Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные и инженерные организации



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Научные и инженерные организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научные и инженерные организации

 

К числу основных научных организаций относятся научно-исследовательские институты (НИИ) и университеты.

НИИ как специализированные учреждения для проведения научных исследований возникли в конце XIX — начале XX в. К середине XX в. они стали основной формой организации научной деятельности. НИИ подразделяются на различные типы по признаку ведомственной принадлежности: академические (в составе научных академий), университетские (в составе университетов), отраслевые, межотраслевые, международные. НИИ состоят из ряда структурных подразделений: лабораторий, отделов, секторов и т. д. Как правило, НИИ имеют исследовательскую или проектную направленность. К первым относятся, прежде всего, академические и университетские НИИ, главным образом занимающиеся исследованием фундаментальных научных проблем, ко вторым — отраслевые НИИ, деятельность которых в основном связана с решением прикладных научно-технических задач.

Академические и университетские НИИ входят в состав соответственно научных академий и университетов на правах самостоятельных учреждений. Отраслевые НИИ являются самостоятельными учреждениями, которые подчиняются непосредственно отраслевым министерствам (ведомствам) или входят в состав крупных производственных фирм (производственных объединений). Кроме того, многие университеты и производственные предприятия имеют в своем составе специальные научные подразделения.

Роль университетов в развитии инновационных процессов определяется тем, что осуществляемые в них исследования носят преимущественно фундаментальный характер. Важностью выполняемых университетами функций по формированию фундаментальной базы научно-
технического развития объясняется значительный уровень расходов напроводимые в них исследования. Однако степень ресурсного обеспечения науки в университетах остается все же более низкой, чем в государственных научно-исследовательских учреждениях и в промышленности.

Наибольшая поддержка развитию НИОКР в университетах оказывается в США. В Западной Европе университеты рассматриваются в основном как учебные заведения, где научные исследования играют вспомогательную роль. Существующая тенденция сокращения государственных ассигнований на выполнение в университетах фундаментальных исследований приводит к тому, что университеты начинают заниматься прикладными исследованиями и техническими разработками, стремясь при этом привлечь средства частных фирм (прежде всего путем заключения договоров на конкретные работы).

В индустриально развитых странах широкое распространение получил такой тип научно-исследовательских учреждений, как государственные лаборатории, имеющие ведомственное подчинение. Такие лаборатории довольно часто играют важную роль в выполнении исследований
в военно-космической области. Так, в США в наиболее крупных масштабах ведутся военные НИОКР в Ливерморской и Лос-Аламосской национальных лабораториях, подчиненных министерству энергетики.

Результаты работы НИИ находят свое продолжение в техническихпроектах, которые разрабатываются в конструкторских (КБ) и технологических (ТБ) бюро (бывают также комплексные конструкторско-технологические бюро). КБ и ТБ могут быть самостоятельными учреждениями, а также могут входить в состав НИИ или фирм. В свою очередь, крупные КБ и ТБ могут иметь в своем составе научные и производственныеподразделения.

Как правило, государство всемерно поощряет стремление университетов к укреплению связей с фирмами. Однако последние далеко не всегда идут на сближение с университетами. Это объясняется тем, что фирмы стремятся обеспечить секретность работ, которые проводятся в их
собственных научных подразделениях. Как следствие, специалисты университетов нередко бывают недостаточно знакомы с современным производством и с теми проблемами, которые оно ставит перед наукой. С другой стороны, сами университеты далеко не всегда заинтересованы
в сотрудничестве с фирмами, так как большинство проблем, интересующих фирмы, носят нефундаментальный характер, что не отвечает творческим интересам университетских специалистов. Кроме того, фирмы, исходя из необходимости соблюдения коммерческой тайны, требуют от
университетских исполнителей ограничений в публикациях и обменеинформацией, что опять-таки не согласуется с традициями фундаментальной науки.

Для укрепления своих позиций университеты используют разнообразные средства, в частности, всемерно расширяют межуниверситетскую кооперацию в проведении научных исследований, в использовании уникального и дорогостоящего оборудования, высококвалифицированныхкадров. Для этих целей создаются межуниверситетские консорциумы,специализированные исследовательские центры, вычислительные центры, информационные сети и т. п.

В ходе развития связей между университетами и фирмами получаютвсе большее распространение новые организационные формы сотрудничества, а сама университетская наука всебольше приобретает коммерческий характер. Так, на базе университетов появляются научные центры с собственной, достаточно стабильной тематикой. В число заказчиков таких центров входят в основном фирмы, вложившие средства в их создание. Наиболее крупные центры создаются при непосредственной поддержке государства с условием последующего перехода на самоокупаемость. Более высокой по сравнению с научными центрами формой сотрудничества университетов и фирм являются специализированные инновационные комплексы, возникающие вокруг университетов.

 

 


 

 



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Научные и инженерные организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные и инженерные организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)