Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских.



2018-07-06 969 Обсуждений (0)
Билет 2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских. 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет 11. Дайте определение понятию «психология». Раскройте краткую историю развития психологии как науки. Аргументируйте значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

Психология – наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Психология одна из наук о человеке, она изучает его психику (свойства мозга отражать действительность и формировать образы, которые позволяют управлять поведением и деятельностью).

Официальную историю научной психологии принять отсчитывать с 70х годов 18 века. Однако вопросы о природе человека, о том, что его отличает от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека.

Одна из частных задач педагогической практики - выявление:

- нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы);

- детей с задержкой развития (отстающих);

- ускоренно развивающихся (одарённых).

Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают материал, а одарённые – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности – это определение причин отставания ребёнка от своих сверстников в развитии. Другая проблема – создание благоприятных условий для развития одарённых детей. Необходимо устанавливать индивидуальность ребёнка для обеспечения индивидуализации обучения и воспитания детей, т.е. построении их с учётом уровня психологического развития, достигнутого ребёнком и его индивидуальными возможностями.

Практика воспитания и обучения чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группой детей. Между членами таких групп обычно складываются сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счёте, адресованные отдельным детям, преломляются (опосредуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, создать эмоционально благоприятный микроклимат педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе.

В то же время знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.

Знание детской психологии даёт возможность педагогу «расшифровать» многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью «проектировать» развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.

Таким образом, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний

Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.

 

Билет 2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских.

Становление и развитие психологии, как науки принято делить на ряд этапов:

1 этап: (более 2400 лет назад). Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть, различия в поведении…)

2 этап: (возникла в 17 веке). Психология, как наука о сознании. Возникла в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап: (начало 20 века). Психология, как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (за всем, что можно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.

4 этап: (современный этап). Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

Задачи психологии:

Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования

−психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),

−состояний (эмоции, чувства, установки),

−свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).

Также в качестве задач психологии определяется:

−изучение физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики;

−изучение зависимости психики от объективных условий жизни;

−изучение влияния особенностей психической деятельности на оптимальное формирование личности и эффективное взаимодействие людей;

−внедрение полученных психологических знаний в жизнь с целью повышения эффективности различных областей практики;

−улучшение психического здоровья людей и их общей удовлетворенности жизнью.

Отличие научной психологии от житейской:

1. Они привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам, а научные психологические знания стремится к обобщению, используя соответствующие понятия.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, так как они получены на основе случайного опыта и его субъективного анализа на бессознательном уровне, а научные

базируются на эксперименте, и носят рациональный и осознаваемый характер.

3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, часто эта переда просто невозможна, научные же знания аккумулируются и передаются намного легче.

4. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

 

Билет 3Перечислите и раскройте отрасли современной психологии. Аргументируйте взаимосвязь психологии с другими науками.

1. Отрасли психологии:

Общая психология – изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии.

Дифференциальная психология – изучает индивидуально-психологические различия между людьми.

Медицинская психология – изучает психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние болезни на психику.

Социальная психология – изучает психологию групп, коллективов, взаимоотношения в них.

Возрастная психология – исследует развитие психики человека на различных возрастных этапах.

Педагогическая психология – изучает влияние обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, развитие его способностей и интересов и т.д.

Психофизиологияизучает физиологические основы психической деятельности, дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности, у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуальные и социальные психологические явления.



2018-07-06 969 Обсуждений (0)
Билет 2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)