ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» Центр заочного дистанционного образования В.Н. Козлов
СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие
Челябинск 2006 Козлов В.Н. Социология. Учебное пособие. Челябинск: Челяб. гос. уни-т., 2006. 290 с.
В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом раскрываются ключевые понятия социологии, ее общая теория и отдельные специальные отрасли социологического знания, методология и методика прикладного социологического исследования. Для студентов очного и заочного обучения несоциологических специальностей. Рецензенты: заведующий отделом Института экономики УрО РАН, доктор философских наук, профессор Б.С. Павлов. Заведующий кафедрой социологии Южно-Уральского государственного университета, кандидат философских наук, доцент Е.В. Миронов.
© ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет. Центр заочного дистанционного образования. В.Н. Козлов
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………………………………….6 Программа курса «Социология»……………………………………………………8 Курс лекций…………………………………………………………………………16 Лекция 1. Становление социологии как науки…………………………………...16 1. Предпосылки возникновения социологии…………………………………..16 2. Социологический проект О. Конта…………………………………………..19 3. Эволюционная концепция Г. Спенсера……………………………………...21 4. Классический этап развития социологии……………………………………23 Лекция 2. Социология как наука…………………………………………………..28 1. Объект и предмет социологии………………………………………………..28 2. Метод социологии…………………………………………………………….30 3. Основные социологические категории и законы…………………………...32 4. Структура и функции социологии…………………………………………...34 Лекция 3. Русская социологическая мысль……………………………………….36 1. Основные особенности и направления русской социологической мысли..36 2. Интегральная социология П. Сорокина……………………………………..41 Лекция 4. Современная социология………………………………………………44 1. Особенности современного социологического знания…………………….44 2. Современные социологические парадигмы…………………………………47 Лекция 5. Общество как социальная система…………………………………….55 1. Общество как система………………………………………………………..55 2. Типология обществ в социологии…………………………………………..58 3. Общество и государство. Гражданское общество…………………………61 4. Особенности модернизации в России……………………………………….62 Лекция 6. Социальная структура и социальная стратификация………………..65 1. Социальная структура общества…………………………………………….65 2. Социальная стратификация………………………………………………….68 3. Классы…………………………………………………………………………70
Лекция 7. Социальная мобильность………………………………………………75 1. Социальная мобильность……………………………………………………..75 2. Проблемы социальной мобильности………………………………………...78 3. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества………………………………………………………..80 Лекция 8. Социальные институты и социальные организации…………………84 1. Формирование социальных институтов…………………………………….84 2. Социальные институты: виды и функции…………………………………..87 3. Социальные организации…………………………………………………….89 Лекция 9. Социальные общности и группы……………………………………..94 1. Социальные общности………………………………………………………..94 2. Социальные группы…………………………………………………………..96 3. Малые группы и коллективы………………………………………………...99 Лекция 10. Личность……………………………………………………………...104 1. Личность как социальный тип………………………………………………104 2. Личность как деятельный субъект………………………………………….109 Лекция 11 Девиация и социальный контроль…………………………………...113 1. Девиация……………………………………………………………………...113 2. Социальный контроль……………………………………………………….117 Лекция 12. Социальные изменения и процессы глобализации………………...121 1. Социальные изменения и процессы………………………………………..121 2. Глобализация основных процессов в мире………………………………..125 Лекция 13. Экономическая социология…………………………………………131 1. Экономическая социология…………………………………………………131 2. Экономическое поведение………………………………………………….133 3. Собственность как социальный институт…………………………………135 4. Предпринимательство………………………………………………………138 5. Труд…………………………………………………………………………..140 Лекция 14. Социология семьи……………………………………………………143 1. Семья как социальный институт……………………………………………143 2. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений…………146 3. Содержание и принципы семейной политики……………………………..150 Лекция 15. Социология молодежи……………………………………………….154 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа………………155 2. Молодежная субкультура…………………………………………………...158 3. Социальные проблемы молодежи…………………………………………..161 Лекция 16. Социология общественного мнения………………………………..165 1. Общественное мнение как социальный институт…………………………165 2. Изучение и формирование общественного мнения……………………….170 Лекция 17. Прикладная социология……………………………………………..175 1. Прикладное социологическое исследование………………………………175 2. Программа исследования……………………………………………………179 Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации…………..184 1. Измерение и выборка в социологическом исследовании…………………184 2. Наблюдение…………………………………………………………………..187 3. Анализ документов…………………………………………………………..188 4. Социологический опрос…………………………………………………….190 5. Анализ социологических данных…………………………………………..192 Приложения……………………………………………………………………….195 Темы рефератов и курсовых работ………………………………………………196 Вопросы к зачету………………………………………………………………….198 Список рекомендуемой литературы…………………………………………….202
ПРЕДИСЛОВИЕ Для социологии как науки об обществе в России пришло время признания. Она становится органичным элементом культуры и образования общества и каждой личности, преподается в учебных заведениях. Растут масштабы социологических исследований, причем, не только общественного мнения, публикуются их результаты, порой весьма противоречивые. В потоке социальной информации не просто сориентироваться. Цель данного учебного пособия помочь специалистам – профессионалам в избранной отрасли стать и социально компетентными людьми, способными критически мыслить, грамотно изучать и оценивать социальные процессы. В настоящем учебном пособии «Социология» в 18 лекциях расскрывается краткая история становления социологии как науки, особенности современного социологического знания, общество как система, социальные институты, организации и общности, взаимосвязь общества и личности. Рассматриваются социальные изменения, процессы и глобализация. На примерах специальных социологических теорий, прикладной социологии показывается связь концепций с практикой. По каждой из тем предлагаются контрольные вопросы для самостоятельной работы. В Приложениях даются темы рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету по социологии, тест для текущего самоконтроля и ключ к нему. Здесь приводятся также основные термины и понятия, список рекомендуемой литературы, программа прикладного социологического исследования по теме: «Муниципальные аспекты доступности высшего образования (на примере представительства ЧелГУ в г. Южноуральске Челябинской области)». Материал учебного пособия дает возможность изучающим социологию системно видеть социальные процессы и проблемы, овладеть программным подходам в социологических исследованиях, методами сбора и анализа социальной информации. Главное назначение данного пособия нам видится в помощи студентам при самостоятельном изучении точной, предметной науки об обществе – социологии.
ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»
Цели и задачи курса
Цель курса – дать целостное представление об обществе, проблемах и закономерностях его функционирования и развития как социальной системы, познакомить с основными и специальными социологическими теориями, подготовить студента к практическому анализу конкретных социальных ситуаций.
Задачи курса: 1. иметь системное видение социальных явлений, процессов, проблем, знать их региональные особенности; 2. использовать аналитические возможности социологии в системном исследовании потенциала и функциональной эффективности социально-экономической сферы города (региона); 3. владеть навыками программного подхода в социологических исследованиях, а также - применения конкретно-социологических методов в профессиональной работе; 4. уметь собирать и анализировать социологическую информацию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |