Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свойства уровней интегральной индивидуальности



2018-07-06 466 Обсуждений (0)
Свойства уровней интегральной индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок




Уровень Свойства
Уровень свойств организма а) биохимические; б) общесоматические и конституциональные; в) нейродинамические (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга)
Уровень индивидуально-психических свойств г) темперамент (психодинамические свойства); д) психические свойства личности (включая особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.); е) возрастно-половые свойства
Уровень социально-психологических свойств личности ж) осуществление социальных ролей в группе (в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе); з) осуществление социальных ролей в социальноисторических общностях (этническая, классовая идентичность)

На уровне организма представлены биохимические свойства человека (особенности обменных процессов, неповторимая структура белка, тканей органов, особенности гормонов, выделяемых эндокринными железами): общесоматические и конституциональные свойства (особенности тела как биомеханической машины, вес, рост, мышечная масса, типичное давление крови, объем легких, сила сокращения мышц, общее состояние здоровья, общая трудоспособность); нейродинамические свойства (скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их сила, лабильность и другие показатели; особенности функциональной асимметрии мозга).

На уровне индивидуально-психических свойств представлен темперамент, характер, индивидно-личностные психические свойства, способности и склонности. Темперамент рассматривается В. С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, отражающее формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности, они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер может быть в известной мере изменен самим человеком в процессе самовоспитания, но он может меняться и под влиянием изменений в организме человека, т.е. непроизвольно (например, при хронической болезни).

Способности являются результатом развития задатков. Это функциональные органы, обеспечивающие выполнение человеком определенных форм деятельности и его легкую или трудную обучаемость в данной области.

Личностью в широком смысле называют целостную психическую организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В узком смысле личностью называют некую неповторимую целостность, выполняющую роль высшего регулятора жизнедеятельности человека, эта роль становится возможной благодаря самосознанию, образующему иерархию главных смысловых ориентаций, ценностей, идеалов, мотивов [10].

К уровню индивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половые свойства, которые детерминированы как на организменном уровне (биологическими процессами созревания), так и факторами социализации, психического развития. Половая принадлежность определяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков. Антропологи выделяют следующие варианты значения термина "пол":

генетический – устанавливается на основе анализа генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин – XY);

гормональный – определяется преобладанием мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;

морфологический, или соматический, – определяется строением внутренних и наружных половых органов, строением тела, типом волосяного покрова;

гражданский – обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, зафиксированное в паспорте;

психологический – внутреннее ощущение человеком своей идентичности, выбор им способа поведения, типичного для женщин или мужчин.

социальный – типичный способ поведения людей, складывающийся в обществе под влиянием воспитания, культурных традиций.

В современной социологии и антропологии (в широком смысле) принадлежность человека к психологическому и социальному полу обозначается термином "гендерные различия".

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отображает особенности личностного и социального статуса человека, связанные с предпочтением им социальных ролей, принадлежностью к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности В. С. Мерлин обозначает также термином "метаиндивидуальность" для характеристики свойств, зависящих от требований, ожиданий социальной группы, а также для противопоставления этих свойств интраиндивидуальности(охватывающей свойства относительно автономные от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. Связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека имеет форму сложно опосредованной, не прямой зависимости.

Человек рассматривается В. С. Мерлиным как целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.

 



2018-07-06 466 Обсуждений (0)
Свойства уровней интегральной индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свойства уровней интегральной индивидуальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)