Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кыргызстан в рамках двусторонних отношений с Россией



2018-07-06 591 Обсуждений (0)
Кыргызстан в рамках двусторонних отношений с Россией 0.00 из 5.00 0 оценок




Дипломатические отношения между Кыргызстаном и Россией были установлены 20 марта 1992 года. Договорно-правовую базу составляют порядка 150 двусторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. 10 июня 1992 года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, 27 июля 2000-го — кыргызско-российская Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве.

Кыргызстан — стратегический партнер и союзник России в Центральной Азии. Кыргызско-российское сотрудничество носит многоплановый характер, характеризуется близостью подходов к международным и региональным делам, нацеленностью на развитие евразийских интеграционных процессов.

Кыргызско-российские контакты на высшем уровне носят интенсивный характер.

В 2015 году главы государств встречались шесть раз: 7 февраля — в Сочи, 16 марта и 19 июня — в Санкт-Петербурге, 9 июля — в Уфе, 15 сентября — в Душанбе, 8 октября — в Сочи.

В 2016 году встречи президентов Владимира Путина и Алмазбека Атамбаева на высшем уровне состоялись 2 марта в Москве, 17 сентября в Бишкеке на полях саммита СНГ и 26 декабря в Санкт-Петербурге, где главы государств приняли участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности.

28 февраля 2017 года президент России посетил с официальным визитом Кыргызстан. В Бишкеке прошли переговоры Владимира Путина с Алмазбеком Атамбаевым. Обсуждались вопросы кыргызско-российского сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной областях, перспективы расширения кооперации в рамках Евразийского экономического союза. По итогам переговоров был подписан ряд документов о сотрудничестве.

14 апреля 2017 года лидер РФ вновь посетил КР, где принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в неформальной встрече глав государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

9 июня 2017 года президенты Кыргызстана и России приняли участие в заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества.

19-23 июня 2017 года по приглашению Владимира Путина Алмазбек Атамбаев посетил РФ с государственным визитом.

19 июня Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев провели в Кремле неформальную встречу. 20 июня состоялись переговоры на высшем уровне. Обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений. По итогам визита был подписан пакет межведомственных соглашений о сотрудничестве. Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев подписали Декларацию об укреплении союзничества и стратегического партнерства между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

В ходе визита Алмазбек Атамбаев также встретился с премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

Главы правительств двух стран регулярно встречаются в рамках заседаний Совета глав правительств (СГП) СНГ, на полях Евразийского межправительственного совета (ЕМС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других организаций.

Динамично развивается российско-кыргызское взаимодействие по линии внешнеполитических ведомств. В 2016 году министры иностранных дел России и Кыргызстана встречались дважды: 23 мая — в Ташкенте (в рамках заседания СМИД ШОС), 16 сентября — в Бишкеке (на полях СМИД СНГ).

28 февраля 2017 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел встречу с главой МИД КР Эрланом Абдылдаевым в ходе официального визита президента России в Кыргызстан.

2-4 апреля 2017 года министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев посетил Москву по приглашению своего российского коллеги Сергея Лаврова.

Поддерживаются межпарламентские связи, осуществляются контакты на уровне министерств и ведомств.

Динамично развивается торгово-экономическое сотрудничество Кыргызстана и России. Российская Федерация — ведущий торговый партнер Кыргызской Республики с долей около 20% во внешнем товарообороте последней. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2016 году двусторонний оборот в стоимостном выражении составил 1,196 миллиарда долларов (на 12,9% меньше по сравнению с 2015-м), при этом российский экспорт — 1,026 миллиарда долларов (снижение на 21,6%).

Сокращение стоимостного объема товарооборота в 2016 году обусловлено общей неблагоприятной финансово-экономической ситуацией на мировых рынках, замедлением темпов экономического роста, нестабильностью валютных курсов. Вместе с тем в 2016 году отмечен рост поставок товаров из Кыргызстана в Россию — на 138% по сравнению с 2015-м — до 170,5 миллиона долларов. Причем по таким значимым для экспорта КР товарам, как продовольствие и сельхозсырье (32% от общего объема экспорта), наблюдалось увеличение физических объемов поставок в 1,6 раза (до 16,6 тысячи тонн).

В структуре экспорта России в Кыргызстан в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (38,09% от всего объема экспорта РФ в КР); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (17,62%); металлы и изделия из них (12,91%); продукция химической промышленности (12,63%); машины, оборудование и транспортные средства (8,96%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,07%); текстиль и обувь (1,02%).

Структуру российского импорта составляли следующие группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства (31,62% от всего объема импорта России из Кыргызстана); металлы и изделия из них (22,64%); текстиль и обувь (16,17%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (12,64%); продукция химической промышленности (8,35%).

По итогам первого полугодия 2017 года внешнеторговый оборот РФ и КР составил 703,7 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 633,8 миллиона, а импорт — 69,9 миллиона долларов.

Действует Межправительственная Российско-Кыргызская комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству (создана 10 октября 1997 года). Последнее заседание МПК состоялось 17 февраля 2017-го в Москве. В 2015 году был дан старт практической работе Российско-Кыргызского фонда развития (соглашение, регулирующее его деятельность, подписано 24 ноября 2014-го), созданного в целях содействия модернизации ряда отраслей экономики Кыргызской Республики. В мае 2016 года российской стороной завершено формирование его уставного капитала в размере 500 миллионов долларов. В настоящее время утверждены и реализуется 31 проект по типу прямого финансирования, а также около 650 проектов в рамках кредитов коммерческим банкам Кыргызстана по программам поддержки малого и среднего бизнеса на общую сумму более 200 миллионов долларов.

Одним из ключевых направлений экономического сотрудничества является газовая отрасль. Во исполнение двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Кыргызстана от 26 июля 2013 года ПАО "Газпром" ведет работу по бесперебойному обеспечению потребностей республики в газе. В рамках Генеральной схемы газоснабжения и газификации Кыргызской Республики до 2030 года (утверждена 30 января 2015-го) общий объем инвестиций ПАО "Газпром" в газотранспортную и газораспределительную систему страны составит 100 миллиардов рублей, из которых 35 миллиардов рублей планируется вложить в 2015-2017 годах. Предполагается, что по итогам реализации упомянутых планов уровень газификации республики вырастет с нынешних 22% до 60%.

По итогам 2016 года Россия заняла первое место в общем объеме прямых иностранных инвестиций в Кыргызстане с долей 44%.

Важной составной частью всего комплекса кыргызско-российских отношений являются военное и военно-техническое сотрудничество. На территории КР находится объединенная российская военная база. В ее составе четыре объекта: аэродром Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ в Канте, испытательная военно-морская база на Иссык-Куле, узел связи в поселке Чалдовар и автономный сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу. Приоритетные направления сотрудничества в гуманитарной сфере — образование и культура. Реализуется Программа сотрудничества между Министерством культуры РФ и Министерством культуры, информации и туризма КР на 2015-2017 годы.

Укрепляются связи в образовательной сфере. Важнейшую роль в этом плане играет Кыргызско-Российский Славянский университет, открытый в Бишкеке в 1993 году. С июня 2011-го в Бишкеке работает Российский центр науки и культуры (РЦНК). В декабре 2016 года филиал РЦНК открылся в Оше.

 

13..Кыргызстан в рамках двусторонних отношений с США

В конце 90-х годов ХХ века Соединенные Штаты Америки (США) поспешили признатьнезависимость новых государств после распада СССР. Уставшие от тоталитарного управления, эти государства ожидали безоблачные перемены от сотрудничества с США. Дипломатические отношения начались открытием впервые в истории Кыргызстана посольства Соединенных Штатов Америки (США) в Бишкеке 1 февраля 1992 года. Договорно-правовую базу двусторонних отношений, заложенную во время взаимных визитов на различных уровнях, составили более 20 соглашений, важнейшими из которых являлись Соглашение о стимулировании инвестиций, подписанные в Вашингтоне 8 мая 1992 г., и соглашение о поощрении взаимной защите капиталовложений (Вашингтон, 19 января 1993 г.). Основой для развития двусторонних отношений стал Меморандум о взаимопонимании между Правительствами КР и США от 26 августа 1992 года.

Эволюция кыргызского-американских отношений проанализирована в книге Н.М. Омарова«Международные отношения в эпоху глобального развития». За минувшие годы Кыргызская Республика прошла сложный период трансформации своих отношений с США, превратившись, в итоге, в одного из основных партнеров Америки в Центральноазиатском регионе, что и было подтверждено в ходе встречи глав государств 23 сентября 2002 года [1, С. 235-241].

В своем исследовании «Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг.» Д.С. Поповразделяет внешнюю политику США в Кыргызстане за прошедшие годы на следующее этапы: 1) В 1990-е года усилия США активно были на демилитаризацию Кыргызстана от имеющего военного потенциала СССР; 2) С 2001 г. военные программы Вашингтона в Центральной Азии реализовывались с прицелом на решение задач, которые стояли перед американской армией в Афганистане. Центральная Азия не относится к числу традиционных для США рынков сбыта ВВТ, но с начала 1990-х гг. Пентагон систематически осуществляет сюда их точечные поставки и реализует локальные программы военной подготовки [2, C. 167-168].

Другой исследователь М.А. Закиров выделяет три этапа в развитии кыргызско-американских межгосударственных отношений:

В первом (1991-1995 гг.) вырабатываются основные принципы внешней политики США по отношению к республикам Центральной Азии. Это время ограниченного участия американцев во внутреннем развитии региона и, соответственно Кыргызстана.

Во втором (1996-1999 гг.) этапе США более активно проникают в регион, широко используя для этого подконтрольные им финансовые и военно-политические институты (МВФ, НАТО); усиливается их экономическая, политическая и культурное влияние на регион.

Третий (с 2000 г. по 2013-2014 гг. прим. автора) характеризуется беспрецедентным проникновением США в регион. В ноябре-декабре 2001 г. в Узбекистане и Кыргызстане разместились американские военные базы. 3 июня 2014 года состоялась официальная церемония закрытия американского Центра транзитных перевозок, поставившая точку в истории американского военного присутствия на территории нашей страны. В связи с обозначившимся (с приходом Путина) произошел поворот России к центральноазиатским странам [3, C. 17-19.].

3 февраля 2009 года К. Бакиев на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве заявил, что Правительство Кыргызстана решило закрыть американскую военную базу в Манасе. Причиной этого, по его словам, стали нерешённые в течение последних лет вопросы экономической компенсации за пребывание американской базы на территории Кыргызстана и дело об убийстве гражданина Кыргызской Республики американским военнослужащим.

В последующем произошла преобразование военной авиабазы «Ганси» в Центр транзитных перевозок. Особенно период правления К. Бакиева в международной политике Кыргызстана можно характеризовать как период безответственности, стремлением даже внешние связи страны подчинить интересам семьи.

За годы независимости состоялись официальные визиты президентов Кыргызстана в США, а ни разу президент США не посетил КР. К положительным моментам двухсторонних отношений можно отнести то, что после долгих дебатов в 2000 г. конгресс США принял закон, в одном из подпунктов которого говорится о снятии в отношении Кыргызстана действия главы и торгового акта 1974 г. (так называемой поправки Джексона Вэника), а также поддержку конгресса США при вступлении КР в ВТО в 1998 г. Однако, на заключение немалых торгово-экономических соглашений, в реальности они оказались весьма неэффективными, так как американские бизнесмены не спешили вкладывать крупные инвестиции в нашу экономику. По-настоящему крупные стратегические проекты, наподобие TAPI и ЛЭП CASA-1000, остаются на бумаге.

Правительственные и частные организации США (Корпус мира, АКСЕЛС, ЮСИА, ЮСАИД, фонд «Сорос-Кыргызстан» и др.) оказывали большую помощь системе образования Кыргызстана по разным направлениям.

Военное сотрудничество между КР и США осуществлялось в таких сферах, как подготовка миротворческих подразделений, военное образование, система безопасности государственных границ и региона, борьба с терроризмом.

Продолжая эту хронологию, автор добавляет четвертый этап (2014 г. – по настоящее время) двухсторонних отношений КР и США, который характеризуется охлаждением межгосударственных отношений. 11 июля 2014 года парламент Кыргызской Республики одобрил решение Правительства страны о денонсировании «Соглашение о сотрудничестве между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки, подписанное 22 июня 2009 года в городе Бишкек, и Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки относительно Центра транзитных перевозок в Международном аэропорту «Манас» и о каких-либо объектах и видах недвижимости, связанных с ним, подписанное 22 июня 2009 года в городе Бишкек».

Одним из наиболее громких стало высказывание по поводу дальнейшего пребывания в Кыргызстане военной базы США. «В международном аэропорту «Манас» не должно быть военной составляющей, – заявил президент КР А. Атамбаева на большой пресс-конференции журналистам. –Это моя принципиальная позиция. И она не принята под чьим-то давлением». Присутствие американцев, по словам президента, оказывает на регион дестабилизирующее воздействие. Производство наркотиков за 11 лет войны в Афганистане не переставало увеличиваться, причем даже не на всей территории страны, а в одной афганской провинции, которую при желании за это время можно было, по словам А. Атамбаева, «вообще стереть с лица земли». В перспективе присутствие американцев в Манасе может создать для Кыргызстана большие осложнения. «То, что там находятся вооруженные силы другого государства, создает проблемы для нас. Предпринимались попытки диверсий. И, как сказал один генерал, если по ним нанесут удар, то они дадут ответ по всем базам США», – подчеркнул президент [4].

По мнению экспертов, США нам не смогли в должной мере оказать помощь ни в экономическом плане, ни в плане безопасности. Кто сегодня может перечислить реальные американские инвестиции в экономику нашей страны, развитие инфраструктуры и производство? Сколько промышленных предприятий построено? Трудно назвать цифры. А гуманитарную помощь они оказывали и до дислокации базы. Даже если вывод базы отрицательно повлияет на двусторонние отношения, как я уже говорил в начале, США имеет серьезные геополитические интересы в ЦА, они обязательно возобновят двусторонние отношения. И термин госпожи Клинтон «перезагрузка» тогда для развития нашего сотрудничества, может быть, будет уместен [5].

Скандал вокруг Азимжана Аскарова, правозащитника узбекской национальности, осужденного на пожизненный срок по обвинениям в разжигании межнациональной розни и убийстве милиционера во время межэтнического конфликта в 2010 году на юге Кыргызстана, стал следующей вехой усиления напряженности в кыргызско-американских отношениях. 16 июля 2015 года Госдепартамент США наградил Аскарова премией «Защитник прав человека». Данное событие вызвало крайне негативную реакцию президента Атамбаева и общественности, и было расценено как недружественный акт США в отношении Кыргызстана. Президент назвал решение Государственного департамента США попыткой создать в республике «управляемый хаос».

Осенью 2014 года посол США в Кыргызской Республике Памела Спратлен накануне завершения своей дипломатической миссии в статье «Демократия в Центральной Азии: поддержка Кыргызстана» написала, что в ухудшении отношений двух стран виновата Россия. «Сталкиваясь со множеством внутренних и внешних проблем, президент Атамбаев наладил прочное партнерство с президентом России Путиным, считая Россию одним из малочисленных вариантов для получения крайне необходимой помощи… По ряду других вопросов новое руководство Кыргызстана приветствовало бы партнерство США, но отдает приоритет отношениям с Россией, что зачастую нам вредит» [6].

Таким образом, из анализа кыргызско-американских отношений видно, что они в основном сосредоточены на вопросах поддержки демократии, гражданского общества. В разные годы наша страна рассматривался США как государство, которому стоит уделить внимание, то, как государство, которое не представляет для США никакого интереса. Торгово-экономические связи составляют мизерный процент. Не оправдались ожидания о реальных инвестициях и технологиях США в экономику нашей страны. Во внешнеполитических программах США отношения к Кыргызстану остается неопределенным.



2018-07-06 591 Обсуждений (0)
Кыргызстан в рамках двусторонних отношений с Россией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кыргызстан в рамках двусторонних отношений с Россией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)