Тема V.2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. 2. Характеристика сенсорных систем познания мира и их развитие: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Сенсорная система – совокупность структур центральной нервной системы связанных нервными путями с рецепторным аппаратом и друг с другом и предназначенных для анализа раздражителей одной и той же природы с последующим кодированием внешнего сигнала. Сенсорное воспитание направлено на: · интеллектуальное развитие; · полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира; · наблюдательность; · возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; · сенсорные эталоны; · навыки учебной деятельности; · словарный запас ребёнка. Развитие слухового восприятия Обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребёнка. Развитие зрительного восприятия Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь. Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина. Зрительное восприятие играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Развитие осязания Осязание (тактильное чувство) – заключается в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые давлением, прикосновением, вибрацией, действием. В отличии от остальных чувств, которые реализуются через конкретные образы – глаза, уши или рот – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Осязание даёт информацию только при касании. Осязание может заменять другие чувства, например зрение. У людей лишенных зрения и слуха, осязание основной источник информации. Развитие обоняния и вкуса Обоняние – процесс восприятия запаха. Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков, и, следовательно, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности. Формирование вкуса маленького ребенка начинается с культуры приема пищи. Во время трапезы лучше отбросить все проблемы и вопросы. Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем нас мире. Характеризуя тот или иной аромат, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т.д. Все это развивает не только мышление, но и речь малыша.Для развития обоняния можно поиграть с ребенком в следующую игру: заполните несколько бутылочек разными пахучими веществами. Для этого прекрасно подойдут специи, чай, цедра апельсина или лимона. Затем предложите ребенку охарактеризовать каждый аромат.
3. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия. Сенсорное развитие осуществляется: - в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов. - в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх; - в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.; - в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде; - в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни - на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |