Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 5. Общество как социальная система.



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Лекция 5. Общество как социальная система. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общество как система.

2. Типология обществ в социологии.

3. Общество и государство. Гражданское общество.

4. Особенности модернизации в России.

 

Общество как система.

Общество как система – узловая категория социологии, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. В них выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В течение долгого времени в западной социальной мысли общество практически отождествлялось с государством.

У Конта общество – это функциональная система, включающая государство, классы и семьи. Базируется на двух главных идеях: прогресса и социального порядка. Основной регулятор общественной жизни по Конту – моральный фактор.

Органический подход к обществу у Спенсера. Аналогия общество – организм проводится у него последовательно, детально и с учетом новейших достижений биологии. Эволюцию общества он рассматривает как естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций, а удовлетворение индивидуальной потребности в счастье утверждается как естественное право каждого человека. Характерно, что Конт и Спенсер изменения в обществе объясняли, опираясь на естественные науки. Отсюда, их функциональная концепция общества.

Первым обосновал общество как социальную систему, исходя из него самого, Маркс. Суть марксового подхода к обществу в материалистическом понимании истории.

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Разделение труда – это выражение общественной солидарности, оно обеспечивает свое уникальное место каждой личной индивидуальности в общественном целом.

По Веберу общество – это взаимодействие людей, продукт социальных, т.е. ориентированных на других действий.

Само понятие общества в новейшей социологии стало толковаться все более абстрактно, как любая социальная связь. Связь – это зависимость, реализованная через социальное действие.

Основными элементами социальных связей являются:

1) субъекты связи (их может быть единицы или десятки тысяч людей). Изменение их числа сказывается на характере связи;

2) предмет связи – по поводу чего она осуществляется.

Социальная связь может быть представлена как социальный контакт, или социальное взаимодействие. Социальные контакты постоянны. Контакты могут быть единичными и регулярными, но это все же единичные акты.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других, обмениваются действиями. От единичного акта (контакта) взаимодействие отличается сопряженностью, возобновляемостью, заинтересованностью в другом. Социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений, социальных институтов, социальных общностей.

Социальные отношения – это устойчивая система отношений, взаимодействия между партнерами. Они отличаются множеством предметов связи; их длительным, систематическим, самовозобновляющимся характером; опосредованным взаимодействием.

Каждый включается в систему общественных связей лишь на основе единых критериев, стандартов поведения по отношению друг к другу. Данные стандарты объединяют людей, делают возможным взаимодействие независимо от того, кто есть кто. Парсонс к таким стандартам отнес систему ценностей (добро и зло, честь и совесть, деньги и власть (закон)).

Словом, общество можно представить как систему общения индивидов. Как правило, социология ограничивается анализом общества в границах от традиционно малой группы (семьи) до большой системы (человечество), но чаще в пределах государства. Скажем, российское, немецкое, американское общество. При этом выделяется его структура, подсистемы.

Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Общество, как система, должно обладать способностями:

1) приспосабливаться к изменяющимся условиям и потребностям людей;

2) ставить цели, задачи и достигать их;

3) интегрировать в себя новые поколения.

Современному обществу, как системе, присущи целостность, сбалансированность, динамичность, открытость, самоорганизация и пространственно-временное бытие. При этом целостность общества обеспечивается взаимодействием его элементов.

Каждая социальная система (или подсистема) по-своему уникальна и в известных пределах консервативна, инерционна. Нововведения в перспективе могут ее укрепить, но на первых порах способны нарушить равновесие элементов. Сопротивление системы нововведениям не столько аномалия, сколько способ существования. Устойчивость позволяет социальной системе избегать резких колебаний, которые бы вели к утрате системных качеств.

Стабильность – состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохранять устойчивость своей структуры и функций при сильных воздействиях извне.

Нестабильность, неустойчивость – это ситуация, когда воздействие (внутреннее) превышает некоторые критические значения. При этом требуются либо экстраординарные действия для сохранения системы; либо ее переход в качественно новое состояние.

Сохранение стабильности обеспечивают:

во-первых, достижение и поддержание баланса интересов социальных субъектов;

во-вторых, самоокупаемость, эффективность, рентабельность;

в-третьих, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и т.п.).

 



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Лекция 5. Общество как социальная система. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 5. Общество как социальная система.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)