Научные и инженерные организации
Лекция 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Научные и инженерные организации
К числу основных научных организаций относятся научно-исследовательские институты (НИИ) и университеты. НИИ как специализированные учреждения для проведения научных исследований возникли в конце XIX — начале XX в. К середине XX в. они стали основной формой организации научной деятельности. НИИ подразделяются на различные типы по признаку ведомственной принадлежности: академические (в составе научных академий), университетские (в составе университетов), отраслевые, межотраслевые, международные. НИИ состоят из ряда структурных подразделений: лабораторий, отделов, секторов и т. д. Как правило, НИИ имеют исследовательскую или проектную направленность. К первым относятся, прежде всего, академические и университетские НИИ, главным образом занимающиеся исследованием фундаментальных научных проблем, ко вторым — отраслевые НИИ, деятельность которых в основном связана с решением прикладных научно-технических задач. Академические и университетские НИИ входят в состав соответственно научных академий и университетов на правах самостоятельных учреждений. Отраслевые НИИ являются самостоятельными учреждениями, которые подчиняются непосредственно отраслевым министерствам (ведомствам) или входят в состав крупных производственных фирм (производственных объединений). Кроме того, многие университеты и производственные предприятия имеют в своем составе специальные научные подразделения. Роль университетов в развитии инновационных процессов определяется тем, что осуществляемые в них исследования носят преимущественно фундаментальный характер. Важностью выполняемых университетами функций по формированию фундаментальной базы научно- Наибольшая поддержка развитию НИОКР в университетах оказывается в США. В Западной Европе университеты рассматриваются в основном как учебные заведения, где научные исследования играют вспомогательную роль. Существующая тенденция сокращения государственных ассигнований на выполнение в университетах фундаментальных исследований приводит к тому, что университеты начинают заниматься прикладными исследованиями и техническими разработками, стремясь при этом привлечь средства частных фирм (прежде всего путем заключения договоров на конкретные работы). В индустриально развитых странах широкое распространение получил такой тип научно-исследовательских учреждений, как государственные лаборатории, имеющие ведомственное подчинение. Такие лаборатории довольно часто играют важную роль в выполнении исследований Результаты работы НИИ находят свое продолжение в техническихпроектах, которые разрабатываются в конструкторских (КБ) и технологических (ТБ) бюро (бывают также комплексные конструкторско-технологические бюро). КБ и ТБ могут быть самостоятельными учреждениями, а также могут входить в состав НИИ или фирм. В свою очередь, крупные КБ и ТБ могут иметь в своем составе научные и производственныеподразделения. Как правило, государство всемерно поощряет стремление университетов к укреплению связей с фирмами. Однако последние далеко не всегда идут на сближение с университетами. Это объясняется тем, что фирмы стремятся обеспечить секретность работ, которые проводятся в их Для укрепления своих позиций университеты используют разнообразные средства, в частности, всемерно расширяют межуниверситетскую кооперацию в проведении научных исследований, в использовании уникального и дорогостоящего оборудования, высококвалифицированныхкадров. Для этих целей создаются межуниверситетские консорциумы,специализированные исследовательские центры, вычислительные центры, информационные сети и т. п. В ходе развития связей между университетами и фирмами получаютвсе большее распространение новые организационные формы сотрудничества, а сама университетская наука всебольше приобретает коммерческий характер. Так, на базе университетов появляются научные центры с собственной, достаточно стабильной тематикой. В число заказчиков таких центров входят в основном фирмы, вложившие средства в их создание. Наиболее крупные центры создаются при непосредственной поддержке государства с условием последующего перехода на самоокупаемость. Более высокой по сравнению с научными центрами формой сотрудничества университетов и фирм являются специализированные инновационные комплексы, возникающие вокруг университетов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |