Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема V.2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ



2018-07-06 887 Обсуждений (0)
Тема V.2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Определение понятия «сенсорное развитие ребенка».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

2. Характеристика сенсорных систем познания мира и их развитие: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорная система – совокупность структур центральной нервной системы связанных нервными путями с рецепторным аппаратом и друг с другом и предназначенных для анализа раздражителей одной и той же природы с последующим кодированием внешнего сигнала.

Сенсорное воспитание направлено на:

· интеллектуальное развитие;

· полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира;

· наблюдательность;

· возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

· сенсорные эталоны;

· навыки учебной деятельности;

· словарный запас ребёнка.

Развитие слухового восприятия

Обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребёнка.

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.

Зрительное восприятие играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Развитие осязания

Осязание (тактильное чувство) – заключается в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые давлением, прикосновением, вибрацией, действием. В отличии от остальных чувств, которые реализуются через конкретные образы – глаза, уши или рот – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Осязание даёт информацию только при касании. Осязание может заменять другие чувства, например зрение. У людей лишенных зрения и слуха, осязание основной источник информации.

Развитие обоняния и вкуса

Обоняние – процесс восприятия запаха. Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков, и, следовательно, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.

Формирование вкуса маленького ребенка начинается с культуры приема пищи. Во время трапезы лучше отбросить все проблемы и вопросы.

Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем нас мире. Характеризуя тот или иной аромат, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т.д. Все это развивает не только мышление, но и речь малыша.Для развития обоняния можно поиграть с ребенком в следующую игру: заполните несколько бутылочек разными пахучими веществами. Для этого прекрасно подойдут специи, чай, цедра апельсина или лимона. Затем предложите ребенку охарактеризовать каждый аромат.

 

3. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ

Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

 

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

Сенсорное развитие осуществляется:

- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.

- в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;

- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;

- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни

- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию.

 



2018-07-06 887 Обсуждений (0)
Тема V.2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема V.2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)