Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Навыки самоуправления и самостоятельного обучения



2018-07-06 1151 Обсуждений (0)
Навыки самоуправления и самостоятельного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема развития творческих способностей, формирования самостоятельного мышления и действия не является исключительно российской, а характерна и для систем образования развитых стран. В России она, безусловно, обладает своеобразными чертами, обусловленными особенностями становления культуры, которая во взаимодействии с менталитетом нации. формирует мышление и определяет программу поведения индивида.

Ряд исследовательских институтов в Западной Европе и США заняты развитием различных концепций образования, отвечающим вызовам современности. Широкое распространение получает самоуправляемое обучение, под которым понимается приобретение умения перерабатывать информацию, впечатления, знания в ходе самостоятельных процессов их осмысления и интерпретации, существенным образом ориентированных на жизненно важные цели и намерения.

На сегодняшний день это понятие еще не получило достаточного теоретического обоснования. Сегодня в научной западноевропейской литературе фигурируют обозначения «самоуправляемое», «самоорганизованное», «автономное», «саморегулируемое», «самоинициированное» обучение. Выработка однозначного определения затрудняется многообразием дисциплин, включенных в поле исследования - теории общей психологии (теория деятельности, переработки информации, эмоций), общественные модели для описания компетенций и взаимосвязей самоуправляемого обучения, методико-дидактические дисциплины и многое другое. На сегодня еще не существует единого взгляда и общей теоретической интерпретации этого понятия.

Самоуправляемое обучение (СУО) рассматривается в разнообразных аспектах - как условие, метод и цель обучения, как синтез формы и метода, как способ индивидуализации образования, как возможность конструирования и оформления собственной биографии, как архитектура самообразования, как совокупность базовых компетенций, как значимый элемент развития культуры образования.

Доля самоуправляемого обучения по сравнению с реализацией традиционных образовательных форм довольно мала, не являясь планомерно и последовательно внедряемой моделью. Между тем, самоуправляемость и самостоятельное обучение служили в Западной Европе идеалами реформистского школьного движения, нацеленного на преобразование «книжной школы» в «школу труда». Учащиеся должны были воспринимать процесс учебы как серьезную работу, как процесс обретения и создания ценностей. X. Гаудиг пропагандировал «свободный духовный труд», полагая, что только так активизируются силы учащегося и проявляются его индивидуальные склонности и таланты.

Всемирно известный американский педагог в области образования взрослых М. Ноулес обосновывал актуальность и важность самоуправляемого обучения, указывая на то, что учащиеся, берущие инициативу в свои руки, учатся более эффективно и продолжительно. Их отличает целеустремленность и более высокая мотивация по сравнению с пассивно настроенными учащимися, которые только и ожидают, что их кто-нибудь чему-нибудь научит. Ученый признает трагическим тот факт, что люди, по сути, так и не научились учиться.

Самоуправляемое обучение стало важной темой исследования в области когнитивной психологии, составляя часть общей проблемы, направленной на познание самовосприятия человека, его способности самостоятельно регулировать и управлять своим поведением Знания не передаются от учителя к ученику, а выстраиваются и конструируются самим учащимся в конкретной ситуации на основе личного опыта.

Исследования в данной области опираются на результаты нейропсихологических и биохимических экспертиз, согласно которым центральная нервная система является автопоэтическим, то есть саморегулируемым, рефлексирующим организмом. Базируясь на вышеназванных принципах, самоуправляемое обучение является особой формой, концентрирующейся на «эмансипированной» образовательной цели, которая заключается в том, что учащийся (индивидуально или в группе) учится максимально самостоятельно управлять учебными процессами, то есть не просто открывается меняющемуся внешнему потоку информации, а активно дифференцирует его сообразно поставленным задачам.

Учащиеся могут использовать личные образовательные возможности (формальные и информальные) и гибко комбинировать их по своему усмотрению, что подразумевает отсутствие первичного руководства извне. Самоорганизация учащегося является базисом для проникновения знания в индивидуальную когнитивную структуру.

Самоуправляемое обучение не следует отождествлять с самообразованием, так как осуществляется оно между полюсами организованного извне и информального образования, находясь в области сознательного обучения. Полностью самоуправляемое обучение и обучение, целиком управляемое с внешней стороны, являются крайностями, экстремальными ценностями одного континуума, не встречающимися в реальности. Различия мы находим между внутренним и внешним самоуправлением, то есть активным приближением индивидуума к предмету обучения.

Однако понятие самоуправляемого обучения не исчерпывается самостоятельным решением учащегося в выборе образовательной цели, темы и места обучения. Сокращение внешнего регулирования учебными процессами не приводит автоматически к самоуправлению. Обучение в узком смысле (обретение и осмысление новых знаний) всегда требует от учащегося хотя бы минимального самоуправления.

Основные цели и задачи обучения как развития личностных компетенций представляются следующим образом:

- формирование личностной, профессиональной, социальной зрелости,

-создание условий для личностного самоопределения,

-развитие собственной ответственности,

-развитие способности к самостоятельному мышлению и действию,

-развитие способности к решению проблем и конфликтной устойчивости,

-готовность к непрерывному образованию,

-автономия в обучении,

-способность критиковать и адекватно воспринимать критику.

Цели и задачи самоуправляемого обучения могут трактоваться как развитие компетенций/способностей к планированию, реализации и оценке учебных процессов и обозначаться как «компетенции самообразования».

Самоуправляемое обучение (СУО) требует пересмотра позиций для всех участников образовательного процесса. Изменение ролей приводит к появлению обозначений, соответствующих новому статусу преподавателя, таких как консультант, тьютор, модератор. При этом преподаватель должен постепенно перейти из роли учителя, сообщающего знания и развивающего способности своих учеников, в роль сопровождающего лица, создающего возможности для успешного обучения. Тем не менее, преподавательский состав в рамках СУО играет решающую роль в плане инициирования, сопровождения, модерации учебных процессов, четкого следования поставленным образовательным целям.

В Западной Европе концепции СУО широко применяются в различных видах и формах обучения. Определенные особенности СУО - пространственная и временная гибкость - существенно облегчают перенос учебного процесса на рабочие места, обеспечивая интеграцию образования в трудовой процесс. Эта тенденция активно используется предприятиями при организации систем внутрифирменного обучения.

СУО используется в рамках дистанционного обучения. Основы СУО находят применение в реализации проектов социальной направленности (проект по профессиональному обучению безработных и социально отчужденных групп населения),

Однако практика показывает, что организация обучения по принципу самоуправления непривычна для любых социально-демографических групп. Необходимо «мягкое» введение учащихся в новую образовательную концепцию для первоначального снижения барьера. Причем внедрение СУО целесообразно для всех возрастных категорий и видов обучения от дошкольного воспитания до образования в третьем возрасте.



2018-07-06 1151 Обсуждений (0)
Навыки самоуправления и самостоятельного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Навыки самоуправления и самостоятельного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)