Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательства России



2018-07-06 282 Обсуждений (0)
Законодательства России 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные предпосылки разработки информационного

Информационное пространство не может существовать без правового регулирования тех общественных отношений, которые возникают в процессах создания, сбора, накопления, хранения, актуализации, поиска и распространения информации и в других информационных процессах.

В бывшем СССР информационного законодательства практически не было. Немногочисленные постановления ЦК КПСС и правительства были направлены, в основном, на создание крупных информационных систем, имеющих целью обеспечение информацией государственных органов, а гражданин – основной потребитель информации – находился при этом за пределами внимания государства. Информация была во многом закрыта для общества (спецхраны в архивах, ограничения тематики комплектования в библиотеках и т.д.).

В начале 1990-х гг. положение дел кардинально меняется. Принята новая Конституция РФ, которая включает и правовые нормы, относящиеся к информационной сфере. Только с 1991 по 1995 гг. по вопросам информационного законодательства было издано около 500 нормативных правовых актов. Из них 75 актов полностью относятся к тематике информационного законодательства (среди них – 14 федеральных законов), остальные акты включают отдельные нормы по этим вопросам.

Важнейшим событием следует считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», который стал базовым нормативным правовым документом информационного законодательства.

8 июля 2006 г. Государственной Думой РФ принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулирующий отношения в сфере поиска, получения, передачи и распространения информации, а также её защиты. После вступления в силу этого документа, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», действовавший с 1995 г. признан утратившим силу.

Но отсчёт формирования данной сферы ведётся от вышедшего в 1991 г. Закона РФ «О средствах массовой информации».

В целом принятые к настоящему времени акты заложили основы регулирования отношений в сфере создания и использования информации. Впервые введено и определено множество базовых понятий. Среди них – обладатель информации, оператор информационной системы, равенство доступа к информации, государственные информационные системы, конфиденциальность информации и другие. Вместе с тем многие проблемы, решаемые при использовании традиционных и новейших информационных технологий, не находят окончательного правового решения в новой информационной среде.

Нельзя утверждать, что правовое законодательство, регулирующее сегодня информационные процессы в нашей стране уже окончательно сложилось и успешно регулирует общественные отношения в этой области. Однако работа, ведущаяся в этом направлении достаточно интенсивна.

Наряду с другими направлениями правового регулирования информационной сферы развивается и библиотечное законодательство.

Основными предпосылками разработки законодательных актов в области библиотечного дела могут быть названы следующие.

Они делятся на общие и сугубо профессиональные[1].

К общим, присущим различным областям деятельности (то есть не только культуре), относятся:

1. Начавшийся после I съезда народных депутатов СССР (1989 г.) процесс постепенного разделения в стране законодательной, исполнительной и судебной властей, стимулировавший разработку и пересмотр огромного числа законных и подзаконных (например, постановлений Совета Министров СССР, РСФСР) актов в самых различных областях нашей жизни, в том числе и в области культуры.

2. Распад СССР, создание и образование самостоятельных, суверенных государств, объективно требующих своего законодательства и своих конституций.

3. Полный отказ от политики изоляционизма – одного из основополагающих принципов сталинской модели развития страны, и активное вхождение в политическую, экономическую информационную, религиозную, образовательную и культурную мировую систему, объективно требующее совместимости идеологических, технических, духовных и интеллектуальных ценностей, взглядов и принципов развития жизни.

4. Интерес общества к своим интеллектуальным и духовным учреждениям, организациям – вузам, школам, колледжам, лицеям, библиотекам, музеям, церквям, который проявлялся в смягчении диктата органов власти, значительном расширении прав и обязанностей этих учреждений, их техническом оснащении. В то же время необходимо отметить стремление определённой части представителей властных структур любым образом, не гнушаясь ничем, отнять у учреждений культуры и образования их помещения для осуществления коммерческой деятельности.

К сугубо профессиональным предпосылкам, имеющим место главным образом в библиотечном деле, могут быть отнесены:

1. Наличие многолетнего опыта в разработке документов, которые можно разделить на 3 группы:

- законы, указы, постановления, решения и распоряжения органов высшей власти СССР, СНГ, РСФСР, Российской Федерации;

- общесоюзные и российские нормативные документы – типовые нормы, правила, положения, минимумы, инструкции информационной, библиотечной тематики;

- государственные, республиканские, отраслевые стандарты по вопросам информации, являющиеся законодательными документами прямого действия, направленные на унификацию и упорядочение различных аспектов библиотечной, библиографической, информационной, издательской деятельности.

2. Наличие многолетнего опыта разработки многочисленных законов библиотечной тематики за рубежом.

3. Разработка правового обеспечения библиотечного дела явилась требованием практики. Сами библиотечные работники требовали узаконить права библиотекарей и читателей, взаимоотношения библиотек с государством, права и обязанности библиотек и их учредителей. Перед библиотечным законодательством ставились цели: не быть регрессивным, разрушающим работу учреждений культуры; сохранить в библиотечном деле то, что ещё в нём осталось; стимулировать то хорошее и прогрессивное, что должно преобладать в работе каждого учреждения культуры; защитить библиотеки от посягательств со стороны нерадивых сотрудников и читателей, власть имущих должностных лиц различных структур; устранить многочисленные и во многом противоречивые ведомственные нормативные акты, препятствующие эффективной деятельности библиотек в новых условиях.

Специалисты других отраслей к началу 1990-х гг. также констатировали отсутствие упорядоченности процесса нормотворчества в сфере информационных отношений; издание несогласованных между собой нормативных актов на разных уровнях власти; пробелы в урегулировании правоотношений.

Вместе с тем стремительно развивающаяся тенденция перехода к информационному обществу придаёт особую актуальность исследованиям информационного содержания социальных процессов, попадающих в сферу интересов права, форм представления, движения, использования информации.

Учитывая всё вышесказанное 29 апреля 1992 г. Председателем комиссии по правовой информатизации России была утверждена «Программа подготовки законодательного и нормативного обеспечения работ в области информационных процессов и информатизации». В соответствии с упомянутой программой при Роскоминформе организован Координационный Совет из ведущих специалистов в этой области, а при головной организации Роскоминформа по этому направлению – Научно-техническом центре Информсистема сформированы коллективы учёных и специалистов по разработке конкретных проектов законов в области информатизации. 19 июля 1993 г. Председателем комиссии Верховного Совета РФ по транспорту, связи, информации и космосу утверждена «Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России».

В последующие годы программные документы в этой области регулярно рассматривались и утверждались на правительственном уровне.

В 1995 г. была подготовлена и опубликована «Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности в Российской Федерации»[2]. В приложении к Концепции содержался «Классификатор субъектов правового регулирования», в котором первыми среди организаций значатся библиотеки.

В 1998 г. принята новая программа - «Программа нормативно-правового обеспечения сферы информатизации в условиях формирования в России информационного общества»[3].

В соответствии с «Концепцией государственной информационной политики» (одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи созыва 1996-2000 гг. 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ 21 декабря 1998 г.) основными задачами государственной информационной политики являются:

- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации (СМИ);

- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

- обеспечение информационной безопасности;

- формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно было реализовываться в рамках информационного права, формулируются следующим образом:

- реализация принципа правового равенства всех участников процесс информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

- совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативно-правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;

- признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;

- персонифицирование ответственности за сохранность информации, её засекречивание и рассекречивание;

- защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искажённой и недостоверной информации;

- предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

Отмечалось, что правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:

1) разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

2) совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;

3) систематизация и кодификация актов информационного законодательства;

4) согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;

5) разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующего и разрабатываемого законодательства;

6) разработка и применение методов оценки эффективности действующего законодательства;

7) координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;

8) активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).

Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права при этом должны быть:

1) анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;

2) разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника – информационного законодательства;

3) анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;

4) повышение информационно-правовой культуры общества.

Проблемы правового регулирования и приоритеты развития законодательства в сфере информации и информатизации в этот период рассматривали в своих работах Г. Артамонов, О. Финько, Б. Кристальный, Ю. Травкин, И. Родионов и др.[4].

На сегодняшний день информационное право заняло своё, особое место в системе наук и научных дисциплин. Большой вклад в разработку этой новой комплексной юридической отрасли внесли А.Б. Агапов, М.М. Рассолов, В.А. Копылов, И.Л. Бачило, Н.Н. Ковалёва, И.С. Мелюхин, Ю.А. Тихомиров, О.А. Городов, Ю.М. Батурин, А.Г. Серго, А.А. Тедеев, С.Я. Казанцев и др. Правовому регулированию библиотечно-информационных отношений посвящены работы В.Р. Фирсова, В.К. Клюева, О.Ф. Бойковой и др.

Приоритеты государственной политики в сфере информации, информационных технологий, культуры в настоящее время установлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

20 октября 2010 г. Правительством РФ утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», которая, наряду с другими вопросами, предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере связи и информационных технологий. Планируется подготовка и сопровождение рассматриваемых в Федеральном Собрании Российской Федерации проектов федеральных законов. Среди приоритетных направлений законотворческой деятельности на обозначенный период названы:

- внесение изменений в федеральные законы «О связи», «О почтовой связи», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др., уточнение используемых терминов, статей законов, касающихся Интернет-технологий, защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), служебной тайны;

- подготовка проектов актов Правительства РФ о совершенствовании правил оплаты услуг мобильной связи; обеспечивающих формирование механизмов частно-государственного партнерства, в том числе в отношении инфраструктуры широкополосного доступа; расширении внедрения электронного документооборота в работу государственных органов; расширении льгот и преференций для предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, технологическое проектирование и приобретение новых технологий; упрощении порядка импорта технологий.

 



2018-07-06 282 Обсуждений (0)
Законодательства России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательства России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)