Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Торможение условных рефлексов



2018-07-06 486 Обсуждений (0)
Торможение условных рефлексов 0.00 из 5.00 0 оценок




Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Условия образования условных рефлексов:

1.Условие времени

2. Условие силы

3. Условие индифферентности

4. Условие сенсорного ограничения

5. Условие мозговой активности

 

9.Перечислите отделы головного мозга. Опишите строение головного мозга. Докажите функциональную асимметрию головного мозга.

Головной мозг расположен в полости черепа и состоит из ствола и конечного мозга (больших полушарий). Мозг занимает более 90% пространства черепа.

Ствол включает: продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг, а также ретикулярную формацию. Здесь расположены ядра, от которых отходят 12 пар черепных нервов. Они иннервируют органы чувств, ткани головы, шеи, органы грудной и брюшной полостей.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он состоит из серого вещества – ядер нервов черепа, а также белого вещества – проводящих каналов обеих мозгов (головного и спинного). Между ними нет четкой границы, но, считается, что, как только спинной мозг проходит через затылочное отверстие в черепе, он переходит в продолговатый. Он не имеет строгого деления на серое и белое вещество. Серое вещество (тела нейронов) располагается в нем отдельными группами — ядрами. Так как они управляют жизненно важными рефлексами, их называют центрами (сосудодвигательный, дыхательный, глотания, чиханья, кашля, рвоты, слезо-, слюноотделения, мигания и др.).

Кроме рефлекторной, продолговатый мозг, как и спинной, выполняет и проводниковую функцию. Через него проходят чувствительные и двигательные проводящие пути, связывающие спинной мозг с различными структурами головного мозга. Продолговатый мозг является жизненно важным отделом нервной системы, его повреждение неизбежно приводит к гибели человека.

Задний мозг состоит из моста и мозжечка.

Мост это валик из нервных поперечных волокон и серого вещества. Через него проходит главная артерия, питающая мозг. Начинается выше продолговатого мозга и переходит в мозжечок. Представлен белым и серым веществом. Через него проходят волокна, по которым нервные импульсы идут вверх к нейронам больших полушарий или вниз — к продолговатому и спинному мозгу.

Мозжечок (его иногда называют малым мозгом) находится позади продолговатого мозга. Мозжечок состоит из двух маленьких полушарий, соединённых «червячком», а также белого вещества и серого вещества, покрывающего его. Этот отдел соединён парами «ножек» с продолговатым мостом, мозжечком и средним мозгом.

Полушария мозжечка покрыты корой (серое вещество), которая имеет многочисленные возвышения (извилины) и углубления (борозды). Белое вещество, лежащее под корой, связывает полушария мозжечка между собой, а также с другими отделами ЦНС. В мозжечок поступает информация от мышц, сухожилий, суставов, двигательных центров головного мозга. Все это позволяет мозжечку регулировать мышечный тонус, контролировать равновесие, координировать движения. При повреждении мозжечка походка человека становится шаткой, а движения рук и ног — резкими. Утрачивается плавность и координация движений.

Средний мозг состоит из четверохолмия и ножек. В четверохолмии выделяют верхние и нижние бугры. Верхние бугры получают импульсы от рецепторов глаз и мышц головы, а нижние — от органов слуха. С их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук, движения глаз, повороты головы.

В белом веществе среднего мозга находятся ядра, которые регулируют мелкие движения пальцев рук, жевание. Со средним мозгом связаны рефлексы удержания позы, сохранения прямолинейности движения, приземления, подъема и спуска, вращения тела. Эти рефлексы возникают при поступлении информации от органов равновесия и обеспечивают сложную координацию движений в пространстве. Ножки мозга представляют собой массивные тяжи, в которых проходят восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку, и нисходящие пути, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу.

Ретикулярная формация. В значительной части ствола мозга имеется множество нервных клеток с хорошо развитыми отростками. Они образуют густую сеть — ретикулярную формацию. С ее деятельностью связана регуляция пищеварения, дыхания, работы сердца, состояние бодрствования и сна. Ретикулярная формация регулирует возбудимость всех отделов нервной системы, обеспечивает формирование устойчивого внимания, эмоций, мышления и сознания.

Промежуточный мозг является конечным отделом мозгового ствола. Он состоит из зрительных бугров и подбугорной области (гипоталамуса). Любое возбуждение, следующее от органов чувств, проходит через зрительные бугры (таламус). Это ключевая «станция» на пути всех нервных путей, ведущих к коре. При поражении таламуса у больных может меняться характер ощущений: часто даже незначительные прикосновения к коже, слабый звук или свет вызывают тяжелейшие приступы боли или же, напротив, чувствительность снижается, и больной не реагирует ни на какие раздражения.

Гипоталамус (подбугорная область) контролирует практически все обменные процессы и обеспечивает таким образом поддержание постоянства внутренней среды организма. В нем расположены центры жажды и ее утоления, голода и насыщения. В промежуточном мозге находится центр терморегуляции. В случае угрозы охлаждения или перегревания этот центр включает соответствующие физиологические механизмы, обеспечивающие образование и сохранение тепла в организме, или, наоборот, усиленную теплоотдачу. В промежуточном мозге есть также центры агрессии, удовольствия и страха. При раздражении этих центров у животных проявляются крайние формы поведения: немотивированная агрессия, панический страх или безудержное удовольствие.

Продолговатый мозг • Мост • Мозжечок • Ретикулярная формация •Средний мозг • Промежуточный мозг.

Головной мозг является главным регулятором всех функций живого организма. Он представляет собой один из элементов центральной нервной системы.

Долгое время ученые считали, что мозг — парный орган, а функция одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое — за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.

Выявлены тонкие различия в способах переработки информации обоими полушариями. Полагают, что левое полушарие перерабатывает полученную информацию аналитически и последовательно, а правое — одновременно и целостно.

Правое полушарие не рассматривает отдельные части, оно склонно воспринимать цельные конструкции. Левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению, способствует пониманию обращенной к человеку речи, как устной, так и письменной, помогает давать грамматически правильные ответы, оперировать цифрами и математическими формулами. Но в отличие от правого полушария левое — не способно различать ни интонацию, ни модуляции голоса. Оно не чувствительно к музыке, но реакция на ритм в звуках имеется.

При нарушении связей между полушариями, при повреждении мозолистого тела, правая рука, подчиненная левому полушарию, сохраняет способность к письму, но утрачивает способность к рисованию, конструированию, узнаванию предметов на ощупь. Левая рука, подчиненная правому полушарию, с подобного типа заданиями справляется легко, но человек испытывает серьезные «трудности» при назывании предмета. Это объясняется тем, что правое полушарие в отличие от левого «понимает» речь в ограниченном объеме и к речевысказыванию не способно.

Правое полушарие — невербальное, образное, зрительное, сенсорное, ассоциативное; обработка информации в нем происходит глобально. К функциям правого полушария относится хранение памяти о тех стимулах, которые трудны для вербализации. В правом полушарии как бы находится своеобразная «картотека памяти».

Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное». Обработка информации происходит аналитически, последовательно.

Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий. В результате нарушения специализации полушарий, их совместной деятельности в реализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека.

У «левополушарного» человека (у которого правое полушарие выключено, а левое работает) речь сохранена. Речевая активность повышена, их словарь богаче и разнообразнее. Но речь у такого человека монотонная, она утрачивает выразительность интонаций. «Левополушарный» человек плохо различает голоса говорящих людей, резко ухудшается распознавание интонаций. Человек перестает узнавать и неречевые звуки: смех, кашель; звуки, издаваемые транспортом, животными и др.

У «правополушарного» человека отмечается резкое обеднение словаря. Его пониманию доступны только короткие, простые фразы. Сам говорит отдельными словами, но, несмотря на скудность словаря, у такого человека сохраняется интонационный рисунок речи; он легко узнает музыкальные мелодии, неречевые звуки, прекрасно различает голоса, интонации других людей. Итак, образное восприятие у «правополушарного» человека обострено по сравнению с нормой, а восприятие и отвлеченное мышление заторможены, снижены. Следовательно, «специализация» полушарий — явление не врожденное, а вырабатываемое.

В левом полушарии головного мозга локализованы: смысловое восприятие и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счет, музыкальная композиция, пространство цветов, положительные эмоции.

 

10. Дайте определение понятию «нейрон». Опишите строение нервной клетки. Охарактеризуйте ее работу.

Нейрон — это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов.

Тело нейрона представлено ядром с окружающей его цитоплазмой. Это метаболический центр нервной клетки, в котором протекает большинство обменных процессов. Тело нейрона служит центром системы нейротрубочек, расходящихся лучами в дендриты и аксон и служащих для транспорта веществ. Совокупность тел нейронов образует серое вещество мозга. От тела нейрона радиально отходят два или более отростков.

Короткие ветвящиеся отростки называются дендритами. Их функция — проведение сигналов, поступающих из внешней среды или от другой нервной клетки.

Длинный отросток— аксон (нервное волокно) служит для проведения возбуждения от тела нейрона к периферии. Аксоны окружены шванновскими клетками, выполняющими изолирующую роль. Если аксоны просто окружены ими, такие волокна называются немиелинизированными. В том случае, если аксоны «обмотаны» плотно упакованными мембранными комплексами, образуемыми шванновскими клетками, ах называют миелинизированными. Миелиновые оболочки белого цвета, поэтому совокупности аксонов образуют белое вещество мозга. У позвоночных животных оболочки аксонов прерываются через определенные промежутки (1-2 мм) так называемыми перехватами Ранвье. Диаметр аксонов составляет 0,001-0,01 мм (исключение — гигантские аксоны кальмара, диаметр которых около 1 мм). Длина аксонов у крупных животных может достигать нескольких метров. Объединение сотен идя тысяч аксонов представляет собой пучок волокон — нервный ствол (нерв).

От аксонов отходят боковые ветви, на конце которых располагаются утолщения. Это — зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми клетками. Она называется синапсом. Функцией синапсов является передача возбуждения. Один нейрон через синапсы может соединяться с сотнями других клеток.

Нейроны бывают трех видов. Чувствительные (афферентные или центростремительные) нейроны возбуждаются за счет внешних воздействий и передают импульс с периферии в центральную нервную систему (ЦНС). Двигательные (эфферентные или центробежные) нейроны передают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам. Нервные клетки, воспринимающие возбуждение от других нейронов и передающие его также нервным клеткам, называются вставочными нейронами (интернейронами).

Таким образом, функция нервных клеток заключается в генерировании возбуждений, их проведении и передаче другим клеткам.

 

11. Назовите и раскройте основные нервные процессы. Проанализируйте их закономерности.

Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой, которые вызывают раздражение. Последнее представляет собой процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека.

В свою очередь организм животного и человека (его нервные клетки-нейроны, являющиеся основными структурными и функциональными единицами нервной системы) обладает свойством раздражимости. Раздражимость- это способность внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным (центростремительным) нервным окончаниям. (Когда этих сигналов нет, он находится в состоянии покоя.В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой.)

Возбуждение - процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается равновесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды.

Торможение - активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических процессов.

Возбуждение и торможение не ограничиваются тем пунктом нервной системы, в котором они возникли, а распространяются на другие участки и отделы нервной системы с тем, чтобы потом вернуться и сосредоточиться в месте первоначального возникновения. Кроме того, возникновение одного из процессов вызывает развитие другого. Очаг возбуждения, возникший в каком-либо пункте коры мозга, воздействуя на соседние его участки, вызывает там торможение. Может быть и так, что возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение переходит затем в торможение.

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать

Иррадиация представляет собой способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Иррадиация возбуждения зависит от интенсивности раздражения.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции.

Концентрация - это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво.

Индукция нервных процессов - возбуждающее влияние одного процесса на другой. Процесс раздражения ведет к усилению торможения - к усиленному раздражению.

 

12. Дайте определение понятию «рефлекс». Раскройте рефлекторную природу психики. Охарактеризуйте модель рефлекторной дуги.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность – основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам.

Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы висполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.

К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу. И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.

И. М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И. М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта – это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта – это движение мышц и органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).

И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса. Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И. М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т. е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка, – пишет он, – лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.

Рефлекторная дуга состоит из:

• рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение;

• афферентного звена — центростремительное нервное волокно — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;

центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);

• эфферентного звена — осуществляют передачу от нервного центра к эффектору.

• эффектор — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

• исполнительный орган - приводит в действие работу организма.

Различают:

• моносинаптические, двухнейронные рефлекторные дуги;

• полисинаптические рефлекторные дуги (включают три и более нейронов).

Полисинаптическая рефлекторная дуга: нервный импульс от рецептора передаётся по чувствительному (афферентному) нейрону в спинной мозг. Клеточное тело чувствительного нейрона расположено в спинальном ганглии вне спинного мозга.Аксон чувствительного нейрона в сером веществе мозга связан посредством синапсов с одним или несколькими вставочными нейронами, которые, в свою очередь, связаны с дендритами моторного (эфферентного) нейрона. Аксон последнего передаёт сигнал от вентрального корешка на эффектор (мышцу или железу)

 

13. Дайте определение понятиям «метод» и «психологический факт». Классифицируйте и раскройте методы исследования в современной психологии.

Метод - это пути, средства и способы изучения психических явлений (психических процессов, эмоционально-волевой сферы, психических состояний, индивидуально-типологических особенностей личности).

Психологический факт - это определённый акт поведения ребёнка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определённых внутренних психологических закономерностей.

Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Б.Г. Ананьев выделил 4 группы методов психологии:

1 группа – организационные методы (определяют общий способ организации исследования). К ним относятся сравнительный (метод поперечных срезов), лонгитюдный (метод «продольных срезов») и комплексный метод (междисциплинарное изучение объекта).

2 группа – эмпирические методы (позволяющие получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся наблюдение и эксперимент.

3 группа – методы обработки данных, подразумевают статистический и качественный анализ первичных данных (сопоставление, сравнение).

4 группа – интерпретационные методы, приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

5 группа (выделены в современной психологии) – методы психологического воздействия, специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Особое место занимают эмпирические методы, это наблюдение и эксперимент.

 

14. Дайте определение понятию «наблюдение». Опишите наблюдение как основной метод психологии. Сделайте вывод о достоинствах и недостатках наблюдения.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического явления является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно.

Достоинством является также доступность и дешевизна средств, богатство собираемых сведений.

Недостатки:

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы.

Некоторые явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.

3. Трудность установления причин явления: слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями; много неучитываемых условий; возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Требования к методу наблюдения:

1. Наблюдение должен проводить человек, к которому дети привыкли.

2.Наличие цели (для чего? с какой целью?Например, определить статус ребёнка в группе).

3.Выбрать объект (какие дети будут наблюдаться), предмет и ситуацию (условия, наиболее характерные для изучаемого явления) наблюдения (что наблюдать? – Например, взаимоотношения детей в игровой деятельности во вторую половину дня).

4.Продумать план (чем более подробным будет план, тем точнее окажутся результаты наблюдения), протоколы наблюдения.

5.Выбрать способ наблюдения: менее влияющий на исследование объекта и наиболее эффективный (как наблюдать?Например, внешнее (со стороны) или же включённое (во время руководства игрой детей). Необходимы «законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

6. Определить способ регистрации наблюдаемого (как вести запись? – протоколирование с помощью условных значков, стенографирования; магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация). Регистрация должна быть немедленная, систематическая и возможно полная (факты, а не их истолкование). Записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ.

7. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два наблюдателя и более. Каждый должен иметь точно определённые цели и свои задачи наблюдения .

8. Полученную информацию обработать и объяснить (Каков результат?)

9. Систематичность проводимых наблюдений и в течение длительного времени с тем, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом явлении.

Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют включённое наблюдение (наблюдатель участвует в деятельности группы, за которой ведётся наблюдение на правах её участника) и не включённое наблюдение (отсутствует контакт наблюдателя с объектами). Не включённое наблюдение подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о наблюдении) и открытое.

В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным (ход событий фиксируется постоянно) и выборочным (изучаемые процессы фиксируются в определённые промежутки времени). Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение – непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках.Мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

 

15. Дайте определение понятию «эксперимент». Опишите эксперимент как основной метод психологии. Сделайте вывод о достоинствах и недостатках эксперимента.Экспериментальные методы. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатком лабораторного эксперимента является возможность искажения естественного хода психического процесса.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого (урок, занятие, собеседование и т.д.), т.е. ребёнку предлагается выполнить привычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и т.д.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими, направленными на установление фактического состояния; формирующими – направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент – обучающий, если формирование тех или иных свойств личности – то воспитывающий.

2.2. Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого. а) полевой эксперимент — это специально организованный эксперимент, близкий к естественному, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

б) лабораторный эксперимент — применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов, со строгим контролем всех влияющих факторов;

в) естественный эксперимент — эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

г) формирующий или психолого-педагогический эксперимент- метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

д) Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе, т.е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений. Широкое применение мысленного эксперимента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э.Мах в своей «Механике» полагает, что именно Галилей первым дал достаточное методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом.

Мысленный эксперимент – деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении действительности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению. В мысленном эксперименте активность развертывается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данное случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения – с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» стороне, т.е. воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Так с помощью воображения, достаточно жестко направляемого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой причины, мешающие свободному движению тела, полностью устранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осуществимость инерциального движения – тело будет сохранять свое движение бесконечно долго. Продуктивная мощь воображения представила здесь ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента – тело, продолжающее движение в отсутствие движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкурирующих теорий образует контекст, в котором вполне допустимыми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирующих позиций) предположения и «сумасшедшие» гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыслах этого слова.

 

 

16. Перечислите и опишите опросные методы психологии. Выявите оптимальные условия их применения в работе воспитателя с детьми и родителями.

Опросные методы основаны на получении словесной информации от испытуемых. К ним относят беседу, интервью, анкетирование.

Беседа – метод прямого или косвенного, устного или письменного получения психологической информации путём речевого общения о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления.

Метод беседы применяется:

1.при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов и т.д.,

2.при применении других методов исследования для получения дополнительных данных,

3.при первоначальном знакомстве с испытуемым.

Беседа может быть стандартизированной (точно сформулированные вопросы) и нестандартизированной (вопросы ставятся в свободной форме).

Требования к беседе:

непринуждённость,

продуманность плана беседы,

установление личного контакта с обследуемым.

Интервью– вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы. Если вопросы и ответы предоставляются в письменном виде, имеет место анкетирование.

Ещё одним методом выступает анализ продуктов деятельности, под которыми понимаются материализованные результаты деятельности людей (рисунки, поделки, стихи, сказки, коллекции и т.д.).данный метод позволяет выявить интересы, склонности, способности, особенности навыков и умений, отношение к деятельности, особенности различных сторон психики.

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Тест- это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессо



2018-07-06 486 Обсуждений (0)
Торможение условных рефлексов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Торможение условных рефлексов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)