Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4.Психологическая готовность к отцовству.



2018-07-06 1133 Обсуждений (0)
Глава 4.Психологическая готовность к отцовству. 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остается «бе­лым пятном». Очень часто в литературе отцу отводится второсте­пенная роль ( Овчарова, 2003).

В частности, А. С. Спиваковская (2000) говорит о том, что вос­питательная позиция отца в своем формировании несколько отста­ет от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего буду­щего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невклю­ченность вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиня­ет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, 1992 полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказы­вает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, при­носит что-то неординарное в их взаимоотношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре определенным «водораз­делом». С одной стороны, бытует точка зрения, согласно которой ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это определение, в своем позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке — первоисточником социального зла (Т. Гобс, 1968).

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Какой-то мудрый че­ловек сказал: «ребенок — отец мужчины». Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первич­ной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.

Потребность в отцовстве предопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появивший­ся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу воз­можность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считаются, что отец в процессе отцовства также подвержен психологическим кризисам: в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нару­шений (Овчарова, 2003).

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что чело­веческие культуры условно можно разделить на «отцовские» (в ко­торых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Без­отцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессив­ностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.

Поскольку отцовство и материнство проистекает из репродук­тивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с поло­вым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по от­ношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиоло­гические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и ча­сто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ре­бенком. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе на­блюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухо­да за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Небезразличны для понимания специфики отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как хорошее пространственное восприятие, хороший двигатель­ный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоцио­нальной и когнитивной реактивности (И. С. Кон, 1981).

Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей силь­нее, они лучше знают ее личные особенности; высказываний—ха­рактеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается более значимым членом семьи. Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате не­редко создается впечатление того, что мама «больше любит своего ребенка».

Выяснилось, что, с точки зрения отцов, младенцы достигают определенных когнитивных навыков и могут принимать участие в «когнитивно-обогащающей» деятельности в более позднем воз­расте, чем это предполагают матери. Кроме того, отцы в меньшей степени склонны принимать участие в вербальных, дидактических играх и занятиях с детьми.

В привычной для нас культурной среде социальные характе­ристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем мате­ринской, и ей придается меньшее значение в деле первичной со­циализации.

Однако, анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, исследователи отмечают следующие тенденции. Совре­менные отцы берут на себя гораздо больший круг таких обязан­ностей, которые раньше считались исключительно женскими. На­пример, обследование канадских семей показало, что при вырав­ненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери. По данным Т. А. Гурко (1997), в 6 % первобрачных семей отец больше времени уделяет сыну/дочери, чем мать, а в 26 % на­равне с ней (вне зависимости от пола ребенка). Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотноше­ниях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться «на высоте». Подводя итог современной картине родительства (как отцов­ства), полученной с помощью корреляционного исследования, М. О. Ермихина (2002) резюмирует следующее. Деятельностная пози­ция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для муж­чины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу са­мовыражения(Овчарова, 2003).

Однако мужчины-отцы опасаются быть поглощенными се­мьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жиз­ни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. При­чем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетент­ным родителем для мужчины означает передачу своего жизненно­го опыта с позиции «сверху».

Успешность мужчины в основных сферах жизни, как прави­ло, связана с доминированием женщины в семье или с возвыше­нием отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать вы­полнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависи­мого и несамостоятельного.

По мнению И. А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90 %) утверждают, что отец за­рабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и до­машнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что в семье распоряжается мать. У отца нет реаль­ной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мама любит их больше, чем папа, а при конфликтах в семье дети принимают сторону матери.

Во-вторых, отцы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за них. Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за ново­рожденным; активный контакт отца с ребенком обычно начина­ется, когда ребенку исполняется 1,5 — 2 года, а то и позже. Экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденным, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще проис­ходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить не­уклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способ­ствует и возникновению более тесной эмоциональной привязан­ности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец при­общается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родиль­ных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах. Сказы­вается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.

М. Мид (1998) отмечает, что наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ре­бенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. От­сутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к появлению у ребенка психопатологии.

По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека (1984), роль отца пред­ставляет собой определенный пример поведения, источник уверен­ности и авторитета. Отец — это олицетворение дисциплины и по­рядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрос­лых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем боль­ше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем ме­нее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценно­стям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к сво­им детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-пси­хологического благополучия, которое не может в полной мере обе­спечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, вы­росший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» (Э. Берн, 1992).

Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что первые часто имеют пониженный уровень притязаний, повышен­ный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети холодных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более асоциально. Напротив, эмоцио­нальная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, про­являли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон. 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащищающей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В тради­ционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, с другой — бунта и со­держат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, т. е. отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соот­ветствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон (Э. Фромм, 2001).

Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем жен­щина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше само­стоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в бу­дущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социаль­ных нормативов, более успешное овладение требованиями окру­жающей среды (Л. Л. Баландина, 2002).

Заключение

Принимая решение о сохранении беременности женщина, как правило, руководствуется целым комплексом мотивов, среди которых есть доминирующий. Мотивация может происходить, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. В зависимости от конструктивной или деструктивной мотивации, можно спрогнозировать особенности будущих детско-родительских отношений, тенденции в воспитании, трудности с которыми могут столкнуться родители.

Также важную роль играет уровень психологической готовности к материнству(ПГМ). Психологическая готовность к материнству - некоторый комплекс компонентов, который позволяет будущей маме концентрироваться не только на собственных желаниях и потребностях, но также, на некоторое время даже в первую очередь, заботиться о эмоциональном и физиологическом благополучии малыша. Анализ литературы показал, что ПГМ не зависит от опыта переживания беременности или воспитания ребёнка, уровень ПГМ остаётся стабильным во время беременности и после рождения младенца. Более того, уровень схож у матерей и девушек без детей в рамках одного возраста (Мещерякова, 2002; Демина, 2013). Другие исследования также подтверждают соотнесённость возрастных задач и уровня ПГМ. У девушек 25- 30 лет уровень ПГМ гораздо выше, чем у девушек 18-25 лет. Действительно значимыми факторами также являются адекватная модель родительства, базисные убеждения, ценности и наличие/отсутствие личностной тревожности.

Психологическая готовность к отцовству также важна, но недостаточно изучена. Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем жен­щина".Наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ре­бенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации.

 

Список литературы

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь[Текст]. - М., 1989.

2. Басалаева, Н.В. Особенности психологической суверенности у девушек с разным уровнем готовности к материнству/ Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колокольникова З.У., Паркайкина Г.А., Мосина Н.А. [Электронный ресурс]//Современные проблемы науки и образования. - Издательский Дом "Академия Естествознания" – Пенза, 2015. - №2-2. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/79830148.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 05.12.2016).

3. Борисенко Ю.В. Специфика личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин, не имеющих детей [Электронный ресурс] / Черданцева А.С.// Перинатальная психология и психология родительства, 2010, № 1, С. 30-34. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27359354 свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2017).

4. Валитова И. Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста [Электронный ресурс]/ От истоков к современности: Сб. мат. юб конф.-ции / Изд.-во: М:Когито-Центр, 2015. - С. 65-68. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24855907, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2017).

5. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта [Текст]. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

6. Гурьянова, Т.А. Психологическая готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование [Электронный ресурс]

//Ползуновский вестник, 2005. - №3. - С. 35-44. – Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2005_03/pdf/035Gurianova.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2016).

7. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости [Электронный ресурс]// Вестник КемГУ 2013, №4 (56) Т.2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-materinstvu-v-period-ranney-vzroslosti, свободный - Загл. с экрана (дата обращения 24.04. 2017).

8. Егорова М. А. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений [Электронный ресурс]/ Миронова С.И. // Психологическая наука и образование, 2012 г., №4. –Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948826, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.04.2017).

9. Кон И. С. Ребенок и общество [Текст]. - М., 1988.

10. Коробова, Н.С. Базисные убеждения как фактор психологической готовности к материнству у беременных и небеременных женщин [Электронный ресурс]//Известия высших учебных заведения. Уральский регион – Челябинск: ИзЛиТ, 2016. - №1 - С.123-134. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/88702981.pdf. свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 03.12.2016).

11. Кошкина, О.С. Влияние ценностных ориентаций на психологическую готовность женщин к материнству [Электронный ресурс]//Студенческая наука и XXI век - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2014. - №11. - С. 92-94. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/20307595.pdf. свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.11.2016).

12. Матейчик 3. Родители и дети: Книга для учителя [Текст] / Пер. с чеш. — М., 1992.

13. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству [Электронный ресурс] - 2000. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP052000/MPG-018.HTM, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 15.11.2016).

14. Мид М. Культура и мир детства [Текст] / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И. С. Кона. — М., 1988.

15. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. [Текст] - М.:Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

16. Ролинская, Т.М. Психологическая готовность к материнству [Электронный ресурс]//Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2016. - №50-1. – С.244-249. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/63590981.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.12.2016).

17. Филиппова Г.Г. Психология материнства [Текст] — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240С.

18. Фромм А. Азбука для родителей[Текст]. - Л., 1991.




2018-07-06 1133 Обсуждений (0)
Глава 4.Психологическая готовность к отцовству. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4.Психологическая готовность к отцовству.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)