Раздел 1. Социология как наука: история становления и современность
Тема 1. Становление социологии как науки. Зарождение и развитие социологии как самостоятельной науки. Социально-философские предпосылки социологии как науки.Позитивизм как направление социологии и его основные постулаты. Социологический проект О. Конта. Закон трех фаз умственного развития человечества. Учение о социальной статике и социальной динамике. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Введение понятий структуры, функций и институтов, их значение для объяснения социальных феноменов. Классические социологические теории: материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса, структурно-функциональное направление Э. Дюркгейма, понимающая социология М. Вебера, его концепция социального действия.
Тема 2. Социология как наука. Современные представления об объекте, предмете и методе социологии. Основные социологические категории и законы. Структура социологического знания и функции социологии.
Тема 3. Русская социологическая мысль Основные этапы и особенности развития социологии в России. Направления русской социологической мысли: плюралистическое (М.М. Ковалевский); историческое (Н.Я. Данилевский); субъективистское (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); экономическое (П.Б. Струве); психологическое (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев); “легальный марксизм” (П.Б. Струве); марксистская социология (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Важнейшие идеи и традиции русской социологии. Социология в советский период. Социология в современной России. Интегральная социология П. Сорокина.
Тема 4. Современная социология Особенности современного социологического знания. Классическое и современная парадигмы в социологии. Современные социологические теории. Структурный функционализм и конфликтные теории. Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма. Теория “социального действия” и ее роль. Теория “социальной системы”. Современная концепция социального конфликта Р.Дарендорфа. Конфликт как норма развития социальной системы. Структурно-функционалистская конфликтная теория Л.Козера. Теория социального действия или обмена. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера. Феноменология и этнометодология. Объединительные парадигмы. Теория структурации А.Гидденса. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Деятельная социология П. Штомпки.
Раздел 2. Социальные системы и социоструктурные образования Тема 5. Общество как социальная система Понятие “общество” в истории социологической мысли и в свете системного подхода. Социальная связь как исходный момент для возникновения социального взаимодействия. Социальные отношения как устойчивая связь. Современные концепции обществ. Типология обществ. Общество и государство. Гражданское общество. Особенности социальной модернизации в России. Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация Понятие социальной структуры. Основные социальные структуры общества. Социальное неравенство. Теория классов К. Маркса и стратификационная теория. Функционалистская стратификация (Т. Парсонс, Г. Шилз, Б. Барбер, К. Девис и др.). Понятие маргинальности.
Тема 7. Социальная мобильность. Природа социальной мобильности. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Проблемы и факторы социальной мобильности. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества. Тема 8. Социальные институты и социальные организации Институционализация и формирование социальных институтов. Роль социальных институтов в жизнедеятельности общества. Общие черты и признаки социальных институтов. Функции социальных институтов в социальной системе. Виды социальных институтов. Характеристика важнейших социальных институтов: семьи, экономики, политики, религии, образования и т.д. Дисфункции социальных институтов. Социальные организации. Основные характеристики и функции социальных организаций. Классификация социальных организаций. Особенности социальных институтов и организаций современного российского общества.
Тема 9. Социальные общности и группы. Понятие и основные признаки социальных общностей. Типология социальных общностей. Понятие социальной группы в системе социологического знания. Видовая классификация социальных групп. Первичные и вторичные. Большие и малые. Ингруппы и аутгруппы. Референтные группы. Квазигруппы. Классификация мнимых групп: аудитория, толпа, социальные круги. Понятие агрегации. Отличительные черты малой социальной группы. Основные характеристики формальных и неформальных социальных групп. Коллектив.
Раздел 3. Человек в социокультурной системе Тема 10. Личность. Личность как социальный тип. Понятие “человек” и “личность” в гуманитарных науках. Социологические концепции личности (ролевая теория личности и др.). Социальный статус и социальная роль. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации. Социокультурная типология и социальные типы личности. Личность как деятельный субъект. Структура, сознание и поведение личности. Потребности и интересы как механизмы определенности поведения. Социальная активность личности. Виды активности. Самосознание, саморегуляция личности.
Тема 11. Девиация и социальный контроль. Общая характеристика теорий девиантного поведения. Понятие девиации как отклонения от социальной нормы. Формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, суицид. Типы теоретического объяснения девиантного поведения: биологический (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологический (З. Фрейд), социологический (Э. Дюркгейм, Р.Мертон). Делинквентное поведение. Сущность социального контроля. Функции социального контроля. Механизм социального контроля. Социальные нормы: сущность и виды. Нормы и ценности. Социальные санкции. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |