Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика исследования.



2018-07-06 281 Обсуждений (0)
Методика исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Современную эпоху не редко называют «информационной эрой» или «веком информации». Этот термин довольно точно характеризует наше время, в котором информация приобретает большое значение, становится ценностью. Одним из факторов, способствующих таким изменениям, является развитие электронных средств коммуникации. Появившиеся в XX веке технологии, такие как радио, кинематограф, телевидение, а затем и интернет, существенно изменили процесс коммуникации. Именно появление электронных медиумов принято считать революцией, положившей начало современному обществу как таковому. Однако не все исследователи разделяют эту точку зрения. Так Маршалл Маклюэн в своей книге «Галактика Гуттенберга» (Маклюэн, 2015) высказывает гипотезу о том, что не менее значимым для человечества изобретением стало открытие печатного пресса, которое вслед за появлением фонетического алфавита окончательно и бесповоротно направило человечество на путь культурных и социальных перемен, заставляя оставить позади племенные устои и двигаться вперед к детрайбализации и индивидуализму.

Дальнейшее развитие технологий и появление новых электронных коммуникационных средств, по мнению Маклюэна, приведет к обратному процессу – появлению «глобальной деревни», возвращению к племенному восприятию мира, где рушатся коммуникативные барьеры, размываются территориальные и государственные границы.

Отчасти эти предположения оправдались: средства коммуникации сегодня действительно значительно упрощают жизнь и стирают границы, но вместе с тем происходят и другие изменения, обусловленные развитием таких технологий. Так современный человек оказывается под воздействием больших объемов информации, которые не обладают при этом никаким смыслом. Ж. Бодрийяр писал по этому поводу следующее: «Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла» (Бодрийяр, 2014: 109); «Тем самым информация разлагает смысл, разлагает социальное, превращает их в некую туманность, обреченную вовсе не на прирост нового, а наоборот, на тотальную энтропию» (Бодрийяр, 2014: 112). Находясь под воздействием все больших объемов информации, современный индивидуум превращается в пассивного её потребителя, а сама информация, лишаясь смысла, уже не является знанием. Маклюэн очень точно оформил этот процесс вербально, заменив одну букву в своем тезисе. «Themediumisthemessage» («средство коммуникации есть сообщение») превратилось в «Themediumisthemassage» (средство коммуникации есть массаж). Действительно, получается, что информацией становится совокупность сообщений, никаким смыслом уже не обладающих, а потребитель подвергается воздействию, сходному с процедурой массажа, ощущая приятное воздействие извне. При этом знание как-бы растворяется в больших объемах информации, что приводит е его (знания) фрагментации. Возникает феномен, который сегодня принято называть «клиповым мышлением». Потребителю становится трудно распознавать и декодировать знаки в этой информационной лавине, и тем более интерпретировать их. В результате в нашем обществе возникает тенденция к сокращению письменных текстов, т.к. адресат способен воспринимать лишь краткие письменные вербальные послания. В качестве примера для иллюстрации этого явления можно привести социальную сеть «Twitter», где максимальная длина сообщения ограничивается 280 символами.

Таким образом, современный человек познает мир через короткие видеоролики, тексты небольшой длины, ленты новостей в социальных сетях. Традиционные СМИ, такие как газеты, радио и телевидение вытесняются электронными средствами массовой информации. Смотреть телевизор и читать газету становится «не модно», доверие к этим медиумам со стороны потребителя падает, в массовом сознании возникает представление о том, что они искажают действительность и используются для различного рода манипуляций и пропаганды. Доверие же к интернету, напротив, растет, о чем свидетельствуют данные «Левада-центра» (URL: http://www.levada.ru/2016/11/18/rossiyane-stali-menshe-doveryat-televideniyu/). Не исключено, что всемирная сеть окончательно вытеснит другие электронные средства коммуникации, и короткие тексты, видеоролики и ленты соцсетей станут основными источниками информации для массовой аудитории.

Не смотря на большое доверие аудитории к сети как источнику информации, доминирование в электронном пространстве сообщений, оформленных в виде относительно коротких последовательностей знаков, а также затруднения потребителя, связанные с обработкой длинных текстов и текстов средней длинны, возникают новые возможности для манипуляции знаками и знаковыми образованиями с целью порождения, внедрения и закрепления в сознании (как индивидуальном так и массовом) идей, образов, смыслов, способных побуждать «носителя» к определенным действиям, и формирующих особые ментальные структуры – фреймы, совокупностью которых и является знание. Эффективным инструментом для подобных манипуляций становятся слабоизученные коммуникативные механизмы, позволяющие легко оперировать знаками (как вербальными, так и невербальными), их означающими и означаемыми, конструируя идеи, образы, смыслы, способные буквально «прошивать сознание насквозь» (Романов, Романова, Морозова, 2015), а также самореплицироваться, т.е. создавать свои копии в сознании участников коммуникативного процесса. Среди прочих подобных коммуникативных механизмов можно выделить «вирусный» и меметический как наиболее эффективные, малоизученные, но вместе с тем и часто встречающиеся в условиях сетевой коммуникации. Эти коммуникационные механизмы являются объектомнастоящей работы.

Единицы «вирусной» и меметической коммуникации могут принимать различные формы: от «мелодий, и модных словечек» (Докинз, 2015: 295) до лозунгов и идей. Эти единицы мы разделяем на мемы и регулятивы; подробный их анализ представлен в главе 2 настоящей работы.

Предметомдиссертационного исследования являются заголовки электронных новостных ресурсов, которые очень хорошо иллюстрируют тезис о том, что адресат быстрее и проще декодирует и интерпретирует короткие последовательности вербальных знаков, чем традиционные «длинные» тексты статей.

Целью диссертационного исследованияявляется описание «вирусного» и меметического механизма коммуникации и их единиц. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

1. Сформулировать понятия «вирусной» и меметической коммуникации.

2. Выявить основные единицы этих коммуникативных механизмов, описать их сходства и различия

3. Изучить особенности вербальной и невербальной меметической коммуникации в масс-медийном дискурсе.

4. Описать механизм участия информативно-оперативных единиц распространения информации во фреймообразовании на примере заголовков электронных СМИ.

Меметический и «вирусный» механизмы все чаще используются в масс-медийной коммуникации, однако, как сами эти механизмы, так и их единицы описаны в научной литературе недостаточно. Так понятию «мем» до сих пор не дано четкого определения. Более того, существуют различные подходы и взгляды на мем как единицу передачи информации. В настоящей работе описываются биологический и лингвистический подход, однако, особое внимание уделяется рассмотрению мема с позиций лингвистики и теории коммуникации.

Методика исследования.

Для достижения поставленной цели и выполнения задач исследования мы воспользовались методами анализа и синтеза изученного теоретического материала, описательным методом с целью разъяснения различных научных взглядов и представлений на поставленную проблему, методом сплошной выборки для отбора материала исследования из электронных СМИ. Основным эмпирическим методом, используемым в исследовании, стал опрос.

 



2018-07-06 281 Обсуждений (0)
Методика исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)