Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминологический словарь.



2018-07-06 734 Обсуждений (0)
Терминологический словарь. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с нарушением слуха – глухие, слабослышащие, позднооглохшие.

Дети с нарушением зрения – слепые, слабовидящие.

Логопаты – дети с нарушением речи.

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития – слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

Развитие речи – это сложный процесс речевой деятельности, протекающий не одинаково у различных детей, основанный на способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Фонетические нарушения – ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий).

Стойкое нарушение грамматического оформления высказывания – неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

Множественные аграмматизмы – ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Дислалия – хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Голос приобретает «носовое звучание».

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата.

Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить.

Сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Общий мутизм – ребёнок не говорит вообще.

Избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей.

 

Таблица

на тему: «Факторы развития речи детей дошкольного возраста».

Фактор Польза
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Создание условий для общения с другими детьми Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
Совместные игры взрослого и ребёнка Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками.
Речь взрослого – предмет для подражания Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих.
Развитие мелкой моторики рук Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Удовлетворение любознательности ребёнка Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, - это помогает закреплять образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими.
Чтение В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Разучивание стихов Вызывает интерес к стихотворению и желание знать его; помогает понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, учит выразительно читать его перед слушателями; воспитывается любовь к поэзии.
Рассказывание стихов руками Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев. Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

 

 

 



2018-07-06 734 Обсуждений (0)
Терминологический словарь. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминологический словарь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)