Методы информационного права
Различают методы правового регулирования в информационном праве и методы информационного права как науки. Метод правового регулирования в информационном праве – это способы (совокупность способов) воздействия отрасли информационного права на информационные отношения[16]. По сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Любая отрасль права, в том числе информационное право, использует в качестве способов регулятивного воздействия на правовые отношения: - предписание (распоряжение, повеление); - запрет; - дозволение. Поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений: 1) метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, равенства сторон и свободы выбора. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. Этот метод применяется при воздействии на отношения, возникающие, например, по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, отношений по предоставлению информации. 2) метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений. В юридическом инструментарии данного метода преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения являются запреты и позитивные обязывания. Применяется к отношениям по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны[17]. При изучении информационного права также применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные методы. Главным образом применяются методы правовой науки, используемые в конкретных юридических науках и составляющие их методологическую основу: - формально-догматический метод - исследует догму информационного права (догма - (от греч. dogma – мнение, постановление, учение) основные положения какого-либо учения); - метод сравнительного правового исследования; - метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права; - метод социологического исследования; - сравнительно-исторический метод; - методы алгоритмизации и моделирования; - метод системного подхода. Отличительной особенностью информационного права считается наличие особых объектов правоотношений, почти не изученных правовой наукой – это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики[18].
[1] Стахевич А.М. Задачи законотворческой деятельности в области библиотечного дела (постановка вопросов // Науч. и техн. б-ки. - 1993. - № 5. - С.8-18; Фирсов В.Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. Санкт-Петербург, 2000. С.16-69. [2] Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности в Российской Федерации» // Проблемы информатизации. -1995. - № 1. – С.6-15. [3] Герасимов Б.М. Семинар по информационному законодательству // Информ. ресурсы России. – 1998. - № 4. – С.37-38). [4] Артамонов Г. Основные положения Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации // Информ. ресурсы России. – 1999. - № 6. – С.21-26; Артамонов Г. К вопросу об информационном законодательстве России // Информ. ресурсы России. – 2000. - № 2. – С.16-18; Финько О., Кристальный Б., Травкин Ю. О законодательном регулировании правоотношений, возникающих в связи с развитием сети Интернет в России // Информ. ресурсы России. – 1999. - № 6. – С.15-20; Родионов И. Правовые вопросы бизнеса в Интернете // Информ. ресурсы России. – 2000. - № 1. – С.29-30). [5] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: учеб. пособие. Вып.3. – Москва, 1995 (по изданию 1910-1912 гг.) . – С. 186. [6] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.49-50. [7] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.84. [8] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.98. [9] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.110-111. [10] Копылов В.А. Информационное право: учебник:. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.105. [11] Теория государства и права [Текст]: учебник / С.С.Алексеев, С.И.Архипов, Г.В.Игнатенко и др. 2-е изд., изм. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2000. 595 с.
[12] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.107. [13] Ковалёва Н.Н. Информационное право России: учеб. пособие. Москва: Дашков и К°, 2007. С56-58. [14] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.102-103. [15] Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов. Москва: Высш. образование, 2009. С.86-94. (Магистр права). [16] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.100; Городов О.А. Информационное право: учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2013. С.21. [17] Ковалёва Н.Н. Информационное право России: учеб. пособие. Москва: Дашков и К°, 2007. С.30-31; Городов О.А. Информационное право: учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2013. С.21-22. [18] Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2003. С.112-114.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |