Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная схема психологической характеристики класса



2018-07-06 1081 Обсуждений (0)
Примерная схема психологической характеристики класса 0.00 из 5.00 0 оценок




(группы ДОУ или группы СПО).

 

Образовательное учреждение______________________Город______________________ Класс__________________Классный руководитель*______________________________ Средний возраст учеников________________________________________
 
Психологическая характеристика и методы получения информации Психолого-педагогические выводы
1. Общие сведения о школе, классе:
1. Материальная база школы. 2. Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса. 3. Время существования классного коллектива. Были ли слияния с другими коллективами, смена учителя? Когда сформировался коллектив? 4. Число учащихся разного пола. Однороден ли класс по возрасту? Число второгодников, новых учащихся. 5. Социальное положение родителей (общая характеристика). Его влияние на отношения между учениками. 1. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитии классного коллектива? 2. Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать? 3. Как это можно сделать?    
Возможные методы исследования: 1. Наблюдение 2. Беседа с учителем 3. Анализ документации.
II. Официальнаяструктуракласса:
1. Актив класса (если есть), его роль в организации общественной жизни класса. 2. Распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры (успешность их деятельности, их авторитет). 3 Личностные особенности лидеров (инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам). 4. Положительное или отрицательное влияние лидеров на коллектив. 1.Удачно ли распределены обязанности между учениками (учтены ли их интересы, склонности, способности)? 2. Что следовало бы изменить? 3. Удачно ли подобраны официальные лидеры? 4. На чем основывается их авторитет? 5. Как сказывается позиция лидера на развитии личности данного ученика? 6.Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?
Возможные методы исследования: 1. Наблюдение; 2. Анализ документов; 3. Беседа с учителем, активом, отдельными учениками и др.
III. Неофициальная структура класса:
1. Межличностные взаимоотношения учащихся, их социометрический статус. 2. Наличие микрогрупп (по какому принципу они образовались, их направленность и влияние на класс, проявление дружбы и товарищества между отдельными членами микрогруппы). 3. Неофициальные лидеры: их направленность и влияние на коллектив, личностные особенности. 4. Характеристика изолированных учеников, причины их неблагоприятного положения. 5. Особенности межличностныхвзаимоотношений между мальчиками и девочками (социограмма). 1. Степень совпадения официальных и неофициальных структур коллектива. 2. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров? 3. Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам? 4. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров (если они есть) или изменить их направленность? 5. Пути ликвидации нежелательных группировок. 6. Возможные пути изменения позиции изолированных членов коллектива.  
Возможные методы исследования: 1. Социометрия. 2. Наблюдение. 3. Беседа. 4. Референтометрия. 5. Для характеристики индивидуальных особенностей лидеров использовать методики изучения личности.
IV. Психологический климат класса:
1. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). 2. Степень сплоченности (проявление индекса групповой сплоченности или коэффициента взаимности отношений (КВ) в чуткости, заботе, взаимопомощи, уважении, требовательности и т.д.) 3. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. 4. Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива (социометрические коэффициенты УВБ, КУО). 1. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива. 2. Возможные пути устранения отрицательных факторов. 3.Способы повышения сплочения данного коллектива (формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и уважения). 4. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учащихся, пути его устранения. 5.Уровень психологической безопасности отношений в классе.
Возможные методы исследования: 1. Наблюдение. 2.Беседа с отдельными учащимися, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе. 3. Методика лонгитюдногоцветотестирования «Цветопись». 4. Методика «Оценка психологического климата».
V. Коллектив в учебной деятельности:
1. Успеваемость класса по разным предметам (желательно по четвертным оценкам найти средний балл успеваемости по каждому предмету, затем начертить график успеваемости и интерпретировать его, объяснить причину неодинаковой успеваемости учащихся по разным предметам). 2. Отношение учащихся к учению и различным предметам, его причины (качество преподавания, взаимоотношения учителей с учащимися, степень развития познавательных интересов, мотивы учения). 3. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий. 4. Внимание учащихся на различных уроках, стимуляция его учителями. 5 Мыслительная активность учащихся на уроках, стимуляция этой активности учителем (проблемная ситуация, обучение приемам самостоятельной работы и др.). 6. Взаимопомощь в классе, ее форма и организация. 7. Читательские интересы школьников. 1. Оценить пути формирования учителями положительного отношения к учению. 2. Охарактеризовать основные пути и способы активизации умственной деятельности учащихся на уроке. 3. Выявить основные трудности в обучении данного коллектива. 4. Выявить трудности в учении отдельных учащихся и определить пути их преодоления.
Возможные методы исследования: 1.Наблюдение. 2.Беседа. 3.Анализ документации. 4.Анкетирование. 5.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.
VI. Коллектив в трудовой, социальной и внеучебной деятельности:
1. Характеристика трудовых навыков школьников (какими навыками владеют хорошо, удовлетворительно, слабо). 2. Выполнение учащимися трудовых поручений (имеют ли учащиеся постоянные поручения в школе?) и отношение к ним. 3. Проявление дисциплины в учебной и трудовой деятельности. 4. Отношение к различным видам общественной работы. Любимые, наиболее популярные виды общественной работы. 5. Интерес учащихся класса к современным социальным событиям, музыке, искусству, коллекционированию, спорту, танцам, и др. Форма проявления этого интереса. 6. Отношение к спорту, предпочтительные виды спорта, участие школьников в разных спортивных секциях в школе и вне школы, в спортивных соревнованиях, их успехи. 7. Участие классного коллектива в общественной жизни школы. 1. Охарактеризовать основные пути и методы воспитания внеучебных интересов. 2. Проанализировать основные трудности в воспитании у школьников трудовых навыков, социальных интересов, активной социальной позиции, предприимчивости и др. 3. Дать характеристику формирования мировоззренческих компонентов сознания подростков.
Возможные методы исследования: 1.Наблюдение. 2.Беседа. 3.Анкетирование. 4.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.
VII. Преобладающие социально-психологические явления в классе:
1. Общественное мнение в классе, его зрелость, действенность. 2. Мода в коллективе класса (кому и в чем подражают учащиеся), манера проведения. 3. Проявление соревновательности, внушаемости и конформизма. 4. Психологическая совместимость (отдельные примеры, описать их и проанализировать). 5. Влияние коллектива на личность и личности на коллектив. 1. Оценить и проанализировать методы и пути формирования общественного мнения. 2. Определить способы преодоления отрицательных массовидных явлений.
Возможные методы исследования: 1.Наблюдение. 2.Беседа. 3.Анкетирование. 4.Изучение и анализ продуктов деятельности.
VIII. Уровень ( стадия ) развития коллектива класса:
1.Определить стадию развития классного коллектива. 2.Выявить специфические черты коллектива. 1. Тенденции развития коллектива. 2. Какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития?
Возможные методы исследования: 1. Наблюдение. 2. Беседа с активом, учителем. 3. Диагностическая методика «Определение уровня развития классного коллектива».
IX. Работа практиканта по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся:
1. Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (списывание, подсказки и т.д.). 2. Какое влияние удалось оказать на отдельных учащихся? 1. Проанализировать свою работу: а) удалось ли достичь поставленных целей; б) какие были сделаны ошибки. 2. Наметить пути устранения ошибок. 3. Личные достижения практиканта в учебно-воспитательной работе с классом и отдельными учениками. 3.Направления работы по созданию психологически безопасной образовательной среды в классе и школе.
X. Отзыв о проделанной психологической работе.(Если есть возможность)
           

 


Рекомендуемая литература

1. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М., МГУ, 1989.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М., Просвещение, 1991.

3. Белкин А.С. Диагностика педагогически запущенных учащихся. Свердловск: ПИ. 1979.

4. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1986.

5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., Новая школа,1998.

6. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. М. Фолиум, 1994.

7. Каган В.Е. Преодоление (неконтактный ребенок в школе). СПб., Фолиант, 1996.

8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

9. Козлова А.И., Никифорова Е.В. Дошкольное образование: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 80 с.

10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., Флинта, 1998.

11. Макфарлейн А., Макферсон А. Дневник подростка. М., Медицина, 1992.

12. Малая энциклопедия для родителей и педагогов. (Трудные вопросы воспитания). Ижевск, 1992.

13. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. 384 с.

14. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1997.

15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., Сфера, 1996.

16. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. М., 1996.

17. Основы педагогического мастерства. (Учебное пособие). /Под ред. И.А. Зязюна М., Просвещение, 1989.

18. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

19. Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуации характера у подростков. Киев, 1994

20. Помощь родителям в воспитании детей: Пер с англ. /Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М., Прогресс, 1992.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

22. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000

23. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., «Сфера», 1997.

24. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им). М.: Новая школа, 1994

25. Психологическая диагностика детей и подростков. М., МПА, 1995.

26. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1998.

27. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб, ЛГОУ, 1996.

28. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

29. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.

30. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии, 1985. № 4.

31. Филипчук Г. Знаете ли Вы своего ребенка? /Пер. С пол. М., Прогресс, 1980.

32. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

33. Хямялайнен К. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение. 1993.

34. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.

35. Чей Я - мамин или папин? (Психология благополучного развода в семье с детьми). М., МЦНМО, 1995.

36. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997.

37. Шилов И.Ю. Фамилистика. СПб, 2000

38. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьника. М.: Педагогика, 1982.

39. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., Владос, 1998.

40. Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. М., РПА, 1996.

41. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? М., Просвещение, 1987.

42. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. М.: Новая школа, 1994.

 


Приложение 1



2018-07-06 1081 Обсуждений (0)
Примерная схема психологической характеристики класса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная схема психологической характеристики класса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)