порождаю-

щих данное состояние.

Законы диалектики

Всеобщие универсальные законы, действуют в природе, обществе и

мышлении.

Закон единства и борьбы противоположностей

Демонстрирует источник развития

Категории:

 тождество

 различие

 синтез

 анализ

 противоречие

 противоположность.

16. Движение, формы движения материи /Стр.120-122/.

Движение это изменение вообще, включает в себя все возможные

изменения. Проблемами изменений – занимается раздел философии –

диалектика.

Проблема движения в истории философии:

Античная философия

Гераклиту принадлежат знаменитые слова:

«Все течет, все изменяется»,

«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Средние века

Движение понималось как акт божественного предопределения.

Возрождение

Бытие от мельчайшей частички до вселенной приводится в движе-

ние присущей ему душой, то есть одухотворяли вселенную.

Новое время

Влияние механики – чтобы привести в движение, нужна внешняя

сила, то есть любое движение рассматривалось как механическое, про-

странственное перемещение.

Немецкая классическая философия

Г.В.Ф.Гегель ввел в философию идеи

 Становления – единство противоположностей, в котором проти-

воположности снимают друг друга, результатом является приобретение

новой характеристики, переход на новый уровень;

 движения – принцип существования мира;

 развития – самодвижение, когда источники движения заложены в

самом развивающемся предмете; направленный, необратимый, законо-

мерный процесс изменений, согласно которым действительность есть

процесс.

Марксизм

«Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, то есть по-

нимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий

материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изме-

нения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышле-

нием». Ф. Энгельс.

Современная философия – движение понимается как любое изме-

нение вообще.

Формы движения материи в концепции Ф.Энгельса:

 механическая – изменение положения объекта в пространстве;

 физическая – движение элементарных частиц, внутриядерные и

внутриатомные процессы, электричество, поля;

 химическая – химические реакции, геологические процессы;

 биологическая – обмен веществ, наследственность, рост, естест-

венный отбор, биоценоз;

 социальная – развитие общества.

Существует мнение, что есть новые формы движения:

 геологическое – формирование и развитие литосферы, атмосферы

и гидросферы;

 экологическое – изменения природы под воздействием общества;

 планетарное – изменение космических систем разных размеров.

Характеристики форм движения:

 каждая имеет свою специфику

 органически связаны между собой и каждая последующая осно-

вывается на предыдущей.

Некорректно высшие формы движения материи сводить к низшей

форме. Две формы редукции:

 механицизм – объяснения законов природы и общества с помо-

щью законов механики;

 биологизаторство – упрощение социальных форм движения до

биологических.

Категория развития:

 Становление – первоначальное формирование предмета.

 Прогресс – восхождение от низшего к высшему.

 Регресс – нисхождение от высшего к низшему.

17. Научная картина мира: классическая, неклассическая, постнеклассическая /Стр.241-Таб.1/.

18. Концепции сознания в истории философии /Стр.144-145/.

Проблемы, возникающие в философии сознания

 Отличается ли сознание от физиологического?

 Только ли человек наделен сознанием или другие существа также

им обладают?

 Что является источником сознания у человечества и человека?

 Как связано сознание с другими составляющими духовной жизни

– интуицией, бессознательным?

Концепции сознания в истории философии

Мифологическое понимание сознания

Душа способна легко перемещаться без тела.

Гилозоизм ( гр. Гило вещество Зое жизнь) – учение о всеобщей

одушевленности материи.

Античная философия

Направленность сознания человека на внешний мир

Средневековая христианская философия

Душа это божественная сущность, которая временно вселяется в

человека и связывает его с богом.

Внутреннее сосредоточение – необходимость общаться с богом.

Философия нового времени

Рационалистическая концепция сознания

Сознание – способность работать с предметно – логическим содер-

жанием.

Сознание отождествляется с интеллектуальной деятельностью.

Современная философия конец 19 начало 20 века

Иррациональный компонент сознания (воля, интуиция, бессозна-

тельное).

Современные подходы к проблеме изучения сознания

Научный материализм (англоязычные страны 50гг. 20 в.) – в поня-

тии сознания нет необходимости, то что описывает понятие сознания

можно описать в терминах нейрофизиологии. Американский философ

Ричард Рорти – проблема сознание – тело надумана, источник путаницы

у Декарта, который создал понятие сознания как особой субстанции и

утвердил дух дуализма.

Подход естественнонаучных и технических дисциплин, который

стремится представить сознание через конкретные, фиксируемые сущ-

ности, которые можно описывать и изучать естественнонаучными сред-

ствами, например построение математических моделей сознания.

Феноменология (основатель немецкий философ Эдмунд Гуссерль

1859 – 1938). Чистое сознание, очищенное от всех наслоений бытия,

может быть предметом философии. Философское познание должно ис-

следовать сознание само по себе, которое всегда интенционально, то

есть направлено на некоторый объект, и этот объект сознания распола-

гается в самом сознании как идеальная сущность.

Герменевтика (основатель Г. – Г. Гадамер) основной формой бытия

сознания является язык, сознание существует в языке, через него выра-

жается и через него должно изучаться.

19. Человек как единство биологического и социального /Стр.157-159/.

Два подхода:

 природа человека социальна – человек рождается с единственной

способностью: «способностью приобретать человеческие способности»;

 природа человека социальная и биологическая. Сторонники со-

циобиологического подхода ссылаются на данные современной социо-

биологии, науки, которую основал Э. Уилсон в 1975г., издав книгу «Со-

циобиология: Новый синтез».

158

К крайним проявлениям биосоциального относятся:

Человек – особое существо, явление природы, обладающее с од-

ной стороны биологическим началом (приближающим его к высшим

млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глу-

бокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает

его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культу-

ры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Составляющие человека:

Индивид (греч. атом) – человек как единичный представитель рода.

Индивидуальнось – человек в аспекте его специфических характе-

ристик.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных ка-

честв, формирующихся в процессе исторически – конкретных видов

деятельности и общественных отношений.

 Основа личности – биологические особенности.

 Определяющие факторы – социальные.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная

система интеллектуальных, социально – культурных и морально – воле-

вых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его

сознания и деятельности.

Объективная сторона личности: создание социо – культурных цен-

ностей.

Субъективная сторона личности: усвоение социо – культурных

ценностей.

Становление личности происходит в процессе социализации. Со-

циализация – процесс вхождения индивида в общество, усвоения социо

– культурных ценностей, норм. Понятие личности связано с многообра-

зием исполняемых личностью социальных ролей.

Структура личности в теории З. Фрейда.

ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский психолог, родона-

чальник психоанализа.

«Я и ОНО», «По ту сторону удовольствия»

Две базовые гипотезы:

 каждое психическое явление имеет под собой определенную при-

чину;

 бессознательные процессы играют более значительную роль в по-

ведении человека, чем сознательные

Психика = сознание + бессознательное.

159

Бессознательное руководствуется принципом наслаждения, кото-

рое человек получает посредством реализации двух фундаментальных

влечений:

 Эротическое – Либидо, направленное на сохранение и объедине-

ние.

 Агрессивное Танатос, разрушительное.

Личность как единство трех частей

ЭГО (Я) – личная определенность осознание себя, ищет возмож-

ность удовлетворения желаний ОНО с учетом внешних факторов и ог-

раничений.

ОНО (Бессознательной) – резервуар инстинктов и импульсов, на-

ходящийся вне воли сознания, как источник человеческих желаний,

сексуальных и агрессивных. Существует вне разума, проявляется толь-

ко в поведении

СУПЕР – ЭГО (Сверх – Я) – моральные аспекты сознания и пове-

дения человека, этические принципы, которые определяют для него

приемлемость или неприемлемость конкретного поведения.

МАСЛОУ Абрахам (1908 – 1970) – американский психолог, осно-

ватель гуманистической психологии.

«Мотивация и личность»

Потребности – состояние нужды в предметах, условиях, без кото-

рых жизнь не возможна или ощущается таковой. Потребности можно

удовлетворить, дав человеку, что он считает для себя ценным.

Интересы (лат. имеет значение, важно) – реальная причина соци-

альных действий.

Мотивы – осознанное ощущение недостатка в чем – то и готов-

ность к его устранению.

Стимулы (лат. Остроконечная палка, которой погоняли животных)

– побуждение к действию, могут быть:

внутренними, исходящими из самой личности;

внешними, обусловленными ситуацией.

20. Общество и его структура /Стр.263-264/.

ОБЩЕСТВО

Под обществом в философии понимают

 продукт взаимодействия людей

Современный этап цивилизации характеризуется как _______ общество

 Постиндустриальная

 Информационная

Масса в посиндустриальном обществе…

264

 Формируется с помощью коммуникативных технологий

Главными признаками постиндустриального общества к которому мо-

гут быть сведены все остальные, согласно Д.Беллу являются

 Усиление роли политических факторов

 Центральная роль теоретического знания

Способом бытия человека как сознательного существа, обладающего

сознанием, является

 Общество

ИСТОРИЯ

Согласно плюралистическому пониманию истории

 Каждое историческое образование возникает развивается и ра-

но или поздно с неизбежностью гибнет.

 Человеческого общества как целостного образования не суще-

ствует

Понятия общество и история

 Являются разными характеристиками одной и той же ре-

альности, одной и той же сферы совместной деятельности людей

 Органически связаны друг с другом

21. Формационная концепция истории К. Маркса /Стр.221-222; стр.266-267/.

Концепция К. Маркса

Концепция Карла Маркса (1818—1883) – Формационная концеп-

ция.

К. Маркса, испытавший влияние Гегеля, также считал, что исто-

рия человечества едина.

Единицей исторического развития в формационной концепции яв-

ляется общественно–экономическая формация.

Общественно–экономическая формация – это совокупность произ-

водственных отношений, уровня развития производительных сил, об-

щественных связей, политического строя на определенном этапе исто-

рического развития. Каждая новая формация вызревает в недрах преды-

дущей, отрицает ее и затем сама отрицается более новой формацией.

В общественно–экономической формации определяющими явля-

ются два компонента:

Базис – экономика общества – производительные силы и производ-

ственные отношения.

Надстройка – государство, политические, общественные институ-

ты.

Пять общественно–экономических формаций:

Первобытнообщинная – примитивные формы организации труда,

отсутствие частной собственности, общая собственность на средства и

результаты труда, равенство и личная свобода.

Рабовладельческая – возникновение частной собственности на

средства производства, в том числе рабов, социальное неравенство и

классовое расслоение.

Феодальная – крупная земельная собственность феодалов, труд

свободных, но зависимых экономически и политически от феодалов

крестьян.

Капиталистическая – усложняются средства производства, про-

мышленность принадлежит классу буржуазии, свободные наемные ра-

бочие экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая – отсутствие частной собственности на сред-

ства производства, государственная собственность на средства производства, труд рабочих, крестьян, интеллигенции свободных от эксплуатации.

ФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКСА

К производственным отношениям относятся отношения

 распределения продуктов производства

Важнейшей составной частью материалистического понимания истории

является

 теория общественно – экономических формаций

Применив материалистическую философию к области истории Маркс и

Энгельс являлись создателями________ материализма

 Исторического

Все социо– исторические организмы принадлежащие к одной и той же

формации имеющие своей основой одну и ту же систему производст-

венных отношений

 Развиваются по одним и тем же законам

Основной причиной отчуждения, согласно Марксу, служит

 Частная собственность на средства производства

Основоположником формационного подхода к истории был

 Маркс

267

Согласно марксизму свобода это

 Осознанная и практически освоенная необходимость

Относительно независимое от природы духовно материальное образо-

вание, порожденное разнообразными формами совместной деятельно-

сти людей, называют

 Обществом

Эволюционный тип развития общества предполагает

 Реформы

К производственным отношениям относятся отношения

 Распределения продуктов производства

Понимание цивилизации как стадии, сменившей дикость и варварство

характерно для

 Ф.Энгельса

22. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского /Стр.230/.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822–1885) – русский

социолог, публицист естествоиспытатель, геополитик.

Основной труд «Россия и Европа» 1869 г.

История человечества складывается из своеобразной истории от-

дельных культурно–исторических типов. Представление же о единых

для всего мира стадиях развития есть неправомерный перенос особен-

ностей истории Западной Европы на весь мир.

Культурно–исторический тип – это целостная система, определяе-

мая культурными, психологическими и иными факторами, присущими

народу или совокупности близких по духу и языку народов.

23. Культурогенная концепция истории О. Шпенглера /Стр.230-232/. (вовчик)

Книга «Закат Европы» 1918г.

Мировая история – совокупность соседствующих и чередующихся,

различных локальных культур. Культура расцветает на почве ограни-

ченной местности, к которой она привязана, наподобие растения. По-

этому иногда ее называют Биологическая философия истории.

Культура в концепции Шпенглера это совокупность религии, тра-

диций, материальной и духовной жизни, живой организм, имеющий

свой срок жизни – примерно тысячу лет. Она возникает, развивается,

стареет и умирает. И между различными культурами нет никакой пре-

емственности.

Шпенглер выделяет восемь культур:

 египетская

 индийская

 вавилонская

 китайская

 греко–римская

 византийско–арабская

 западноевропейская

 культура майя в Америке

 рождение девятой русско–сибирской.

Стадии развития культуры:

 зарождение

 развитие

 расцвет

 упадок

Культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру,

к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.п. Культура,

зарождается в тот момент, когда из первобытно–душевного состояния

детства человечества пробуждается великая душа.

Шпенглер выделяет три души культуры:

Аполлоническая душа — душа античного времени. Для древнего

грека мир, он сам, боги, и атомы — тела. В теле все снаружи: красота,

мощь, ум.

Фаустовская душа – культура западного человека. Главный эле-

мент всего окружающего пространство, происходит переход во внут-

реннее пространство, у человека появляется богатая внутренняя жизнь.

Магическая душа – византийско–арабская культура, главный эле-

мент пространство пещеры. Чувство пещеры требует обозримой исто-

 

рии с началом и концом мира. Магическая душа создала свою особен-

ную культуру, которая для нас загадочна и непонятна.

«Феллахство» («феллах» — беднейший египетский крестьянин)

это состояние предшествует рождению культуры и поглощает ее остан-

ки после ее краха.

Культура умирает после того, как осуществит все свои возможно-

сти в виде:

 языков,

 народов,

 религий,

 искусств,

 государств,

 наук,

 культура застывает становится цивилизацией.

Цивилизация в концепции Шпенглера это эпоха застоя и око-

стенения, в которую создание великих творении духа (искусства; наук,

религии, философии) невозможно. На этапе цивилизации культура спо-

собна лишь вырабатывать технику и организацию, что позволяет ей да-

же увеличить собственное могущество. И, как сухое дерево, еще столе-

тия может топорщить свои гнилые сучья, перед тем как рухнуть оконча-

тельно.

Основные признаки цивилизации:

 Появление мировых городов

 Появление городской массы

 Деньги как абстрактный фактор

 Войны за передел мира

 Специфические религии

24. Цивилизационная концепция истории А. Тойнби /Стр.232-234/.

британский историк (1889—1975).

Единицей исторического развития в концепции Тойнби является

цивилизация.

Цивилизации – целостные в социо–культурном отношении и огра-

ниченные в пространстве и времени человеческие общества, «наимень-

ший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пы-

тается изучить историю собственной страны».

Три ключевых компонента генезиса цивилизаций

 универсальное государств

 вселенская церковь

 движение племен

Пять стадий цивилизации

 рождение

 рост

 надлом

 распад

 гибель

Тойнби выделяет 21, а включая цивилизации–спутники и застыв-

шие цивилизации – 37.

Он различает цивилизации по критерию их зарождения:

 первичные, которые зародились на основе примитивного обще-

ства,

 вторичные

 третичные, которые последовательно развились из этих цивили-

заций.

И различает цивилизации по критерию их развития:

Расцветшие

Застывшие

Неразвившиеся

Механизмом, который способствует развитию цивилизации тойнби

называет ситуацию "Вызова–и–Ответа".

Вызов — такая ситуация, при которой существование общества

оказывается под некоей угрозой. Наличие Вызова обязательно для на-

чала генезиса новой цивилизации. Вызов может быть природной и че-

ловеческой среды. Но часто вызов приходит и от общества. Подобные

явления происходили и в истории России. Польша и Швеция нанесли

России мощные удары. Поляки в 1582 г. оккупировали Смоленск, а с

1610 по 1612 г. удерживали Москву. По договору 1617 г. Россия лиша-

лась доступа к Балтийскому морю. Это выразилось в новой агрессивной

политике Петра I, его модернизации страны, привело к новым завоева-

ниям.

Механизм выработки Ответа:

Творческое меньшинство, создающее Ответ

Нетворческое большинство

Мимесис – социальное подражание, благодаря которому Ответ

становится достоянием нетворческого большинства.

Причины распада цивилизации Тойнби видит в следующем:

Творческое меньшинство становится замкнутой группой, чьи идеи

и идеалы становятся «вечными», окостеневшими законами.

Вызов, который получает распадающееся общество, остается без

ответа.

Признаки распада цивилизации

 Внутренний пролетариат – представители цивилизации, призна-

ком которых является чувство неудовлетворенности, возникающее в ре-

зультате отторжения от общества.

 Внешний пролетариат – представители цивилизации, покинувшие

ее территорию, признаком которых является чувство неудовлетворен-

ности, возникающее в результате отторжения от общества.

 Природа – усиливает тенденции разрушения.

Трансфигурация – это процесс зарождение новой в рамках старой

цивилизации, чаще всего в виде новой религии.

25. Теория отражения в философии /Стр.143-144/.

Отражение это способность материальных систем воспроизво-

дить в самих себе свойства, взаимодействующих с ними других ма-

териальных систем. Отражение это способность материи реагиро-

вать на внешнее раздражение.

Различают три уровня отражения:

 в неживой природе

 биологический уровень

 социальный уровень

В неживой природе:

 физическое

 химическое

 механическое

На биологическом уровне:

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения –

реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира.

Чувственность это более высокая форма биологического отраже-

ния – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде

ощущений (возникает с появлением у организмов нервной системы).

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощуще-

ний, способность живых организмов моделировать поведение в целях

приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать.

Социальный уровень – сознание – высший уровень или вид отра-

жения. Это способность высокоорганизованной материи отражать мате-

рию.

Сознание это наиболее полное отражение окружающего мира и

его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, спо-



2018-07-06 780 Обсуждений (0)
Категория субстанции в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория субстанции в философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)