Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект информационного права. Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации



2018-07-06 1130 Обсуждений (0)
Объект информационного права. Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект права определяется в юридической литературе как «блага, обеспечиваемые правом как цели»[5].

Объект информационного права – это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения.

Если говорить более определённо, то объектом информационного права является информация в её многочисленных и многообразных формах: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации и др.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой ил распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определённые юридические последствия при её обращении информации. Эти свойства и особенности закреплены в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях – особенностях поведения субъектов, их правах, обязанностях и ответственности по фактам поведения.

К основным юридическим особенностям и свойствам информации можно отнести[6]:

1. Свойство физической неотчуждаемости – основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Поэтому при юридическом закреплении факта передачи информации от одного лица к другому – процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на её использование и передаваться вместе с этими правами.

2. Свойство обособляемости – для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от её производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.

3. Свойство информационной вещи (информационного объекта) - возникает в силу того, что информация передаётся и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информации (её содержания) и носителя, на котором эта информация (содержание) закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимоувязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности.

4. Свойство тиражируемости (распространяемости) – информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения её содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объём прав по использованию информации (её содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содержании информации).

5. Свойство организационной формы – информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, то есть в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство даёт возможность юридически закреплять факт «принадлежности» документа конкретному лицу, например, соответствующей подписью в традиционном или электронном виде. Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

6. Свойство экземплярности – заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учёт экземпляров информации через учёт носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности даёт возможность вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизм регистрации информации, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность информации также активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.

Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений

Информацию можно классифицировать по различным основаниям.

По роли в правовой системе (источнику создания) информация разделяется на:

1) неправовую – создаётся не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм. Этот вид информации может выступать как объект гражданского права, массовая информация и т.д.

2) правовую – создаётся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Бывает:

а) нормативная правовая информация, которая создаётся в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Классификация нормативной правовой информации по видам актов:

1. Нормативные правовые акты федерального уровня - Конституция РФ - Федеральные конституционные законы РФ - Федеральные законы РФ - Указы и распоряжения Президента РФ - Постановления и распоряжения Правительства РФ - Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
2. Нормативные правовые акты субъектов РФ - Законодательные акты субъектов РФ - Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ - Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ
3. Акты органов местного самоуправления - Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления - Нормативные правовые акты органов администрации

 

б) ненормативная правовая информация, которая создаётся, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создаётся в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1. Общая информация о состоянии законности и правопорядка - заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности - судебная, уголовная и прокурорская статистика - информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе по представлению Уполномоченного по правам человека) - социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов
2. Информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах - договоры - соглашения и т.п. документы
3. Информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления информация по исполнению нормативных предписаний
4. Информация судов и судебных органов - судебные дела - судебные решения и т.п.
5. Информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений - криминологическая (данные о преступности и др. правонарушениях, эффективности уголовных наказаний) - криминалистическая (используемая при доказательстве факта преступления идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление) - судебно-экспертная (используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого) - оперативно-розыскная (содержащая сведения, отражающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния)

 

По степени доступа выделяется:

1. Открытая (общедоступная) информация - информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и др. информация, создаваемая с целью извлечения прибыли) - массовая информация (содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет, в том числе рекламная информация) - информация о выборах, референдумах - официальные документы (создаваемые в порядке законотворчества или иной правовой деятельности – законы, судебные решения и т.д.) - обязательно предоставляемая информация (создаётся юридическими и физическими лицами в порядке учёта и отчётности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством - обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учётных документах, данные документов, предоставляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и т.п. информация) - другая открытая информация
2. Информация ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности - информация, существующая в виде государственной тайны - информация, существующая в виде конфиденциальной информации (например, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна, персональные данные (в порядке защиты личной тайны))

 

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

По кругу лиц бывает информация:

1) предназначенная для неограниченного круга лиц (массовая информация - печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);

2) индивидуальная (является объектом гражданских прав).

Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация в её многочисленных и многообразных формах, то есть информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте, в зависимости от которой и возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Иными словами анализируя информацию как объект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

 



2018-07-06 1130 Обсуждений (0)
Объект информационного права. Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект информационного права. Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)