Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы исследования.



2018-07-06 319 Обсуждений (0)
Теоретические основы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве теоретической базы настоящего исследования были использованы работы следующих отечественных и зарубежных ученых: В.М. Бехтерев,А.А. Романов, Л.А. Романова, О.Н. Морозова, Р. Докинз, Р. Броди, А. Менегетти, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна.

Материал для практической части исследования был взят из электронных СМИ сети «Интернет».

Впервые о «психических микробах» написал В.М. Бехтерев: «(они) хоть и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, чрез книги, газеты и пр., словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными» (Бехтерев, 1903: 5). Термин «мем» ввел в 1976 году биолог Р. Докинз, который в своей знаменитой книге «Эгоистичный ген» (Докинз, 2013), посвященной проблемам эволюции биологических организмов, предположил, что существует «эволюция второго порядка» со своими единицами, которые как и гены стремятся создавать свои копии, но в отличие от них реализуют себя не на биологическом уровне, а в ментальном пространстве. Докинз считал, что мемы (англ. meme, по аналогии с gene– ген) представляют собой единицы культурной эволюции. Подобно своему «дальнему родственнику» - гену, мем как репликатор стремится создать как можно большее число своих копий. «Хороший мем» (по Докинзу) справляется с этой задачей успешно, и, следовательно, обеспечивает себе долгое существование. Примерами «хорошего мема» могут послужить некоторые рекламные слоганы: «Сделай паузу – скушай Twix», «Россия – щедрая душа»; политические лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Свобода, равенство, братство»; визуальные изображения (фотография мертвого мальчика - беженца, утонувшего по пути в Европу); фрагменты многих музыкальных произведений, широко распространившиеся, и легко узнаваемые в разных странах мира.Мемы могут быть и невербальными: так сам Докинз дает понятию «мем» следующее определение: «мем– это основная единица передачи культурной информации, то есть имитации...(это) мелодии, идеи, модные словечк и выражения, способы варки похлебки илисооружения арок» (Докинз, 2015: 295).Р. Броди впоследствии, развивая идеи Докинза, сформулировал следующее «рабочее» определение мема: «Мем–это единица информации в сознании, чье существование влияет на события так, что большое число ее копий возникает в других сознаниях» (Броди, 2001).

Существует еще целый ряд определений для термина «мем», принадлежащих другим исследователям, однако, на наш взгляд, все они не в полной мере отражают сущность этой информативно-оперативной единицы передачи информации. Дело в том, что развивая идеи Докинза, все они основываются только лишь на одной функции мема – саморепликации, в то время как этих функций в действительности больше, а механизм его воздействия на ментальную сферу человека – гораздо глубже и сложнее. Он будет подробно рассмотрен в настоящем исследовании.

Лингвистический аспект изучаемой проблемы одним из первых описал А. А. Романов. В своих работах, посвященных эффективной коммуникации, он ввел понятие диалогического регулятива. Являясь, как и мем репликатором (т. е. создавая в сознании участников диалогического общения свои копии), регулятив, однако, не рассматривается как биологическая сущность, а следовательно, определение "вирусный", часто употребляемое при описании регулятивной коммуникации - всего лишь метафора. Тем не менее, и биологи, и лингвисты, изучающие феномен "вирусной" и меметической информации, сходятся во мнении, что мемы (регулятивы) не просто привносят определенные смыслы в сознание коммуниканта, но и «программирует» его. По Р. Броди, если сравнить человека с компьютером, то наше сознание – это жесткий диск («hardware»), а мемы – программное обеспечение («software»). Взаимодействуя друг с другом, они образуют «мемофонд», или «систему метарегулятивов», который, в конечном итоге, и определяет верования, убеждения, политические пристрастия, создавая меметическо-регулятивную реальность. Таким образом, понимание меметических механизмов коммуникации позволяет транслировать привнесенные "обманные" смыслы в сознание как индивидуального, так и массового адресата, предоставляет новые, чрезвычайно эффективные инструменты формирования общественного мнения. (Броди, 2001; Романов, Романова, Морозова, 2015). Именно с этих позиций мы и рассматриваем феномен «вирусной» (меметической) коммуникации в данном исследовании.

Основные понятия, испльзуемые в работе.

Дискурс – это совокупность естественно-языковых практик, объединенных вокруг иллокутивной доминанты (Романов, Романова 2018).

Дискурсивная реальность. Определение А. Романова: Дискурсивная реальность, созданная актами медийной дискурсии, есть продукт инфосферы (медиа-пространства), где дискурс выполняет функционально-инструментальную, орудийную роль некоторого сконструированного формата, своего рода «окна», сквозь которое проходит информация к потребителю, а вместе с ней и предлагаемая авторская («срежиссированная») оценка вербально-коммуникативного события, созданного (или создаваемого) дискурсом как стимулом (раздражителем) с соответствующей реакцией, который становится психологическим орудием в силу использования его как средства воздействия на психику и поведение» (Романов, 2017: 210)

Регулятивпо А. Романову «представляет собой содержащуюся в «психосфере», по В. Гумбольдту, говорящей личности единицу информации, которая, влияя на ход определенных событий в процессе типовой дискурсивной интеракции (воздействия), способствует как возникновению своих «копий» в умах участников такой интеракции, так и генерированию всей системы регулятивных единиц (системы - дискурса), находящихся в «архиве» ментального пространства («вместилища») и используемых участниками диалогической коммуникации, развивающейся по типовому (фреймовому) сценарию» (Романов, Романова, Морозова, 2015 (а): 12).

Мем. Существует несколько различных определений этого понятия, однако, ни одно из них, на наш взгляд, в полной мере не отображает его сущность, свойства и функции. Для введения в настоящую работу считаем целесообразным использовать «рабочее» определение Р. Броди: «Мем – это единица информации в сознании, чье существование влияет на события так, что большое число ее копий возникает в других сознаниях» (Броди, 2001).

Фрейм. По мнению А. Романова, под фреймом следует понимать «гиперкоммуникативную конфигурацию, коммуникативно-социальное поле…, ядром которой является сам репликовый шаг как речевое произведение, направленное на решение коммуникативной задачи в диалогическом взаимодействии во всех своих связях и отношениях, с учетом своих фунционально-семантических свойств и особенностей, фиксирующих различные стороны отражения говорящим субъектом существующей реальности в речемыслительном процессе» (Романов, 1988: 27).



2018-07-06 319 Обсуждений (0)
Теоретические основы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)