Содержание
| Планируемые результаты обучения
|
Знания и представления
| Умения и навыки
|
Модуль 1. Элементы теории множеств и бинарных отношений. Функции алгебры логики.
|
|
|
Тема 1.1. Множества и бинарные отношения
|
|
|
Множества и операции над ними
| Знать понятия множества, подмножества, определение равных множеств, способы задания множеств; определения операций дополнения, объединения, пересечения, разности и декартова произведения множеств, определение разбиения множества.
| Уметь иллюстрировать на примерах основные понятия теории множеств и операции над множествами (в том числе с помощью диаграмм Эйлера-Вена), находить дополнение, объединение, пересечение, разность и декартово произведение множеств.
|
Свойства операций над множествами
| Знать для операций объединения, пересечения и дополнения множеств формулировки и доказательства коммутативных, ассоциативных, дистрибутивных законов, законов идемпотентности, де Моргана, нуля и единицы, поглощения, дополнения.
| Уметь доказывать, используя основные свойства операций над множествами, равенства множеств.
|
Правила подсчета элементов конечных множеств
| Знать правило суммы, правило включений и исключений для подсчета числа элементов конечных множеств, формулу для мощности декартового произведения конечных множеств.
| Уметь применять правила подсчета числа элементов конечных множеств при решении задач.
|
Бинарные отношения на множестве и их свойства
| Знать определение бинарного отношения на множестве; типы бинарных отношений (рефлексивные, симметричные, антисимметричные, транзитивные), определения отношений порядка и эквивалентности, понятие классов эквивалентности, формулировку и доказательство теоремы о свойствах классов эквивалентности.
| Уметь определять тип бинарного отношения, находить классы эквивалентности и разбиение множества на классы эквивалентности.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи
|
Тема 1.2. Элементы комбинаторики
|
| |
Выборки Сочетания и размещения без повторений и с повторениями, перестановки.
| Знать понятие выборки с повторением и без повторения, упорядоченной и неупорядоченной; определения сочетаний и размещений без повторений, перестановок, сочетаний и размещений с повторениями.
| Уметь иллюстрировать типы выборок на примерах.
|
Правило произведения и правило суммы, формулы подсчета числа сочетаний и размещений
| Знать правила произведения и суммы подсчета числа выборок, формулы подсчета числа сочетаний, размещений, перестановок и вывод этих формул.
| Уметь применять правила произведения и суммы, формулы числа сочетаний и размещений с повторениями и без повторений при решении задач.
|
Метод математической индукции. Бином Ньютона. Комбинаторные соотношения.
| Знать формулировку метода математической индукции, формулу бинома Ньютона и ее вывод, тождество Паскаля и его вывод, процедуру построения треугольника Паскаля, приемы доказательств комбинаторных тождеств.
| Уметь находить биномиальные коэффициенты с помощью треугольника Паскаля, уметь доказывать комбинаторные тождества.
|
| | Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 1.3. Булевы функции и способы их задания
| | |
Булева функция. Задание булевой функции таблицей истинности и вектором значений. Элементарные функции.
| Знать понятия булева вектора и булевой функции, способы задания булевой функции таблицей истинности и вектором значений, определения, обозначения и названия элементарных булевых функции одной и двух переменных.
| Уметь находить номер булева вектора, задавать булеву функцию таблицей истинности и вектором значений.
|
Задание функций формулами. Основные равносильности над множеством .
| Знать определение формулы над множеством функций и определение функции, реализуемой формулой, определение равносильных формул. Знать формулировку и доказательства основных равносильностей над множеством .
| Уметь находить таблицу истинности и вектор значений функции, заданной формулой; упрощать формулы и доказывать равносильность формул, используя для этого таблицы истинности и равносильные преобразования.
|
Фиктивные и существенные переменные
| Знать определения фиктивных и существенных переменных, алгоритм удаления и введения фиктивных переменных, определение равных функций
| Уметь находить функции, равные данным и существенно зависящие от своих аргументов.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи
|
Тема 1.4. Совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы
|
| |
Двойственные функции
| Знать определение функции, двойственной к данной, и процедуру построения двойственной функции по таблице истинности и вектору значений исходной функции.
| Уметь находить двойственную функцию, непосредственно используя определение, а также применяя процедуру построения двойственной функции по таблице истинности и вектору значений исходной функции.
|
Принцип двойственности.
| Знать формулировку и доказательство принципа двойственности.
| Уметь, используя принцип двойственности; задавать формулой функцию, двойственную функции, заданной формулой над множеством .
|
Разложение функции по переменным. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ).
| Знать формулировку и доказательство теоремы о разложении функции по переменным, формулировку и доказательство теоремы о представлении функции в виде СДНФ.
| Уметь раскладывать булеву функцию по любому числу аргументов; представлять в виде СДНФ функцию, заданную таблицей истинности или вектором значений.
|
Совершенная конъюнктивная нормальная форма (СКНФ)
| Знать формулировку и доказательство теоремы о представлении функции в виде СКНФ..
| Уметь представлять в виде СКНФ функцию, заданную таблицей истинности или вектором значений.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 1.5. Минимизация дизъюнктивных нормальных форм
|
| |
Дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ), минимальные ДНФ, постановка задачи о минимизации ДНФ.
| Знать определение элементарной конъюнкции, ДНФ, сложности ДНФ, минимальной ДНФ, постановку задачи о минимизации ДНФ, процедуру нахождения минимальной ДНФ методом полного перебора.
| Уметь определять ранг элементарной конъюнкции, сложность ДНФ.
|
Сокращенная ДНФ, тупиковые ДНФ
| Знать определения импликанты, простой импликанты, сокращенной ДНФ, тупиковой ДНФ, формулировкии доказательстваутверждений о представлении функции в виде сокращенной ДНФ, о взаимосвязях между сокращенными, тупиковыми и минимальными ДНФ функции.
| Уметь определять, является ли элементарная конъюнкция импликантой, простой импликантой функции.
|
Алгоритмы построения сокращенной, тупиковых и минимальных ДНФ
| Знать алгоритм Квайна построения сокращенной ДНФ из СДНФ, процедуру построения тупиковых ДНФ из совокупности простых импликант, порядок отбора минимальных ДНФ из тупиковых.
| Уметь находить сокращенные, тупиковые и минимальные ДНФ функций.
|
Тема 1.6. Классы Поста и замыкание
| |
|
Полином Жегалкина.
| Знать определение полинома Жегалкина, формулировку и доказательство теоремы о представления функции полиномом Жегалкина.
| Уметь находить полином Жегалкина методом равносильных преобразований и методом неопределенных коэффициентов.
|
Функции, сохраняющие 0, 1. Самодвойственные, монотонные, линейные функции.
| Знать определения функций, сохраняющих 0, 1, самодвойственных, монотонных, линейных функций, определения и обозначения классов Поста: , , .
| Уметь определять принадлежность функции каждому из классов Поста.
|
Замыкание системы булевых функций. Замкнутость классов Поста.
| Знать определение операции замыкания системы булевых функций, формулировки и доказательства свойств замыкания, определение замкнутых систем, доказательство замкнутости классов Поста.
| Уметь иллюстрировать на примерах операцию замыкания системы булевых функций.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 1.7. Полнота системы булевых функций
|
| |
Полнота системы булевых функций. Теорема о полноте двух систем.
| Знать определение полной системы булевой функции, доказательство полноты системы , формулировку и доказательство теоремы о полноте двух систем.
| Уметь доказывать полноту систем , , , .
|
Критерий полноты систем булевых функций (теорема Поста)
| Знать формулировку и доказательство следующих лемм: о функции, не сохраняющей 0; о функции, не сохраняющей 1, о несамодвойственной функции, о немонотонной функции, о нелинейной функции, формулировку и доказательство критерия полноты системы булевых функций (теоремы Поста).
| Уметь определять, полна или нет система булевых функций, используя критерий полноты Поста.
|
Базисы
| Знать определение базиса, важные примеры базисов (дизъюнктивный, конъюнктивный базис Буля, базис Жегалкина, базис Шеффера, базис Пирса).
| Уметь определять, является ли базисом система булевых функций.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Практикум по решению задач повышенного уровня сложности по модулю 1
|
|
|
Представляет собой набор задач повышенного уровня сложности для самостоятельного прорешивания.
|
| Умение решать эвристические задачи в пределах содержания модуля 1
|