Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История зарубежной индустриальной психологии.



2018-07-06 775 Обсуждений (0)
История зарубежной индустриальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по психологии труда. (1-3, 5-7, 10-15)

Психология труда как отрасль научного знания, ее научный предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами.

Психология труда – это научно-техническая (прикладная) дисциплина, в которой исследования проводятся на основе фундаментальных знаний применительно к профессиональной деятельности людей.

Как область знаний охватывает совокупность знаний о деятельностях людей. Знание о них сосуществует в не научной (житейской) и научной формах Как отрасль науки исследует человека как субъект труда и все факторы, которые влияют на его профессиональную пригодность, компетентность, работоспособность, мотивацию и их воплощение в процессах и продуктах труда; изучает условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Предмет: психология труда изучает субъекты труда с точки зрения их развития, формирования как субъектов труда и точки зрения оптимизации функционирования как субъектов труда.

Связи психологии труда с непсихологических конкретными науками можно сгруппировать в следующие три категории:

1. Науки, которые имеют непосредственную связь с психологией труда, - экономика труда, социология труда, физиология труда и часть медицины, которая связана с анализом профессиональных заболеваний, с вопросами экспертизы трудоспособности, профессиональная педагогика (педагогика профтехнического школы, среднего специального и высшей школ), отдельные методики профессиональной школы.

2. Науки непосредственно связаны с психологией труда - это области технического знания, предметом которых является оснащение орудиями трудовых процессов - теория, расчет и конструирование машин, приборов.

3. Науки непосредственно связаны с психологией труда - объективные системы, является отраслью объектов человеческой деятельности, то есть о тех системы биологических, технических, неживых природных систем, объективные, социальные, социально-исторические, социально-экономические процессы, знаковые системы (математика, математическая логика, семиотика), искусствоведение.

 

История зарубежной индустриальной психологии.

Становление психологии труда начинается с 1879 г.

Становление психологии труда как самостоятельной научной и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений о труде, его безопасности и гигиене, о защите труда детей, о защите трудящихся в случаях увечья, принятых в промышленно развитых странах Европы в конце XIXв.: в.Англии — в 1878 г., в Германии — в 1891 г., в России — в 1903 г.

Организация труда и его субъекты становятся объектом серьезного научного изучения первоначально в масштабах государства, а затем и на уровне отдельных отраслей и организаций.

Становление психологии труда как самостоятельной дисциплины подготовлено непосредственным развитием-и концентрацией промышленного производства. Синдикаты образовывали биржи труда и национальные федерации ремесел.

Первая биржа труда была открыта в 1887 г. в Париже, в 1892 г.

Подобная концентрация и организация рабочих, их право продавать свой труд, естественно, порождали социальные требования к их общей и профессиональной подготовке и переподготовке, проблемы подбора, отбора и распределения кадров.

Быстрое расширение масштабов производства требовало научных знаний об управлении, о резервах снижения себестоимости продукции. Классиком научного управления стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор.

Принципы научного управления по Ф. У. Тейлору таковы:

1. Изучение и научно обоснованное нормирование труда должны заменить эмпирическую практику установления норм выработки, опираясь на опыт рабочих.

2. Необходим отбор «первоклассных работников» (наиболее подходящих по физическим и личностным данным к требованиям профессии), их инструктаж и подготовка.

3. Необходимы четкое и ответственное распределение обязанностей между администрацией и рабочими, контроль показателей труда в целях получения запланированной продукции.

4. Необходимо тесное сотрудничество между администрацией и рабочими. Противостояние и забастовки только ухудшают финансовое положение предприятия и рабочих.

Дальнейшее направленное изучение паттернов рабочих движений с использованием киносъемки в 1920-х гг. провели супруги Фрэнк и Лилиан Джилбрет. Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале XXв. выступил Генри Форд.

В 1927-1933гг. в ходе исследований на заводе Хоторна компании «Вестерн электрик» Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер выделили важную роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих.

в 1950-х ггстановление «эмпирической школы». Ее классики — П. Дракер, Р. Девис, Э. Дейл — предложили систематизировать опыт лучших управленцев, объединить лучшее из классической теории и «школы человеческих отношений» и на основе этой интеграции обучать менеджеров. Нередко совмещая роли ученого, консультанта, руководителя, они внесли заметный вклад в теорию и практику управления.

В 1950-1960-е гг. под влиянием идей теории систем и методов структурно-функционального анализа формируется и другое направление —школа социальных систем. Ее крупнейшие представители — Ч. Бернар, Г. Саймон, Ф. Селзник и др. — рассматривают организацию как систему с такими компонентами, как «индивид», «формальная структура», «неформальная структура», «статусы», «роли», «физическое и социальное окружение». Организация рассматривается ими как сотрудничающая коалиция, жизнеспособная в той степени, в какой она обеспечивает удовлетворение от процесса труда ее субъектов, необходимое для продолжения их вклада в производственный процесс.

В 1960-1970-егг. оформляется преобладающий в настоящее время «ситуационный подход». Его лидеры — Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард.

1920-х гг. идеи, принципы и теории управления оформляются и обособляются в самостоятельное научное направление, взаимно обогащаясь, с тем чтобы в 1950-е гг. вновь встретиться с психологией труда; последняя начинает именоваться организационной психологией и психологией труда.

Количественные методы изучения профессиональной деятельности к 50-м гг. объединяются в отдельное направление — исследование операций. Интегрируясь в последующем с экспериментальными методами изучения когнитивных процессов они оформляются винженерную психологию.

Термин психотехника в 1900 г.предложил Вильям Штерн для обозначения прикладной психологии,«берущейся за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее».

В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг (1863-1916) наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела.

1. Задачи, для успешного решения которых являются значимыми психические особенности человека (вопросы, предшествующие непосредственному производству: психологическое консультирование при выборе работы в интересах клиента и профессиональный отбор в интересах работодателя).

2. Экономические задачи, связанные с особенностями психической деятельности работников и с продуктивностью труда (рационализация трудовых движений, рабочего инструмента, снижение производственного утомления, преодоление монотонности, профилактика травматизма и аварий, рационализация профессиональной подготовки).

3. Экономические задачи, связанные с направленным воздействием на личность (проблемы продажи товаров и услуг в сфере торговли, рекламы и психологического воздействия на клиентов и покупателей, воздействия на персонал организаций).

В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон открывает первое бюро консультации молодежи по выбору профессии.

В 1923 г.в США оформляется Национальная ассоциация профессионального консультирования. Это движение развивается и в других странах.

Во Франции в 1896 г.А. Бине и В. Анри разработали методы оценки умственных способностей для выделения умственно отсталых людей («коэффициент интеллекта» —IQ), одна из целей которых — обеспечение классно-урочной формы общего начального обучения населения как первого этапа профессиональной подготовки кадров для1развивающейся промышленности.

Социальные катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, экономические депрессии) не только не прервали поступательного развития психологии труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов развития дисциплины. В США индустриальная психология получила широкое распространение, в частности благодаря успешному опыту комплектования подразделений американской армии в период Первой мировой войны (через обследование с применением тестов на интеллект прошли около 1,7 млн человек). Еще более масштабный опыт и авторитет психологи обрели, участвуя в комплектовании армии в период Второй мировой войны (протестировано более 5 млн человек).

 



2018-07-06 775 Обсуждений (0)
История зарубежной индустриальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История зарубежной индустриальной психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)