Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 17 СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ



2018-07-06 645 Обсуждений (0)
ГЛАВА 17 СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Системы поддержки принятия решений(СППР) — новое, пока не устоявшееся, но очень перспективное направление в геоин­формационных технологиях. Имеется множество их определений. Например, согласно работе [G.Biswas, M.Oliff, A.Sen, 1984] они характеризуются как совокупности инструментальных средств, обеспечивающие формирование (моделирование) альтернативных решений на разных этапах принятия решений, их анализ и выбор вариантов, удовлетворяющих поставленным условиям. В. В. Пржи-ялковский [2001] трактует их как системы, обеспечивающие по­лучение информации, необходимой для тактического планирова­ния и деятельности лиц, принимающих решения. Эти системы базируются на анализе данных из баз данных (БД), в том числе с использованием математических методов и с применением средств визуализации. Пользователями таких систем обычно являются пред­ставители среднего управляющего персонала. А вот компьютер­ные системы, позволяющие готовить сведения и предоставлять их враспоряжение старшего управляющего персонала с ограничен­ным опытом использования ЭВМ, называют информационными системами руководителя (ИСР). Они должны предоставлять ин­формацию по конкретным возникающим запросам с любой до­пустимой степенью детализации. Такие системы играют важную роль в стратегическом управлении организациями.

Абитуриент, поступающий в университет, премьер-министр, планирующий реформы, или брокер, скупающий и продающий акции, — все они решают задачи выбора лучшего варианта дей­ствий. В этих задачах есть много общего, например, возможности и ограничения переработки информации человеком, а также ме­тоды анализа вариантов действий, которые принято называть ме­тодами принятия решений [О.М.Ларичев, 2000]. СППР, как уже упоминалось, используют материалы баз данных не только в виде исходных («сырых») данных, но и предварительно обработанных. Цель такой обработки состоит в том, чтобы сделать данные при­годными и удобными для аналитического использования разны­ми группами пользователей, сохранив при этом их исходную ин­формативность. Процедуру «очистки» исходных данных, заключа­ющуюся в устранении избыточности, противоречивости и в эли­минации шумов, называют первичной обработкой данных. Более сложная обработка может включать восстановление пропущенных

значений в исходных данных и др. Использование статистиче­ских, оптимизационных и других алгоритмов (корреляции, клас­сификации и т.д.) позволяет находить закономерности и зависи­мости в данных, а также синтезировать их, что называют исследо­ванием данных[В.В.Пржиялковский, 2001]. Интеллектуальный анализ данных (ИАД) обычно определяют как метод поддержки принятия решений, основанный на анализе зависимостей между данными [В.Львов, 2001]. Методики, которые на основе каких-либо моделей, алгоритмов, математических теорем позволяют оце­нивать значения неизвестных характеристик и параметров по из­вестным данным, являются аналитическими технологиями. Гене­тические алгоритмы — это другой вид технологий, применяемых для поиска оптимальных решений. В этих алгоритмах используется идея естественного отбора среди живых организмов в природе, поэтому они и называются генетическими. Генетические алгорит­мы часто применяются совместно с нейронными сетями, позволяя создавать гибкие, быстрые и эффективные инструменты анализа данных [НейроПроект, 1999]. Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соеди­нения новых знаний с имеющимися. Прагматические модели яв­ляются инструментом управления и организации практических действий, способом представления «образцово правильных» дей­ствий или их результата [Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко, 1989]. Ситуационный план — план, содержащий конкретные предписа­ния, которые должен выполнять каждый принимающий решения в той или иной ситуации, и каких последствий следует ожидать в результате реализации такого решения. При наличии конкретного ситуационного плана появляется возможность действовать соглас­но этому плану в непредвиденных обстоятельствах. При этом умень­шается неопределенность в действиях лиц, принимающих реше­ния при ситуации риска [EDI-Press & Web Mission, 2000 — 2001].

История систем поддержки принятия решений.Возникновение и применение термина «системы поддержки принятия решений» относится к 70 — 80-м годам прошлого века. Кроме этого, в после­дние десятилетия в этот термин постоянно вкладываются новые значения, что, естественно, связано с развитием информацион­ных технологий. Сам термин возник не на пустом месте. Понятия, вкладываемые в его смысл, существовали и ранее, но только с развитием ИТ он приобрел самостоятельное значение. Составля­ющие его и предшествующие ему понятия сформировались еще раньше. Так, управление является одной из основ рассматривае­мого нами вопроса, так как для него и создаются СППР.

История показывает, что успех человеку сопутствует в тех об­ластях, где его действия с накоплением опыта приобретают при­знаки технологии, т.е. подчиняются выработанным ранее прави­лам. Развивая такие технологии, люди сохраняют опыт предше-

ственников и их деятельность становится более эффективной. Толь­ко те люди или социальные сообщества (общины, государства, предприятия и т.п.) имели продолжительный успех, которые по­стоянно совершенствовали технологии управления, создавали системы поддержки принятия решений в зависимости от меняю­щихся условий существования. Там, где совершенствование пре­кращалось, рано или поздно происходил упадок, вплоть до ис­чезновения самих общин, государств, предприятий и т.п.

Прослеживая исторические примеры, можно видеть, как в на­чале любого дела те, кто им управляет, вольно или невольно об­ращаются к прообразам систем управления. В противном случае происходит застой и распад. Обычно приписывают крах любой системы переходом к авторитарному стилю управления. Только большие экономические депрессии XX в. заставили ученых и уп­равленцев обратить внимание на технологизацию управления.

Одной из первых научных теорий управления была работа М. А Ам­пера [«Опыт о философии наук, или аналитическое изложение классификации всех человеческих знаний», ч. I — 1834 г., ч. II — 1843 г.]. Здесь автор выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. Б.Трентовский «Отно­шение к философии к кибернетике как искусству управления народом» (1843) следовал в том же русле [Ф. И. Перегудов, Ф. П.Тарасенко, 1989]. Далее наука о системах управления полу­чила существенное продвижение в работах Н. Винера [1948, 1958]. Следующим крупным шагом стало создание общей теории сис­тем Л.Бертанфи [1950], где он определил: кибернетика — это наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами. Современный «прорыв в незнаемое» в исследовании систем совершен бельгийской школой во главе с И.Пригожи-ным. В книге В.С.Диева «Философско-методологические аспек­ты» в разделе «Нечеткость в принятии решений» описана исто­рия вопроса. В последние десятилетия самостоятельной научной дисциплиной стала теория принятия решений, которая рассмат­ривает процессы управления сложными системами различной природы. Место этой дисциплины в системе наук определить до­вольно трудно. Возникла она вследствие экономических и поли­тических потребностей, но сегодня ее уже нельзя отнести только к экономической или политической науке. Современное управ­ление является феноменом двадцатого столетия, и именно в последние 90 лет оно стало самостоятельной научной дисципли­ной. Значимость философско-методологического анализа проблем управления обусловлена и тем, что управление, являясь синте­зом науки и искусства, знания и опыта, представляет широкое исследовательское поле для изучения человека, понимания его природы в различных ситуациях [В. С. Диев, 1997]. Основной функ­цией управления является принятие решений. В кратком виде

методика и особенности принятия решений хорошо описаны акад. О.И.Ларичевым [2001].

Особым направлением в развитии СППР можно считать и тра­диционное проектирование и составление карт. Так, если взгля­нуть на карты с точки зрения управления, то можно смело зая­вить, что это и есть СППР, так как для красоты карты никто не строил — они всегда были утилитарны и создавались в том числе и для целей управления. И даже первые карты — наскальные ри­сунки, где изображена окружающая местность с реками, пастби­щами диких животных и лесами, были чисто утилитарными [К. А. Салищев, 1982]. Оперативные карты скорее всего строились вначале на песке, а уже позднее стали переноситься на твердые носители. Ситуационные карты военных сражений и планы похо­дов широко применялись на практике. История картографии сви­детельствует о том, что функция карт в СППР была и осталась доминирующей. Парадокс заключен еще и в том, что эта часть СППР приобрела признаки самостоятельной области на много веков раньше, чем появилась отрасль науки, связанная с СППР.



2018-07-06 645 Обсуждений (0)
ГЛАВА 17 СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 17 СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)