Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема V.1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ



2018-07-06 1158 Обсуждений (0)
Тема V.1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 10

1. Характеристика развития речи детей дошкольного возраста.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

2. Закономерности развития словаря в дошкольном возрасте.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

· Первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Эта степень обобщения доступна детям до конца первого – начала второго года жизни;

· Вторая степень – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от её размера, материала, из которого она сделана и т.д.). Значение слова здесь шире. Может быть достигнута к концу второго года жизни;

· Третья степень – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.д.). Дети в 3 – 3,5 года;

· Четвёртая степень – слово достигает высшей степени интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово «вещь», например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и т.д.). У детей на пятом году жизни.

 

3. Закономерности развития звукопроизношения в дошкольном возрасте.

Ведущую роль в овладении ребёнком правильным звукопроизношением играет слух. Различие всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с двухлетнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3 – 4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. В возрасте от 2 до 3 лет он усваивает произношение простых по артикуляции звуков:

· гласных;

· губных согласных – «П-Б-М»;

· губно-зубных – «Ф-В»;

· переднеязычных – «Т-Д»;

· заднеязычных – «К-Г-Х»;

· среднеязычных – «Й».

В возрасте 3 – 5 лет:

· свистящими – «С-З-Ц»;

· шипящими – «Ш-Ж-Ч-Щ».

Позднее всего, в возрасте 5 – 6 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – «Р и твёрдого Л». На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.

 

4. Закономерности развития лексико – грамматических связей в дошкольном возрасте.

Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

 

5. Закономерности развития связной речи в дошкольном возрасте.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.

К концу первого года жизни – началу второго появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для него обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими.

 

6. Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Речь у детей с ОВЗ формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5 – 6 лет. Как правило такие дети ограниченно, но понимают речь других людей. Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается на овладении речью.в младшем возрасте он с трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова относящиеся к его потребностям.

Словарный запас детей с ОВЗ беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребёнка отражается на развитие его речи.

У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленная, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.

 



2018-07-06 1158 Обсуждений (0)
Тема V.1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема V.1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)