Содержание
| Планируемые результаты обучения
|
Знания и представления
| Умения и навыки
|
Модуль 2. Теория графов
|
|
|
Тема 2.1. Первичные понятия теории графов
|
|
|
Определение графа, классификация его элементов
| Знать определение графа, представление графа диаграммой, классификацию ребер (кратные ребра, петли), определение обыкновенного графа, определения смежных вершин, инцидентных вершин и ребер, степени вершины, классификацию вершин (висячие, изолированные), утверждение о связи между суммой степеней вершин графа и числом его ребер (лемма о рукопожатиях).
| Уметь задавать граф списком вершин и ребер, диаграммой, классифицировать его элементы.
|
Изоморфизм графов
| Знать определение изоморфных графов, формулировку и доказательство свойств отношения изоморфизма графов.
| Уметь определять, являются ли графы изоморфными.
|
Специальные виды графов
| Знать специальные виды графов (полные, двудольные, полные двудольные, одноэлементные, нулевые).
| Уметь определять принадлежность графа к тому или иному специальному виду.
|
Задание графа матрицами
| Знать определения матриц смежности и инцидентности и их свойства, свойства матриц смежности и инцидентности изоморфных графов.
| Уметь строить матрицу смежности и инцидентности графа, заданного списком вершин и ребер или диаграммой, задавать граф матрицей смежности или инцидентности.
|
Подграфы
| Знать определение подграфа, подграфа, порожденного подмножеством вершин, остовного подграфа.
| Уметь иллюстрировать понятия, относящиеся к подграфам, на примерах.
|
Операции над графами
| Знать определения операций над графами (объединение, пересечение, декартово произведение, удаление вершин, ребер), определение дизъюнктного разбиения графа.
| Уметь применять операции над графами.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.2. Достижимость и компоненты связности, циклы и мосты, цикломатическое число
|
| |
Пути, цепи, циклы на графе.
| Знать определения пути, цепи, простой цепи. цикла, простого цикла на графе.
| Уметь находить пути, цепи, простые циклы, цепи, простые цепи на графе.
|
Отношение достижимости (связности), компоненты связности графа.
| Знать определение отношения достижимости (связности) на множестве вершин графа, формулировки и доказательство свойств этого отношения, определения компонент связности графа и числа связности, определение связного графа.
| Уметь находить компоненты связности графа, определять число связности.
|
Мосты графа, связь между мостами и циклами.
| Знать определение моста графа, формулировки и доказательстватеоремы о мостах, теоремы о мостах и циклах.
|
|
Цикломатическое число графа
| Знать определение цикломатического числа графа, формулировку и доказательство теоремы о знаке цикломатического числа.
| Уметь находить цикломатическое число графа.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.3. Деревья и леса
|
| |
Дерево, лес, их характеристические свойства
| Знать определения дерева и леса, формулировку и доказательство теоремы о характеристических свойствах деревьев, характеристическое свойство леса.
| Уметь иллюстрировать понятия дерева и леса на примерах.
|
Остовы графа
| Знать определение остова графа, понятие матрицы Кирхгофа и свойства этой матрицы, алгоритм отыскание числа остовов графа с помощью матрицы Кирхгофа.
| Уметь находить остовы связного графа, число остовов обыкновенного связного графа по его матрице Кирхгофа.
|
Алгоритм Краскала отыскания минимального остова
| Знать понятия взвешенного графа, минимального остова взвешенного графа, алгоритм Краскала отыскания минимального остова.
| Уметь строить остов минимального веса с помощью алгоритма Краскала, остовный лес, произвольный остов графа.
|
Кодирование деревьев
| Знать определения бинарного кода корневого дерева, кода из натуральных чисел (Прюфера), алгоритмы кодирования и декодирования деревьев.
| Уметь строить бинарный код корневого дерева, код Прюфера дерева с занумерованными вершинами, восстанавливать по этим кодам деревья (изображать их диаграммы).
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.4. Планарность
|
| |
Укладки графов в трехмерном пространстве
| Знать определение укладки графа в трехмерном пространстве и доказательство ее существования для любого графа.
|
|
Укладка графа на плоскости. Планарные графы. Связь между числом вершин, ребер и граней плоского графа
| Знать определение укладки графа на плоскости, понятия планарного графа, плоского графа, граней плоского графа, формулировку и доказательство теоремы о связи между числом вершин, ребер и граней плоского графа, формулу Эйлера для связных плоских графов, доказательство непланарности графов и .
| Уметь приводить примеры планарных графов, применять формулу Эйлера для обоснования непланарности графов.
|
Гомеоморфные графы. Критерий планарности.
| Знать определение гомеоморфных графов, формулировку критерия планарности Понтрягина-Куратовского, формулировку критерия планарности Вагнера, Харари и Тата.
| Уметь иллюстрировать использование на примерах критерии Понтрягина-Куратовского и Вагнера, Харари, Тата.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.5. Обходы графов
|
| |
Эйлеровы цикл и цепь, критерии их существования.
| Знать определение эйлерова цикла и цепи, формулировки и доказательства критериев существования эйлерового цикла и эйлеровой цепи на графе.
| Уметь иллюстрировать на примерах понятия эйлерова цикла и эйлеровой цепи, по набору степеней вершин графа определять, существует ли на связном графе эйлеров цикл (эйлерова цепь).
|
Алгоритм Флери построения эйлерового цикла (цепи).
| Знать алгоритм Флери построения эйлерового цикла.
| Уметь строить эйлеров цикл (цепь), используя алгоритм Флери.
|
Гамильтоновы цикл и цепь.
| Знать определения гамильтонова цикла и гамильтоновой цепи.
| Уметь иллюстрировать на примерах понятия гамильтонового цикла и гамильтоновой цепи.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.6. Раскраска графа
|
| |
Раскраска графа. Хроматическое число графа.
| Знать определение раскраски графа в цветов, -хроматического графа, хроматического числа графа,
| Уметь определять хроматическое число графа и раскрашивать в равное этому числу количество красок графы с небольшим количеством вершин и ребер.
|
Критерий бихроматичности
| Знать формулировку и доказательство критерия бихроматичности
|
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.7. Фундаментальная система циклов графа
|
| |
Линейное пространство циклов
| Знать определения отношения равенства на множестве циклов графа, абстрактного цикла, обобщенного цикла, линейного пространства циклов, базиса этого пространства (фундаментальной системы циклов графа).
| Уметь иллюстрировать на примерах понятия, относящиеся к линейному пространству циклов.
|
Алгоритм построения фундаментальной системы циклов
| Знать алгоритм построения фундаментальной системы циклов.
| Уметь строить фундаментальную систему циклов графа.
|
| | Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.8. Ориентированные графы
| | |
Ориентированный граф (орграф) и его элементов.
| Знать определение ориентированного графа (орграфа), его диаграммы, полустепени исхода (захода) вершины, классификацию вершин и дуг, утверждение о связи между суммой полустепеней вершин графа и числом его дуг, определение основания орграфа.
| Уметь задавать орграф списком вершин и дуг, диаграммой, классифицировать его элементы.
|
Изоморфные орграфы
| Знать определение изоморфных орграфов, формулировку свойств отношения изоморфизма.
| Уметь определять, являются ли орграфы изоморфными.
|
Матрицы смежности и инцидентности орграфа
| Знать определение матриц смежности и инцидентности орграфа.
| Уметь строить матрицу смежности и инцидентности орграфа, заданного списком вершин и дуг или диаграммой, задавать орграф матрицей смежности или инцидентности.
|
Пути, цепи, циклы на орграфе. Слабая и сильная связность орграфа.
| Знать определение пути, цепи, цикла, контура на орграфе, понятие отношение достижимости на множестве вершин орграфа, определение слабой и сильной связности орграфа.
| Уметь находить пути, цепи, простые циклы, цепи, простые цепи на графе, определять, является ли граф слабо (сильно) связным.
|
Понятие ориентированного дерева.
| Знать определение ориентированного дерева, характеристики его элементов, определение бинарного дерева
| Уметь иллюстрировать понятия, относящиеся к ориентированным деревьям, на примерах.
|
|
| Уметь решать нетиповые учебные задачи.
|
Тема 2.9. Задача о максимальном потоке в сети
|
|
|
Потоки в сети, задача о максимальном потоке.
| Знать определение сети, потока в сети, понятие максимального потока, постановку задачи о максимальном потоке, определения разреза, пропускающей способности разреза, минимального разреза.
| Уметь иллюстрировать понятия, относящиеся к потокам и разрезам в сети на примерах
|
Алгоритм Форда-Фалкерсона построения максимального потока
| Знать алгоритм Форда-Фалкерсона построения максимального потока, процедуру отыскания минимального разреза, обоснование алгоритма (формулировку и доказательство теоремы Форда-Фалкерсона).
| Уметь строить максимальный поток и минимальный разрез в сети.
|
Тема 2.10. Кратчайшие пути на графе
|
|
|
Постановка задачи об отыскании кратчайших путей в сети
| Знать определения длины пути, расстояния между вершинами, постановку задачи отыскания кратчайших путей в сети.
| Уметь иллюстрировать понятия, относящиеся к постановке задачи о кратчайших путях в сети, на примерах
|
Алгоритм Дейкстры.
| Знать алгоритм Дейкстры и его обоснование.
| Уметь находить расстояния и кратчайшие пути от выделенной вершины сети до остальных ее вершин, используя алгоритм Дейкстры.
|
Тема 2.11. Схемы из функциональных элементов
| |
|
Схемы из функциональных элементов в базисе
| Знать определения схемы из функциональных элементов в базисе , ее элементов (входы, выходы, функциональные элементы), определение сложности схемы.
| Уметь иллюстрировать понятия, относящиеся к схемам из функциональных элементов, на примерах.
|
Реализация булевых функций схемами из функциональных элементов.
| Знать определение функции, реализуемой схемой в базисе .
| Уметь определить функцию, реализуемую схемой, и построить схему, реализующую функцию, заданную формулой над .
|
Проблемы анализа и синтеза схем.
| Иметь представление о проблемах анализа и синтеза схем.
|
|
Тема 2.12. Упорядоченная бинарная диаграмма решений
|
|
|
Понятие упорядоченных бинарных диаграмм решений (УБДР). Минимальные УБДР.
| Знать определение УБДР, определение минимальной УБДР.
| Уметьстроить УБДР функции относительно заданного порядка переменных.
|
Сокращенные УБДР, их построение для функции, заданной таблично.
| Знать правила удаления и слияния вершин, определение сокращенной УБДР, алгоритм построения сокращенной УБДР из УБДР функции относительно заданного порядка переменных.
| Уметь строить сокращенную УБДР из УБДР функции относительно заданного порядка переменных.
|
Построение сокращенной УБДР по формулам
| Знать алгоритм построения сокращенных УБДР относительно заданного порядка переменных по формулам.
| Уметь строить сокращенные УБДР относительно заданного порядка переменных по формулам.
|
Тема 2.13. Дополнительная
| | |
Выбирается студентом из предлагаемого преподавателем списка, изучается самостоятельно и завершается выполнением расчетно-реферативной работы.
|
|
|
Практикум по решению задач повышенного уровня сложности модуля 2
|
|
|
Представляет собой набор задач повышенного уровня сложности для самостоятельного прорешивания.
|
| Умение решать эвристические задачи в пределах содержания модуля 2
|